СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе. "Деепричастия в текстах разных стилей"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе. "Деепричастия в текстах разных стилей". Разработка урока, презентация, дидактические материалы.

Просмотр содержимого документа
«1»

1. Дополните перечень стилей речи: НАУЧНЫЙ, ____________________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к НАУЧНОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?







5 задание

- Прочитайте тексты, определите стиль речи.

- Найдите деепричастия, определите их роль в тексте.

  1. Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самораспределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.



2) Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

(А.П. Чехов «Хамелеон»)












1. Дополните перечень стилей речи: ХУДОЖЕСВЕННЫЙ, ___________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ХУДОЖЕСТВЕННОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По возвращении из Казани мы долго были под впечатлением от увиденного.

______________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?





1. Дополните перечень стилей речи: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, _______

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ПУБЛИЦИСТИЕСКОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По окончании школы я хочу поступить в педагогический университет.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?







1. Дополните перечень стилей речи: РАЗГОВОРНЫЙ, _________________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к РАЗГОВОРНОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По окончании школы я хочу поступить в педагогический университет.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?






1. Дополните перечень стилей речи: ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?




1. Дополните перечень стилей речи: ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?




1. Дополните перечень стилей речи: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


2. Выберите из предложенных ниже и запишите признаки, которые относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сфера науки, законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, сфера общественных отношений, СМИ, бытовая лексика, художественная литература, научная терминология, общественно-политическая лексика, речевые клише, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, деепричастные обороты, причастные обороты, тропы, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

3. Замени выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определи тип придаточного. Сравни получившиеся предложения.

По приезде в Казань мы решили прежде всего осмотреть знаменитый Казанский кремль.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите, как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

________________________________________________________________

Задания для обобщающих выводов

Сделайте

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?



Деепричастия в текстах разных стилей


СТИЛЬ РЕЧИ

РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Разговорный






Публицистический






Официально-деловой








Художественный








Научный












Просмотр содержимого документа
«1вывод»

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий? (Деепричастные обороты уместны в книжной письменной речи, в устной их заменяют придаточные времени.)


  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами? (Деепричастия разнообразят речь, вносят новые оттенки смысла в предложение – указывают на последовательность, причину, характер действия.)


  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями? (Смысл тот же, а стиль разный, деепричастия неуместны в разговорной речи.) Заполняем таблицу.



Просмотр содержимого документа
«5 задание»

5 задание

- Прочитайте тексты, определите стиль речи.

- Найдите деепричастия, определите их роль в тексте.

- Запишите выводы в таблицу.


  1. Конституция Российской Федерации

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самораспределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.



2) Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

(А.П. Чехов «Хамелеон»)


Просмотр содержимого документа
«Деепричастия в текстах разных стилей»

Деепричастия в текстах разных стилей



СТИЛЬ РЕЧИ

РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Разговорный

Не употребляются (если есть, то придают оттенок книжности)

Публицистический

Разнообразят речь, делают её более ёмкой, содержательной, выразительной

Официально-деловой

Делают речь более информативной, текст компактным, чётким, строгим.

Художественный

Придают тексту образность, выразительность, обогащают различными смысловыми оттенками.

Научный

Придают точность, ясность мысли, вносят дополнительные смысловые оттенки.



Просмотр содержимого документа
«СТИЛИ РЕЧИ»

СТИЛИ РЕЧИ

 

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Описываются реальные, общественно значимые события.

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

бытовая лексика

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Сфера науки, Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность, Официальная обстановка;

деловые бумаги

Сфера общественных отношений, СМИ Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Неполные предложения.

Научная терминология, Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Деепричастные и причастные обороты

речевые клише, канцеляризмы; конкретность, официальность

общественно-политическая лексика,

Торжественная лексика, эмоциональность, оценочность, призывность, соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобразительно-выразительных средств; образность, тропы, использование средств других стилей



Просмотр содержимого документа
«урок деепричастия в текстах разных стилей»

Открытый урок русского языка в 8 классе


Тема: Деепричастия в текстах разных стилей.

Тип урока: урок развития речи (урок-исследование).

Цели как деятельность учеников:

М/р: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, корректировать свои действия, получать результат, производить оценку, подводить итоги.

М/к: договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, принимать другую точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи.

1ЛР: совершенствовать умения функциональной грамотности: вычитывать и осмысливать информацию, передавать её в устной и письменной форме, менять стратегию чтения в зависимости от вида и цели чтения.

5ЛР: анализировать текст, определять роль деепричастий в текстах разных стилей, создавать собственные тексты разных стилей с использованием деепричастий.


Этапы урока

Ход урока


Языковая разминка

Приветствие, запись числа, вида работы.

Начнём, как обычно с языковой разминки.

  1. Прочитайте предложение, предложите задания для языковой разминки.

С детства, помогая отцу в работе, он ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем.

(Расставить запятые. Выписать с/с , разобрать, найти деепричастие, выполнить морфологический разбор)

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Переходя через дорогу,

  1. меня оглушил внезапный гудок автомобиля;

  2. автомобильный гудок внезапно оглушил меня;

  3. я был оглушён внезапным гудком автомобиля;

  4. мне послышался внезапный гудок автомобиля.

- Объясните свой выбор


I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем проводить исследование.

  • Как понимаете значение слова исследование? Попробуйте дать толкование значения.

Исследование – изыскание, разыскание, поиск.

Исследование – изучение, анализ какого-либо явления с целью получения нового знания.

Работать будем в группах (по четыре человека). Думаю, все готовы. Приступим!?

II. Формулирование темы и целей урока.

  • Тема сегодняшнего урока – «Деепричастия в текстах разных стилей». Запишите тему в тетрадях.

  • Назовите ключевые слова темы.

  • Выскажите предположения, какова будет цель урока. (определять роль деепричастий в текстах разных стилей)

  • Назовите возможные пути достижения цели. ПЛАН (Определять стиль текста, находить деепричастия в нём, устанавливать роль деепричастий в тексте, сравнивать особенности употребления деепричастий в текстах разных стилей.)

  • Как вы думаете, что поможет в решении этих задач? (Нужно вспомнить, какие бывают стили, чем они отличаются, что такое деепричастие, как его найти в тексте.)


III. Актуализация изученного.

Конечно, первое, что нужно вспомнить - это стили речи. У вас на столах есть рабочие листы, которые вам предстоит заполнять в течение урока. И таблица, в которую вы будете записывать итоговые выводы. Начнём с того, что вспомним, какие стили речи бывают и их приметы.

Выполняем 1 и 2 задание в рабочих листах.

Каждая группа озвучивает результат работы.

- Признаки какого стиля речи вы выписывали? И т.д.

IV. Наблюдение. Развитие учебно-языковых и речевых умений.



  1. Теперь вы готовы к проведению Лингвистическог эксперимента.

Выполняем Задания 3, 4 в рабочих листах.

3 задание. Прочитайте, что получилось? Какой тип придаточного получился?


4 задание. Что получилось? Удалось ли сделать замену во втором предложении?

А теперь делаем обобщающие выводы

  • 1-й вывод: для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

(Деепричастные обороты уместны в книжной письменной речи, в устной их заменяют придаточные времени.)

  • 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

(Деепричастия разнообразят речь, вносят новые оттенки смысла в предложение – указывают на последовательность, причину, характер действия.)

  • 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?

  • (Смысл тот же, а стиль разный, деепричастия неуместны в разговорной речи.) Заполняем таблицу.

  1. ПРОДОЛЖИМ НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Наблюдение над употреблением причастных и деепричастных оборотов в публицистическом тексте.

Упр. 314 стр. 186 – продолжается наблюдение в группах.

  • Определите стиль текста. (Публицистический (описывается реальное, общественно значимое событие – смерть Пушкина) с элементами художественного: для воздействия на читателя используются средства художественной выразительности, высокая лексика: неизменные спутники, окинул, промолвил и др.)

  • Какую роль играют деепричастия, деепричастные обороты в тексте публицистического стиля? (Выражают дополнительные смысловые оттенки, разнообразят и обогащают речь, передают эмоциональное отношение к происходящему.) Вывод запишите в таблицу



V. Исследовательская задача.

1. Подготовка к решению исследовательской задачи (упр. 315).


Вам предстоит работать над одним из текстов, которые предложены в рабоче листе. Задание 5. Просмотрите название, первые строки (используем просмотровое чтение) и выскажите предположение, к какому стилю они относятся.

  • Текстов какого стиля нет среди них? (Научного и разговорного.)

  • Почему нет текста разговорного стиля? (Не используются деепричастия.)

  • Где можно найти текст научного стиля? (В энциклопедии, учебнике по физике, химии, биологии, геометрии и др.) Теперь поняли, зачем я попросила вас принести учебник физики?

  • 1-2 группа работает с текстом официально-делового стиля

  • 3-4 группы работают с текстом научного стиля параграф 19

  • 5-6 группы с текстом художественного стиля.

Задание:

- Найти деепричастия.

- Определить их роль.

- Вывод записать в таблицу.

Группы озвучивают результаты работы. И записывают недостающие выводы в таблицу.

Деепричастия в текстах разных стилей.


Стиль речи

Роль деепричастий

Научный

Придают точность, ясность мысли, вносят дополнительные смысловые оттенки.

Официально-деловой

Делают речь информативной, текст компактным, чётким, строгим.

Публицистический

Разнообразят речь, делают её более ёмкой, содержательной, выразительной.

Художественный

Участвуют в смысловой и композиционной организации текста, придают ему образность, выразительность, обогащают различными смысловыми оттенками.

Разговорный

Не употребляются (если есть, то придают оттенок книжности или юмористический оттенок из-за несоответствия стиля и языковых средств).


VI. Итог урока.


  • Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале урока? (определять роль деепричастий в текстах разных стилей)

  • Удалось ли её достичь?

  • Что понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

  • Как бы вы могли оценить работу группы и свою роль в этой работе? Взаимооценка

VII. Домашнее задание.

1. Написать текст на тему «Выбор подарка лучшему другу» в н. или о-д стиле.

2. Упр. 316 (устно)




Просмотр содержимого презентации
«Деепричастия в текстах разных стилей»

Деепричастия в текстах разных стилей.   Урок русского языка в 7 классе

Деепричастия в текстах разных стилей.

Урок русского языка в 7 классе

Языковая разминка Прочитайте предложение, предложите задания для языковой разминки.   С детства помогая отцу в работе он ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем.

Языковая разминка

Прочитайте предложение, предложите

задания для языковой разминки.

С детства помогая отцу в работе он ходил в море на промысел за рыбой и морским зверем.

Языковая разминка  Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Переходя через дорогу ,

Языковая разминка

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Переходя через дорогу ,

  • меня оглушил внезапный гудок автомобиля ;
  • автомобильный гудок внезапно оглушил меня ;
  • я был оглушён внезапным гудком автомобиля ;
  • мне послышался внезапный гудок автомобиля.
Исследование -  изучение, анализ какого-либо явления с целью получения нового знания.

Исследование -

изучение, анализ какого-либо явления с целью получения нового знания.

Деепричастия в текстах разных стилей.   Цель урока - определять роль деепричастий в текстах разных стилей  Пути достижения цели:

Деепричастия в текстах разных стилей.

  • Цель урока - определять роль деепричастий в текстах разных стилей

Пути достижения цели:

  • определять стиль текста
  • находить в нём деепричастия
  • устанавливать роль деепричастий в тексте
  • сравнивать особенности употребления деепричастий в текстах разных стилей
Лингвистический эксперимент   3. Замените выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определите тип придаточного. Сравните получившиеся предложения. 4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите , как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?  Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.  Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

Лингвистический эксперимент

3. Замените выделенные слова сначала деепричастным оборотом, а затем придаточным предложением. Определите тип придаточного. Сравните получившиеся предложения.

4. Замените придаточное предложение деепричастным оборотом (если это возможно). Посмотрите , как эта замена отразилась на смысловых оттенках предложения. Изменился ли стиль?

Когда дети собирали ягоды, они наклонялись к самой земле.

Когда родители вернулись из театра, моя сестра уже спала.

  • ________________________________________________________________
Лингвистический эксперимент   Задания для обобщающих выводов: 1-й вывод : для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий? 2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами? 3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?

Лингвистический эксперимент Задания для обобщающих выводов:

1-й вывод : для каких стилей: книжных (письменных) или разговорного характерно употребление деепричастий?

2-й вывод: какую роль выполняют деепричастия в тексте? Отличается ли содержание простых предложений без деепричастных оборотов и с деепричастными оборотами?

3-й вывод: в чём отличие простых предложений с деепричастными оборотами от сложных предложений с синонимичной заменой деепричастных оборотов придаточными предложениями?

Деепричастия в текстах разных стилей СТИЛЬ РЕЧИ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ Разговорный Публицистический Официально-деловой Художественный Научный

Деепричастия в текстах разных стилей

СТИЛЬ РЕЧИ

РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Разговорный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Научный

Деепричастия в текстах разных стилей СТИЛЬ РЕЧИ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ Разговорный Не употребляются (если есть, то придают оттенок книжности) Публицистический Разнообразят речь, делают её более ёмкой, содержательной, выразительной Официально-деловой Делают речь информативной, текст компактным, чётким, строгим. Художественный Придают тексту образность, выразительность, обогащают различными смысловыми оттенками. Научный Придают точность, ясность мысли, вносят дополнительные смысловые оттенки.

Деепричастия в текстах разных стилей

СТИЛЬ РЕЧИ

РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Разговорный

Не употребляются (если есть, то придают оттенок книжности)

Публицистический

Разнообразят речь, делают её более ёмкой, содержательной, выразительной

Официально-деловой

Делают речь информативной, текст компактным, чётким, строгим.

Художественный

Придают тексту образность, выразительность, обогащают различными смысловыми оттенками.

Научный

Придают точность, ясность мысли, вносят дополнительные смысловые оттенки.

Деепричастия в текстах разных стилей.   Цель урока - определять роль деепричастий в текстах разных стилей  Пути достижения цели:

Деепричастия в текстах разных стилей.

  • Цель урока - определять роль деепричастий в текстах разных стилей

Пути достижения цели:

  • определять стиль текста
  • находить в нём деепричастия
  • устанавливать роль деепричастий в тексте
  • сравнивать особенности употребления деепричастий в текстах разных стилей
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упр. 316 (устно)
  • Написать текст научного или официально-делового стиля на тему «Выбор подарка лучшему другу» с использованием деепричастий .