I. | Мобилизующее начало урока. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
- Чему мы учимся на уроках русского языка? - Где могут пригодиться эти умения? - Запишите дату. -Охарактеризуйте число. -Где можем допустить ошибки? | Устные ответы: -грамотно строить свою речь; -соблюдать законы устной и письменной речи; -грамотно и красиво писать; -рассуждать и доказывать -В повседневной жизни. -Двузначное , нечётное, 2 десятка, 1 единица. | |
II. | Минутка чистописания. | -Какой первый этап урока? -Для чего он нужен? - Посмотрите на доску. Что я приготовила для минутки чистописания? ( ж, жи, же, ш, ши, ше) -Что про них знаете? Итог: Зачем мы выполняли это задание? | -Минутка чистописания. -Вспомнить буквы, соединения букв, подготовить руку к письму. -Они обозначают согласный, звонкий и глухой, твердые звуки, не имеющие мягкой пары. Дети пишут сначала в воздухе, затем в тетради. - Подготовили руку к письму. | |
III. | Актуализация знаний. | - Какой следующий этап урока? -Для чего? На доске два задания: 1.Вставить пропущенные буквы в словарные слова В..рм..шель, в..с..лё.., ж.лать, вес.л., ж.ра., дев.ч?ка. -Какие знания тебе нужно применить? 2. Сделать звуко-буквенный анализ слова шить. -Какие знания и умения тебе нужно применить? Вызываю к доске двоих детей. Они сами решают , какое задание будут выполнять. - А мы в это время вспомним , что мы обсуждали на прошлых уроках, чему учились? - Для чего мы его используем? - Назовите основные этапы памятки 4. - Зачем нам нужны эти знания? - Посмотрите на работу детей у доски . Есть замечания? - Задайте вопросы. Оценки детей и учителя. | -Грамматическая разминка. -Поможет работе на уроке. Вспомним что-то из прошлого и будем работать , опираясь на это. -Вспомнить , какие буквы нужно вставить в словарные слова. - Слышать звуки, уметь их характеризовать . -Письмо с «окошками». Письмо по памятке 4. -Для письма без ошибок. -Чтобы грамотно писать. - Дети проверяют и задают вопросы. | 1 слайд 2 человека у доски. Задание с использованием интерактивной доски. Дифференцирован ный подход. |
IV. | Сообщение темы и целей урока. | - Откройте учебник на с.79. -Назовите тему сегодняшнего урока. «Бывает ли буква одна, а орфограмм две?». - Какие цели можем поставить, чтобы решить эту проблему? -Что нам поможет решить эти задачи? Чтобы работа была успешной, спланируем её. -Встречались ли мы с такими орфограммами? -Приведите примеры. | -Выяснить , когда буква одна , а орфограмм две. - Находить слова с данными орфографическими задачами. -Учиться их решать или показывать выбор . Выполнение упражнений - Учебник, доска, беседа. КиО П У -Узнаем новое; -применяем на практике; -контроль и оценка Кустик, гвоздик. | 2 слайд 3 слайд |
V. | Изучение нового материала. | -Отгадайте загадки: Чёрные змейки, Жёлтые шейки. Ползут, извиваются, Мышками питаются. -Самый рослый из зверей- Африканский длинношей- Ходит гордо, словно граф, Называется… - Что общего есть у этих слов? (-жи) - Это одинаковая орфограмма? - В каком слове мы можем смело выбрать гласный? Почему? - Можем записать это слово? - Почему не можем решить эту орфографическую задачу в слове жираф? ( Я пишу слова на доске). - Как же записать это слово? -Запишите с «окошком». -Почему в выборе не отметили букву ы? Итог: Что нового об известной орфограмме узнали? - Как отметим эту орфограмму? ( Точкой и чертой) - Можем как-то решить эту задачу? ( словарь) - Прочитайте сообщение авторов на с. 80 и решите, совпадает ли оно с нашим. - Что же делать , если позиция безударная? - Давайте убедимся , действительно ли на месте безударных сочетаний [жы-шы] может быть не и. Упр. 162 -Куда направляет нас учебник ? Даны слова с сочетаниями [жы-шы] - Подчеркни слоги , которые произносятся похоже на [жы-шы] жалеть желать жевать жираф живут широкий шептать животные - Впиши в схему нужные буквы. [ ж] а [ы] е [ш] и - На каком этапе мы сейчас находились? - Что нового узнали? - Зачем нам нужны эти знания? | -Ужи. -Жираф. - Нет , в слове жираф сочетание с безударной гласной, а в слове ужи – с ударной. -Ужи. (Отмечаем орфограмму) - Позиция безударная, может там буква е? - Показав выбор букв ( и или е) - Точно знаем , что после ж не пишется ы. - Оставлять «окошко», показывать выбор букв. - К рабочей тетради. Дети читают задание, потом один ученик вслух. - Получение новых знаний. -Ответы детей. | 4 слайд 5 слайд |
VI. | Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Резерв. | - На какую ступеньку переходим? -Для чего? Поработаем в парах. Не забывайте о правилах работы в паре. Назовите их. - Выполняем упр. 163. Прочитайте задание. -Что будем делать? -Какие знания нам пригодятся? 1 ряд -слова1 столбика 2 ряд – 2 столбик 3 ряд -3столбик Жирный, шептать, шить, желать , жевать, машина, широкий, живут, жираф (слова в упр. записаны значками звуков) - Спрашиваю в парах, какое слово в какой столбик пишем. - Почему? - Откройте тетради , запишите каждое слово с объяснением. - Сверьтесь с соседом. Итог: Чему учились , выполняя это упражнение? - Так в каких словах упр. 163 можно показать две орфограммы на месте одной буквы? - Как мы их покажем? - К нам на урок пришел гость Антон. Он задает вопрос. с.81 ( -Я так и не понял, как надо поступить , когда слышишь слог (жи) или (ши). Можешь объяснить? - На какой мы ступеньке? Зачем? Работа в группах. Карточки с заданием решить орфографические задачи. Тиш.на, пуш.нка, сн. ж. нка, ёж.к, еж.ха, ж.раф. -Проверим. -В каких словах показали две орфограммы на месте одной буквы? - Мы работали с записями, а сейчас попробуйте на слух найти слова с сочетаниями, которые звучат, как [жы-шы] - Какие знания нам пригодятся? Миниатюра Эдуарда Шима. Шмель и синичка -Ой , мертвый шмель на цветке сидит. Вот бы склевать! -Ж-ж-жирно будет… Я еще ж-ж-живой…Я только ночами от холода замираю, а днем я ж-ж-живёхонький! - Какое слово запишем, решив орфографическую задачу? - В каком оставим «окошко»? Запишите слова, при проверке тетради я посмотрю и оценю вашу работу. - Если есть время , еще раз читаю. -- Какие знания об окружающем мире получили из этой миниатюры? | - Применение на практике. - Закрепить, понять, что удалось, что нет. -Слушаем собеседника. -Корректно делаем замечания. -Тактично отстаиваем свое мнение. -Умение ставить ударение, находить безударные гласные, применять изученные правила. -Сочетание жи ударное , пишу с буквой и. - Сочетание жи безударное- оставляю «окошко». Работа в тетрадях. Дети записывают каждое слово после обсуждения. - Находить ударные и безударные сочетания жи-ши и правильно их записывать. - Где сочетания жи-ши безударные. -Чёрточкой и точкой. - Дети объясняют. -Контроль. Проверить , что узнали, как поняли новые знания. -Тишина, ёжик, жираф. - Находить ударные и безударные сочетания жи-ши. -жирно, живой, живёхонький -жирно - живой, живёхонький | 6 слайд |