Урок русского языка в 3 классе.
Учитель начальных классов: Мягченкова Светлана Николаевна
Средняя школа № 25 имени Н.К. Крупской.
Тема: Значение слова. Повторение старого и открытие нового. Омонимы.
Цель Расширить знания детей по теме «Значение слов», включить новые знания об омонимах и повторить понятия: синонимы и антонимы.
Задачи Образовательные:
• ввести понятие «омонимы»;
• научить детей распознавать омонимы;
• научить сравнивать по значению синонимы, антонимы и омонимы.
Развивающие:
• развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД
Воспитательные:
• воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке
УУД Регулятивные УУД
• умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
• умение высказывать своё предположение при работе с материалом учебника;
• совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
• умение определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания
Познавательные УУД
• умение наблюдать и делать выводы;
• ориентироваться в системе собственных знаний (определять границы знания-незнания);
• находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в результате практической работы
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и понимать речь своих товарищей;
• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
• умение работать в парах и группе;
• умение вести диалог.
ЛичностныеУУД:
• формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Планируемые результаты: • уметь находить омонимы по их значению;
• уметь сравнивать синонимы, антонимы и омонимы;
• повышение активности учащихся на уроках;
• улучшение результатов обучения;
• использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
• обогащение словарного запаса учащихся.
Ресурсы: компьютер, тетрадь, линейка, учебники, карандаши, карточки
Ход урока:
Орг. момент.
Предлагаю коснуться ладошками друг друга и передать чувство уверенности. Всё на уроке у вас получится.
2. Актуализация знаний.
Урок хочу начать с таких слов « С маленькой удачи начинается большой успех»
-Как вы понимаете эти слова? Какая у нас может быть « маленькая» удача? А почему же « большой успех»? Где может пригодиться такой успех?
Пусть эти слова послужат нам сегодня девизом нашего урока. И помогут быть успешными. Я буду этому рада.
В своей работе мы выполним 2 шага: 1 шаг-должны определить, что я не знаю . От чего нам отталкиваться. 2 шаг-должен сам найти свой способ, открыть своё новое знание.
У вас на партах лежат карточки с написанными на них словами. Вы их должны объединить в пары: 1 и 3 группа-слова с одинаковым значением ,2 и 4 группа-слова с противоположным значением.
-Как называются слова 1 и 3 группы? 2 и 4 группы?
- Какие слова никуда не отнесли? -Что обозначают эти слова?
- Обратитесь к Толковому словарю и найдите значение.
(Дети работают в группах.)
1 и 3 группа :
храбрый-отважный дивный-чудесный студёный-холодный
2 и 4 группа: солёный-сладкий старый-новый длинный-короткий
-Почему вы объединили именно так данные слова. - Как называются слова 1 и 3 группы? 2 и 4 группы? Что обозначают эти слова?
-Какие слова никуда не отнесли? (лёгкие) Обратитесь к Толковому словарю и найдите значение.
(В словаре 4 значения, т.е. это многозначное слово.) Но есть ещё одно значение, как человеческий орган. Что это за слова?
2. Постановка учебной задачи.
-Итак, определите, что мы уже знаем и что предстоит узнать на сегодняшнем уроке. - Мы знаем, что слова с противоположным значением называются антонимами. Слова с похожим значением называются синонимами.
А предстоит узнать, как называются слова, которые одинаково произносятся, но абсолютно разные по значению. Вернёмся к нашему девизу. Что о нём можно сказать с точки зрения русского языка? 3.Повторение изученного.
Работа над новым словарным словом.
Откройте печ. тет. с. 22. Прочитайте инструкцию.( Впиши новое словарное слово РИСУНОК , поставив его в форму ед.ч. П.п. с предлогом На.Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Впиши в столбик слова-синонимы. Над ними укажи часть речи. Рядом напиши родственные существительные со значением действия, образованные от этих слов. В последнем предложении подчеркни основу.)
У сол..ца л..цо счастливое очень.
См..ётся оно……………….., х..хочет!
-Прежде, чем приступить к этому заданию, что мы с вами должны вспомнить?
3. Динамическая пауза
Физминутка - игра «Делай все наоборот»
Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.
1) Опустите руки вниз.
2) Поднимите руки вверх. }2 р.
3) Голову поднимите.
4) Голову опустите. }2 р.
5) Поворот туловища вправо.
6) ----------------------- влево. }2 р.
7) Закройте глаза (откройте) }2 р.
8) Привстаньте.
9) Присядьте.
Спасибо. Садитесь за парты.
4.Закрепим понятие о синонимах и антонимах.
Открыли рабочие тетради. Записываем : Двадцать девятое января. Классная работа.
Сейчас поработаем в парах. Открываем учебник с. 38 Упр. 36. Прочитали задание. (Найди слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщи синонимы этих слов в словарных статьях. Например: наивный-доверчивый. Подбери антоним к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях. Посмотри, как это сделал Миша: НАИВНЫЙ-НЕДОВЕРЧИВЫЙ)
-Расскажите алгоритм ваших действий. Записываем слова в тетрадь. Приступаем к работе. НАИВНЫЙ-ДОВЕРЧИВЫЙ-НЕОПЫТНЫЙ
НАИВНЫЙ- ОПЫТНЫЙ
ОПРЯТНЫЙ-АККУРАТНЫЙ-ЧИСТЫЙ
ОПРЯТНЫЙ-ГРЯЗНЫЙ
5. Актуализация знаний.
А)Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.(устно)
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град.
Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.
Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же?
«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.
А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении:
Из темной тучи выпал крупный град.
«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?
-Как называются такие слова? Омонимы (Омонимы – звучат одинаково, значения разные.)
Б)Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.
Я разделила вас на 3 группы. ( по рядам)
1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3.
2 группа –экипаж1 и экипаж2.
3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы.
-Как можно доказать, что эти слова омонимы?
Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
Антонимы – слова с противоположными значениями
Омонимы – звучат одинаково, значения разные.
6. Первичное усвоение новых знаний. (в учебнике)
Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:
Син-оним ант-оним ом-оним
Какую общую часть вы обнаружили?
Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.
Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:
СИН – единый, охватывающий всё;
АНТ – противоположный;
ОМ – один и тот же, одинаковый.
Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия».
Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?
А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».
Если «фон» по-гречески означает «звук», как ты переведешь слова омофоны, антифоны?
-А что такое антипатия?
-Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?
Зарядка для глаз:
закройте глаза – откройте ( 2раза),
посмотрите вверх – вниз ( 3раза),
далеко - близко ( 3 раза).,
налево - направо (3 раза)
- Кто был внимателен , какие антонимы я вам назвала?
6. Закрепление новых понятий.
Самостоятельная работа с обсуждением итогов.
- Каждой группе даны слова-омонимы. Ваша задача придумать и записать предложения с ними ,но с разными значениями.
- Кому не понятно значение, посмотрите Толковый словарь.
1группа- «берегу» и «на берегу»
2 группа – «три» и «три»
3 группа – «среда» и «среда»
4 группа – «норка» и «норка»
- Дети выполняют задание в группах:
- Читают. Проверяют.
- А для чего нужны в нашей речи «синонимы», «антонимы» и «омонимы» и где мы с ними встречаемся? Об этом поговорим на следующем уроке.
- Омонимы бывают разных частей речи.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте подведём итоги.
- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?
Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
-Какие слова мы называем «омонимами»?
- Что, на ваш взгляд, нам удалось?
-Что не удалось?
-Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что?
-За что можете похвалить себя?
8. Домашнее задание:
*Упр.39. Задание творческое .1.Запишите словосочетания с новыми словами, которые использовались на уроке.2. Запишите предложения со словами, которые использовали на уроке, новые для тебя.
Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Выставление оценок.