СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме " Значение слов. Омонимы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводится новое понятие " омонимы". Учащиеся учатся распознавать их, сравнивать по значению синонимы, антонимы, омонимы

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме " Значение слов. Омонимы."»

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель начальных классов: Мягченкова Светлана Николаевна

Средняя школа № 25 имени Н.К. Крупской.

Тема: Значение слова. Повторение старого и открытие нового. Омонимы.

Цель Расширить знания детей по теме «Значение слов», включить новые знания об омонимах и повторить понятия: синонимы и антонимы.

Задачи Образовательные:

• ввести понятие «омонимы»;

• научить детей распознавать омонимы;

• научить сравнивать по значению синонимы, антонимы и омонимы.

Развивающие:

• развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Воспитательные:

• воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке

УУД Регулятивные УУД

• умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

• умение высказывать своё предположение при работе с материалом учебника;

• совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

• умение определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания

Познавательные УУД

• умение наблюдать и делать выводы;

• ориентироваться в системе собственных знаний (определять границы знания-незнания);

• находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в результате практической работы

Коммуникативные УУД:

• умение слушать и понимать речь своих товарищей;

• уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

• умение работать в парах и группе;

• умение вести диалог.

ЛичностныеУУД:

• формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.



Планируемые результаты: • уметь находить омонимы по их значению;

• уметь сравнивать синонимы, антонимы и омонимы;

• повышение активности учащихся на уроках;

• улучшение результатов обучения;

• использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

• обогащение словарного запаса учащихся.

Ресурсы: компьютер, тетрадь, линейка, учебники, карандаши, карточки

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Предлагаю коснуться ладошками друг друга и передать чувство уверенности. Всё на уроке у вас получится.

2. Актуализация знаний.

Урок хочу начать с таких слов « С маленькой удачи начинается большой успех»

-Как вы понимаете эти слова? Какая у нас может быть « маленькая» удача? А почему же « большой успех»? Где может пригодиться такой успех?

Пусть эти слова послужат нам сегодня девизом нашего урока. И помогут быть успешными. Я буду этому рада.

В своей работе мы выполним 2 шага: 1 шаг-должны определить, что я не знаю . От чего нам отталкиваться. 2 шаг-должен сам найти свой способ, открыть своё новое знание.



 У вас на партах лежат карточки с написанными на них словами. Вы их должны объединить в пары: 1 и 3 группа-слова с одинаковым значением ,2 и 4 группа-слова с противоположным значением.

-Как называются слова 1 и 3 группы? 2 и 4 группы?

- Какие слова никуда не отнесли? -Что обозначают эти слова?

- Обратитесь к Толковому словарю и найдите значение.

(Дети работают в группах.)

1 и 3 группа :

храбрый-отважный дивный-чудесный студёный-холодный

2 и 4 группа: солёный-сладкий старый-новый длинный-короткий

-Почему вы объединили именно так данные слова. - Как называются слова 1 и 3 группы? 2 и 4 группы? Что обозначают эти слова?

-Какие слова никуда не отнесли? (лёгкие) Обратитесь к Толковому словарю и найдите значение.

(В словаре 4 значения, т.е. это многозначное слово.) Но есть ещё одно значение, как человеческий орган. Что это за слова?

2. Постановка учебной задачи.

-Итак, определите, что мы уже знаем и что предстоит узнать на сегодняшнем уроке. - Мы знаем, что слова с противоположным значением называются антонимами. Слова с похожим значением называются синонимами.

А предстоит узнать, как называются слова, которые одинаково произносятся, но абсолютно разные по значению. Вернёмся к нашему девизу. Что о нём можно сказать с точки зрения русского языка? 3.Повторение изученного.

  1. Работа над новым словарным словом.

Откройте печ. тет. с. 22. Прочитайте инструкцию.( Впиши новое словарное слово РИСУНОК , поставив его в форму ед.ч. П.п. с предлогом На.Подчеркни в нём букву, написание которой надо запомнить. Вставь пропущенные буквы. Впиши в столбик слова-синонимы. Над ними укажи часть речи. Рядом напиши родственные существительные со значением действия, образованные от этих слов. В последнем предложении подчеркни основу.)

У сол..ца л..цо счастливое очень.

См..ётся оно……………….., х..хочет!

-Прежде, чем приступить к этому заданию, что мы с вами должны вспомнить?

3. Динамическая пауза

Физминутка - игра «Делай все наоборот»

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. }2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. }2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) ----------------------- влево. }2 р.

7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

8) Привстаньте.

9) Присядьте.

Спасибо. Садитесь за парты.

4.Закрепим понятие о синонимах и антонимах.

Открыли рабочие тетради. Записываем : Двадцать девятое января. Классная работа.

Сейчас поработаем в парах. Открываем учебник с. 38 Упр. 36. Прочитали задание. (Найди слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщи синонимы этих слов в словарных статьях. Например: наивный-доверчивый. Подбери антоним к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях. Посмотри, как это сделал Миша: НАИВНЫЙ-НЕДОВЕРЧИВЫЙ)

-Расскажите алгоритм ваших действий. Записываем слова в тетрадь. Приступаем к работе. НАИВНЫЙ-ДОВЕРЧИВЫЙ-НЕОПЫТНЫЙ

НАИВНЫЙ- ОПЫТНЫЙ

ОПРЯТНЫЙ-АККУРАТНЫЙ-ЧИСТЫЙ

ОПРЯТНЫЙ-ГРЯЗНЫЙ

5. Актуализация знаний.

А)Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.(устно)

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град.

Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.

Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же?

«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.

А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении:

Из темной тучи выпал крупный град.

«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?

-Как называются такие слова? Омонимы (Омонимы – звучат одинаково, значения разные.)

Б)Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.

Я разделила вас на 3 группы. ( по рядам)

1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3.

2 группа –экипаж1 и экипаж2.

3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы.

-Как можно доказать, что эти слова омонимы?

Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Антонимы – слова с противоположными значениями

Омонимы – звучат одинаково, значения разные.

6. Первичное усвоение новых знаний. (в учебнике)

Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:

Син-оним ант-оним ом-оним

Какую общую часть вы обнаружили?

Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.

Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:

СИН – единый, охватывающий всё;

АНТ – противоположный;

ОМ – один и тот же, одинаковый.

Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия».

Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?

А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».

Если «фон» по-гречески означает «звук», как ты переведешь слова омофоны, антифоны?

-А что такое антипатия?

-Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?

Зарядка для глаз:

закройте глаза – откройте ( 2раза),

посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

далеко - близко ( 3 раза).,

налево - направо (3 раза)

- Кто был внимателен , какие антонимы я вам назвала?

6. Закрепление новых понятий.

Самостоятельная работа с обсуждением итогов.

- Каждой группе даны слова-омонимы. Ваша задача придумать и записать предложения с ними ,но с разными значениями.

- Кому не понятно значение, посмотрите Толковый словарь.

1группа- «берегу» и «на берегу»

2 группа – «три» и «три»

3 группа – «среда» и «среда»

4 группа – «норка» и «норка»

- Дети выполняют задание в группах:

- Читают. Проверяют.

- А для чего нужны в нашей речи «синонимы», «антонимы» и «омонимы» и где мы с ними встречаемся? Об этом поговорим на следующем уроке.

- Омонимы бывают разных частей речи.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте подведём итоги.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

-Какие слова мы называем «омонимами»?

- Что, на ваш взгляд, нам удалось?

-Что не удалось?

-Кого из одноклассников вам хочется похвалить? За что?

-За что можете похвалить себя?

8. Домашнее задание:

*Упр.39. Задание творческое .1.Запишите словосочетания с новыми словами, которые использовались на уроке.2. Запишите предложения со словами, которые использовали на уроке, новые для тебя.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Выставление оценок.