СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. "Текст и его заголовок". "Начальная школа 21 века".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе данного урока отрабатываются умения обучающихся озаглавливать текст и определять тип текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок рус.яз. Текст и его заголовок»

ТЕМА: «Текст и его заголовок».

ЦЕЛИ: Образовательные:

- закрепление навыков работы с текстом;

  • обучение анализу текста, умению определять тип текста, его признаки, редактированию теста с нарушениями норм письменной речи ;

  • обучение овладению чтением как видом речевой деятельности.


Развивающие:

- развивать умения планировать, контролировать, регулировать

и анализировать собственную учебную деятельность;

- развитие аналитического мышления;

- развитие умения слушания и говорения.


Воспитательные:

- создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка

путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.



ОБОРУДОВАНИЕ:

-карточки для индивидуальной работы обучающихся;

-меловая запись на доске;

-мультимедийный проектор, экран;

-презентация «Текст и его заголовок».























Ход урока

I. Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поздоровайтесь с ними.


II. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, чтобы у вас сегодня на уроке всё получалось, со всеми заданиями вы смогли легко справиться, мне бы хотелось напутствовать вас на урок такими словами (Слайд 2):

Учитесь с улыбкой,

Шутите учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки,

Как мы! В добрый час!

-Соберите пословицу (Слайд 3):

«Говори мало, слушай много, а думай ещё больше.»

-Как вы понимаете её смысл? (Слайд 4)

-Эта пословица будет нашим девизом на уроке.

-Давайте попробуем на уроке не забывать об этой народной мудрости.


III. Чистописание.

- Откройте тетрадь. Вспомним правила посадки при письме. (Слайд 5)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу,

И от вас, друзья, не скрою,

Ручку я, «вот-так» держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

- Запишите сегодняшнее число … . Классная работа.

- Начинаем урок традиционно с чистописания. (Слайд 6) Пропишите строчные буквы, чередуя их в таком порядке:

т к е с

IV. Сообщение темы и задач урока.

- Из букв, прописанных в чистописании, попробуйте составить слово. Буквы в слове могут повторяться. (Слайд 7)

- Тема урока «Текст и его заголовок». Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 8)

- Прочитайте, что мы будем делать на уроке.

*Повторим признаки текста.

*Вспомним разные типы текста.

*Узнаем о роли заголовка в тексте.


V. Актуализация раннее изученного.

1. Повторение признаков текста.

-Включиться в работу нам поможет «мозговой штурм».

-Отвечайте на вопросы хором, быстро.

*Несколько предложений, связанных между собой по смыслу- это (текст). (Слайд 9)

*То, о чём говорится в тексте - это его (тема) (Слайд 10)

*То важное, главное, что хотел сказать автор в своём тексте – это его (основная мысль)

*В нём отражена тема текста – это (заголовок)


2.Повторение типов текста.

- Мы повторили, что такое текст, его признаки. Скажите, а какие типы текстов мы знаем?

(Слайд 11)

- На какой вопрос отвечает текст-описание? (какой?). Каковы его признаки? (Много слов – признаков предмета). Повествование - что произошло? – действия. Рассуждение - почему? – причины, доказательства. (Слайд 11)


VI.Роль заголовка в тексте. Формирование новых знаний.

1. Определение типа текста. Подбор авторского заголовка к тексту. (Слайд 12)

- Прочитайте стихотворение Владимира Орлова.

У ежей подрос ежонок –

Замечательный ребёнок.

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.


– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!

- Аргументируйте свой ответ: назовите признаки текста. (Стихотворение состоит из несколько предложений, связанных по смыслу)

- Определите тему текста. О ком это стихотворение? (О ежонке)

- Почему мама с папой бояться погладить ежонка? (Потому что он был весь в колючках)

- Попробуйте угадать, какой заголовок придумал автор к этому стихотворению.

Если дети испытывают затруднение:

- Предлагаю вам три варианта ответа. Выберите авторский заголовок:

«Ежонок», «Колючий ребёнок», «Дружная семейка».

- На примере этого текста можно ли утверждать, что заголовок не только называет тему, но и часто отражает его основную мысль?

- Что хотел сказать автор в этом тексте? (Ежонок – это детёныш ежей. Как и они, он весь в колючках).

- Определите тип этого текста, аргументируйте свой ответ. (Текст – повествование. Отвечает на вопрос что произошло? Содержит много глаголов).

- Выпишите из текста все глаголы. У доски работает … .

Подрос, бояться погладить.

- А к какому типу стал бы относиться этот текст, если бы автор продолжил рассуждать о том, почему родители боятся погладить ежонка) (К тексту-рассуждение)


2. Работа по учебнику. (Слайд 13)

- Ребята, напомните, где отражена тема текста? (в заголовке)

- Понаблюдаем: какую роль выполняет заголовок в тексте. Работа по учебнику.

Откройте учебник на с.38 упр.1

- Прочитайте задание упражнения 1.

- Прочитайте первый заголовок.

– Как вы думаете, о чем говорится в тексте «Я умею плавать», «Помощники», «Мои новые друзья»?

- Прочитайте первый отрывок. К какому заголовку можно отнести такое начало текста? - Как вы думаете, что хорошего мог сделать герой текста для других?

- «Помощники» - этот заголовок взяли вы для предложенного начала текста. Как вы думаете, герой рассказа помогал один?

- Прочитайте второй отрывок. К какому заголовку принадлежит данное окончание текста? Предположите, о чем говорилось в этом тексте?


3.Работа с деформированным текстом. Определение типа текста и его озаглавливание.

- А сейчас предлагаю вам поработать в роли дешифровщиков. (Слайд 14)

На партах у вас лежат карточки с записью, где смешались два текста. Эта же запись сейчас на экране.

- Прочитайте про себя запись на карточке.


По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.



- Попробуйте назвать тему одного из текстов. (Рысь)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке одной чертой все предложения, которые относятся к тексту о рыси.

- Прочитаем полученный текст. Читать будем по одному предложению. Если вы не согласны с ответом одноклассника, поднимите руку. (Слайд 15)

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой. с пятнами.


- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова , которые описывают рысь.

У доски выписывает эти слова … (фамилия, имя обучающегося) .

Похожа, крупная, плоская, узкая, толстые, сильные, густой, с пятнами.

Каких слов здесь больше: существительных или прилагательных? Почему?


- Назовите тему второго текста. (Тигры в цирке.)

- Возьмите ручку. Подчеркните в карточке волнистой линией все предложения, которые относятся к тексту о тиграх в цирке.

- Прочитаем полученный текст. Читаем по одному предложению. (Слайд 16)

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.


- Придумайте и запишите посередине строчки заголовок к этому тексту.

- Прочитайте полученные заголовки.

- Определите тип текста. Докажите.

- Выпишем из текста слова, называющие действие предмета. Как ещё их можно назвать?

(Глаголы).

- У доски выписывает глаголы … (фамилия, имя обучающегося) .

Был, видел, не выделывали, вставали, прыгали.

VII. Итог урока.

- Подведём итоги.

- Что мы сегодня учились делать?

– На что указывает заголовок?

– Бывают ли тексты без заголовков?

- С каким текстом легче работать: с озаглавленным или с текстом, не имеющим заголовка? Почему?

– Можно ли озаглавить текст, который не имеет заголовка?

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 17)

- Если вы успешно справлялись со всеми заданиями, нарисуйте на полях тетради «весёлый» смайлик. Если испытывали трудности, допускали в работе ошибки – смайлик без улыбки, постоянно ошибались – «грустный» смайлик.

(Слайд 18)

Просмотр содержимого презентации
«Текст и его заголовок»

Текст и его заголовок. Учитель: Ячменнова Ирина Анатольевна.

Текст и его заголовок.

Учитель: Ячменнова Ирина Анатольевна.

Учитесь с улыбкой,  Шутите учась!  Любая ошибка  Исчезнет, боясь  Весёлой науки  И радостных глаз.  Учитесь без скуки,  Как мы! В добрый час!

Учитесь с улыбкой, Шутите учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Весёлой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки, Как мы! В добрый час!

СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦУ слушай много Говори мало а думай ещё больше

СОБЕРИТЕ ПОСЛОВИЦУ

слушай много

Говори мало

а думай ещё больше

ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦЫ Говори мало, слушай много, а думай ещё больше!

ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ

ПОСЛОВИЦЫ

Говори мало,

слушай много, а думай ещё больше!

Посадка при письме  Я тетрадочку открою, Уголочком положу,  И от вас, друзья, не скрою,  Ручку я, «вот-так» держу,  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь !

Посадка при письме

Я тетрадочку открою, Уголочком положу,

И от вас, друзья, не скрою,

Ручку я, «вот-так» держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

Чистописание т к е с

Чистописание

т к е с

ТЕКСТ И ЕГО ЗАГОЛОВОК.

ТЕКСТ

И ЕГО ЗАГОЛОВОК.

  • Повторим признаки текста.
  • Вспомним разные типы текста.
  • Узнаем о роли заголовка в тексте.
Что мы знаем.  Текст  –  несколько предложений, связанных между собой по смыслу .

Что мы знаем.

Текст

несколько предложений, связанных между собой по смыслу .

определённый порядок предложений смысловая связь между предложениями Признаки текста тема основная мысль заголовок

определённый порядок предложений

смысловая связь между предложениями

Признаки текста

тема

основная мысль

заголовок

ТЕКСТ описание рассуждение повествование какой? (признаки предмета) почему? (причины, доказательства ) что произошло? (действия)

ТЕКСТ

описание

рассуждение

повествование

какой?

(признаки предмета)

почему?

(причины, доказательства )

что произошло?

(действия)

У ежей подрос ежонок – Замечательный ребёнок. Но боятся мама с папой Малыша погладить лапой.

У ежей подрос ежонок –

Замечательный ребёнок.

Но боятся мама с папой

Малыша погладить лапой.

Работа по учебнику.   с.38 упр.1

Работа по учебнику.

с.38 упр.1

  • Я умею плавать!
  • Помощники.
  • Мои новые друзья.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Вчера я был в цирке и видел тигров. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с пятнами.

По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с пятнами.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

Оцени свою работу на уроке!     - с лёгкость и верно выполнял все  задания  - испытывал трудности, допускал  ошибки  - постоянно ошибался

Оцени свою работу на уроке!

- с лёгкость и верно выполнял все

задания

- испытывал трудности, допускал

ошибки

- постоянно ошибался

М о л о д ц ы !!!

М о л о д ц ы !!!