ТЕМА: «Текст и его заголовок».
ЦЕЛИ: Образовательные:
- закрепление навыков работы с текстом;
обучение анализу текста, умению определять тип текста, его признаки, редактированию теста с нарушениями норм письменной речи ;
обучение овладению чтением как видом речевой деятельности.
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать
и анализировать собственную учебную деятельность;
- развитие аналитического мышления;
- развитие умения слушания и говорения.
Воспитательные:
- создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка
путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-карточки для индивидуальной работы обучающихся;
-меловая запись на доске;
-мультимедийный проектор, экран;
-презентация «Текст и его заголовок».
Ход урока
I. Приветствие гостей.
- Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.
II. Эмоциональный настрой на урок.
- Ребята, чтобы у вас сегодня на уроке всё получалось, со всеми заданиями вы смогли легко справиться, мне бы хотелось напутствовать вас на урок такими словами (Слайд 2):
Учитесь с улыбкой,
Шутите учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесь без скуки,
Как мы! В добрый час!
-Соберите пословицу (Слайд 3):
«Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.»
-Как вы понимаете её смысл? (Слайд 4)
-Эта пословица будет нашим девизом на уроке.
-Давайте попробуем на уроке не забывать об этой народной мудрости.
III. Чистописание.
- Откройте тетрадь. Вспомним правила посадки при письме. (Слайд 5)
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я, «вот-так» держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь !
- Запишите сегодняшнее число … . Классная работа.
- Начинаем урок традиционно с чистописания. (Слайд 6) Пропишите строчные буквы, чередуя их в таком порядке:
т к е с
IV. Сообщение темы и задач урока.
- Из букв, прописанных в чистописании, попробуйте составить слово. Буквы в слове могут повторяться. (Слайд 7)
- Тема урока «Текст и его заголовок». Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 8)
- Прочитайте, что мы будем делать на уроке.
*Повторим признаки текста.
*Вспомним разные типы текста.
*Узнаем о роли заголовка в тексте.
V. Актуализация раннее изученного.
1. Повторение признаков текста.
-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм».
-Отвечайте на вопросы хором, быстро.
*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). (Слайд 9)
*То, о чём говорится в тексте - это его (тема) (Слайд 10)
*То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль)
*В нём отражена тема текста – это (заголовок)
2.Повторение типов текста.
- Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем?
(Слайд 11)
- На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование - что произошло? – действия. Рассуждение - почему? – причины, доказательства. (Слайд 11)
VI.Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний.
1. Определение типа текста. Подбор авторского заголовка к тексту. (Слайд 12)
- Прочитайте стихотворение Владимира Орлова.
У ежей подрос ежонок –
Замечательный ребёнок.
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!
- Аргументируйте свой ответ: назовите признаки текста. (Стихотворение состоит из несколько предложений, связанных по смыслу)
- Определите тему текста. О ком это стихотворение? (О ежонке)
- Почему мама с папой бояться погладить ежонка? (Потому что он был весь в колючках)
- Попробуйте угадать, какой заголовок придумал автор к этому стихотворению.
Если дети испытывают затруднение:
- Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите авторский заголовок:
«Ежонок», «Колючий ребёнок», «Дружная семейка».
- На примере этого текста можно ли утверждать, что заголовок не только называет тему, но и часто отражает его основную мысль?
- Что хотел сказать автор в этом тексте? (Ежонок – это детёныш ежей. Как и они, он весь в колючках).
- Определите тип этого текста, аргументируйте свой ответ. (Текст – повествование. Отвечает на вопрос что произошло? Содержит много глаголов).
- Выпишите из текста все глаголы. У доски работает … .
Подрос, бояться погладить.
- А к какому типу стал бы относиться этот текст, если бы автор продолжил рассуждать о том, почему родители боятся погладить ежонка) (К тексту-рассуждение)
2. Работа по учебнику. (Слайд 13)
- Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке)
- Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику.
Откройте учебник на с.38 упр.1
- Прочитайте задание упражнения 1.
- Прочитайте первый заголовок.
– Как вы думаете, о чем говорится в тексте «Я умею плавать», «Помощники», «Мои новые друзья»?
- Прочитайте первый отрывок. К какому заголовку можно отнести такое начало текста? - Как вы думаете, что хорошего мог сделать герой текста для других?
- «Помощники» - этот заголовок взяли вы для предложенного начала текста. Как вы думаете, герой рассказа помогал один?
- Прочитайте второй отрывок. К какому заголовку принадлежит данное окончание текста? Предположите, о чем говорилось в этом тексте?
3.Работа с деформированным текстом. Определение типа текста и его озаглавливание.
- А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. (Слайд 14)
На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране.
- Прочитайте про себя запись на карточке.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.
- Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь)
- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси.
- Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. (Слайд 15)
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой. с пятнами.
- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.
- Прочитайте полученные заголовки.
- Определите тип текста. Докажите.
- Выпишем из текста слова , которые описывают рысь.
У доски выписывает эти слова … (фамилия, имя обучающегося) .
Похожа, крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами.
Каких слов здесь больше: существительных или прилагательных? Почему?
- Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.)
- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке.
- Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. (Слайд 16)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.
- Прочитайте полученные заголовки.
- Определите тип текста. Докажите.
- Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать?
(Глаголы).
- У доски выписывает глаголы … (фамилия, имя обучающегося) .
Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.
VII. Итог урока.
- Подведём итоги.
- Что мы сегодня учились делать?
– На что указывает заголовок?
– Бывают ли тексты без заголовков?
- С каким текстом легче работать: с озаглавленным или с текстом, не имеющим заголовка? Почему?
– Можно ли озаглавить текст, который не имеет заголовка?
VIII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 17)
- Если вы успешно справлялись со всеми заданиями, нарисуйте на полях тетради «весёлый» смайлик. Если испытывали трудности, допускали в работе ошибки – смайлик без улыбки, постоянно ошибались – «грустный» смайлик.
(Слайд 18)