Урок русского языка во 2 классе на тему: Изменение имен существительных по числам.
Цель:
Задачи:
1. Оргмомент
- Садитесь. Откройте тетради. Запишем число, классная работа.
2. Новая тема.
Б_жать, л_ сята, кр_сивый, л_сник, х_лодный, м_роз, ск_льзить, б_рёзы.
- Какое задание можно предложить к выписанным словам?
(1.Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;
2.Разделить на группы).
- Давайте вставим пропущенные буквы и объясним орфограммы. (По цепочке вставляют букву, называют проверочное слово).
- На сколько групп можно разделить? (На две группы: 1.словарные слова и слова с безударной гласной;
2.два слога и три слога).
(Ученики устно делят слова на группы.)
Учитель: Береза – лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. От цвета коры она получила свое имя, которое обозначает «белый», «светлый». В давние времена Новый год на Руси начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у березы. Березовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Некоторые историки считают, что изображалась Берегиня в виде священного белого дерева – русской березы.
- Я предлагаю разделить эти слова на три столбика. Как?
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
лисята красивый бежать
лесник холодный скользить
мороз
березы
- Почему слова красивый, холодный записали во второй столбик? (какой? Обозначает признак предмета).
- Почему слова бежать, скользить записали в третий столбик? (что делать? Обозначают действие).
- Почему слова лисята, лесник, мороз, березы записали в первый столбик? (кто? что? Предметы).
- Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, события).
Посмотрим на первый столбик.
- На какие две группы еще можно разделить имена существительные? (1.Одушевленные: лисята, лесник; 2.неодушевленные: мороз, березы).
- Докажите. (Одушевленные: кто? Неодушевленные: что?)
- Как еще можно разделить имена существительные? (Единственное число: лесник, мороз; множественное число: лисята, березы).
- Назовите существительные в единственном числе.
- Сколько предметов они обозначают?
- Могут ли они употребляться во множественном числе?
- Что нужно для этого сделать? (Изменить).
- Измените. (Лесник – лесники, мороз – морозы).
- Назовите существительные во множественном числе.
- Сколько предметов они обозначают?
- Могут ли они употребляться в единственном числе?
- Что для этого нужно сделать? (Изменить).
- Измените. (Лисята – лисенок, березы – береза).
- Назовите, пожалуйста, тему нашего урока. (Изменение имен существительных по числам).
- Чему мы будем учиться на уроке?
1.Определять число имен существительных.
2.Выполнять упражнения, задания по изменению имен существительных по числам.
-Сделайте вывод о том, как определить число имени существительного.
-А теперь прочитаем правило.
Откройте учебник на странице 120. Найдите «Сведения о языке». Чтение вполголоса хором.
- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (Один, несколько).
- В каком числе употребляется существительное для обозначения одного предмета? (в единственном числе).
- В каком числе употребляется существительное для обозначения нескольких предметов (Во множественном числе).
Физкультминутка.
Работа по учебнику.
А сейчас поработаем по учебнику. Будем работать самостоятельно, по вариантам.
1 вариант – упражнение 225
2 вариант – упражнение 226
Проверим ответы по цепочке.
Вывод: - Как же изменяются имена существительные? (По числам).
Чтение правила.
Физкультминутка.
- Все научились изменять имена существительные по числам? А кто хочет поработать у доски? (2 ученика у доски).
-Я буду диктовать имена существительные во множественном числе, а вы будете записывать их в единственном числе в столбик. Потом проверим.
Поля поле
Сестры сестра
Кони конь
Уши ухо
Ножницы -
Очки -
Проверка. Что заметили? Почему ребята не смогли выполнить задание? Кто справился? (Существительные ножницы, очки употребляются только во множественном числе).
- Какие еще существительные употребляются только во множественном числе? Ножницы, щипцы, сани, санки, грабли, перила, чернила, пони, ворота.
- А есть ли существительные, которые употребляются только в единственно числе? (Молоко, сахар, картофель, метро, пальто, кенгуру, сало, пшено, мука, Москва, Сибирь и т.д.)
- Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? ( Некоторые существительные имеют только одно число – единственное или множественное. Некоторые существительные нельзя изменить).
- С такими существительными мы подробнее познакомимся на следующем уроке.
Творческая работа.
- Вставьте в текст имена существительные в единственном и множественном числе.
Вот и пришла ________. Пушистый ______ укрыл ________. Дует холодный___________. Покрылись людом реки и озера. Стоят сильные __________. Трудно теперь __________. Целый день ищут они ___________.
- Прочитайте текст. Назовите существительные в единственном и множественном числе.
- Почему птицам зимой трудно? (Холодно, нет пищи, насекомых нет, растений нет, семян не осталось на деревьях, только рябина да семена клена кое -где остались.
- Птицы зимой погибают не столько от холода, сколько от голода.
- Что можем мы с Вами сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? (Повесить кормушки, сыпать корм).
- Не оставайтесь равнодушными к братьям нашим меньшим. Спешите делать добро!
Дополнительный материал
- Списать текст, придумать название.
- Подчеркнуть основу во втором предложении.
- Найти и выписать слова, где б Зв (день, теперь)
Зв б (дует, стоят)
Домашнее задание.
- Как думаете, нужно еще поработать над темой нашего урока?
Домашнее задание – упражнение 227.
Итог урока
- Что нового узнали на уроке? (Имена существительные изменяются по числам).
- Все ли имена существительные изменяются по числам?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке.
Оценки.
Спасибо за урок.