1. Дополните перечень стилей речи: НАУЧНЫЙ, ____________________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к НАУЧНОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
5 задание
- Прочитайте тексты, определите стиль речи.
- Найдите деепричастия, определите их роль в тексте.
Конституция Российской Федерации
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самораспределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
2) Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
(А.П. Чехов «Хамелеон»)
1. Дополните перечень стилей речи: ХУДОЖЕСВЕННЫЙ, ___________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ХУДОЖЕСТВЕННОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По возвращении из Казани мы долго были под впечатлением от увиденного.
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
1. Дополните перечень стилей речи: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, _______
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ПУБЛИЦИСТИЕСКОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По окончании школы я хочу поступить в педагогический университет.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
1. Дополните перечень стилей речи: РАЗГОВОРНЫЙ, _________________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к РАЗГОВОРНОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По окончании школы я хочу поступить в педагогический университет.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
1. Дополните перечень стилей речи: ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
1. Дополните перечень стилей речи: ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
1. Дополните перечень стилей речи: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю речи.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.
3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.
По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.
_________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?
Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.
Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.
________________________________________________________________
Задания для обобщающих выводов
Сделайте
1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?
2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?
3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?
Деепричастия в текстах разных стилей
СТИЛЬ РЕЧИ | РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ |
Разговорный |
|
Публицистический |
|
Официально-деловой |
|
Художественный |
|
Научный |
|