СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка для 5 класса по теме "Морфемный разбор слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок русского языка для 5 класса по теме "Морфемный разбор слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка для 5 класса по теме "Морфемный разбор слова"»

Ф.И.О. учителя

Шурко Марина Анатольевна

Предмет

Русский язык

Класс

5 а

Тип урока

Урок усвоения новых знаний на основе ранее изученного материала

Тема

Морфемный разбор слова

Учебник

Русский язык. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Цели

Предметная: Научить грамотно выполнять морфемный разбор слова, используя для этого ранее полученные знания.

Развивающая: Развивать умение воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурировать знания, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать стремление к личностному самоопределению; осознание эстетической ценности русского языка, необходимости владения русским языком для учебной деятельности, вводить в библейский экскурс для всестороннего развития, формировать дружеские отношения.

Основные термины, понятия.

Морфема, корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Межпредметные связи.

Связь с историей, литературой

Методы, приёмы, формы работы, средства обучения.

Репродуктивный, частично-поисковый, приемы теории развития критического мышления (мозговой штурм, кластер, синквейн), работа фронтальная, в парах, самостоятельная, индивидуальные карточки, листы для парной работы.

ЭОР

мультимедиа

















Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный этап

.Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Садитесь! Мы начинаем наш урок русского языка.



Мотивационно-целевой этап

Актуализация знаний

Задание «Грамматический человечек»


- Запишите дату. (Тридцатое января) У нас с вами Классная работа. Не забудьте выделить орфограммы (учитель заранее выделяет их).

- Предлагаю вам вспомнить, как называется раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (Морфемика)

- А сейчас предлагаю проверить, как вы помните название и обозначение частей слов. Вы любите рисовать? (Да) У вас на листочках нарисован круг, сейчас вы нарисуете лицо “Грамматического человечка”. Итак, начинаем:

1 рот - Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень)

2 глаза Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание)

3 брови Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)

5 нос Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня (суффикс)

5 челка Часть изменяемого слова без окончания (основа)

- А теперь проверьте, у всех ли получился   такой “человек”, как у меня.

- Посмотрите, ребята, какое выражение у нашего Грамматического человечка? (Грустное) А можем ли мы это исправить? (Да) А как это сделать? Совершенно верно, перевернуть «корень». Сделайте это! Теперь наш человечек улыбается и желает вам хорошего настроения!


- Как вы думаете, для чего мы повторили все морфемы и вспомнили, как они обозначаются? (Для того, чтобы сделать письменный разбор слова по составу)

- Как называется такой разбор? (Морфемный разбор слова).


Отвечают на вопросы, рисуют































Целеполагание

Планирование будущих действий

Стадия ВЫЗОВА

(Лестница знаний)

Тогда сформулируйте тему нашего урока? (Морфемный разбор слова)

- Тогда какова цель нашего урока? (Научиться правильно делать морфемный разбор слов)

- Чтобы достичь данной цели, какие задачи мы должны с вами решить? Поможет вам в этом «Лестница знаний»

Учитель выстраивает план урока по лестнице знаний, на которой изображены опорные слова для формулировки задач урока.

Слайд

4 закрепить

3 применить

2 открыть

повторить

1 повторить


Слайд Я попытаюсь обобщить сказанное вами, ребята. Итак, поднимаясь по лестнице знаний, мы должны:

1. Повторить, что такое морфема, названия, обозначение и расположение в слове.

2. Открыть новое знание – правильный порядок морфемного разбора

3. Применить умение выполнять морфемный разбор слов на практике

4. Закрепить полученные на уроке знания, выполняя с/р

- Это и будет план нашего урока.


Формулируют тему, цель.

«Выстраивают» лестницу знаний – задачи урока. Затем учитель выводит их на экран, озвучивает, обобщает сказанное детьми.






Вызов: Хочу научиться

3. Процессуальный этап

стадия ОСМЫСЛЕНИЯ

1 учебное задание

1 ступенька



















































2 учебное задание

2 ступенька








3 учебное задание

3 ступенька







4 учебное задание.

4 ступенька - с/р


- Ребята, кто из вас готов дать определение понятию «морфема»?

- Чтобы подняться на первую ступеньку, нам поможет кластер.

1. Предлагаю из предложенного материала составить кластер на тему Морфемы. Работаем в группах по 4 чел. (две парты рядом)


МОРФЕМА

Приставка корень суффикс окончание основа

(Проверка по слайду)У нас получился продукт (схема)







2. Задание на сопоставление. (Выполняют на карточках в паре)



( Проверка по слайду)


А я вам сейчас предлагаю совершить экскурс в историю, но не в простую, а в библейскую.

Посмотрите на слайды, и скажите, что на них изображено. (Ноев ковчег).Послушайте небольшую историю….

Бог в праведном гневе на людские пороки решил истребить всё, что жило на свете. Страшный ливень обрушился на землю. Сорок дней и сорок ночей шёл дождь.Вода покрывала всю землю – даже самые высокие горы. Все люди и все звери погибли. Спаслись лишь те, кто был в ковчеге доброго Ноя. Это ужасное наводнение получило название «Всемирный потоп».

Прослушав этот текст, что мы можем извлечь для себя?

Каково значение и происхождение слова допотопный? (Рассуждают) Предлагаю выполнить разбор слова по составу.

Спросить, как определить окончание в слове? – Слово нужно изменить

- Молодцы!

- Вот мы и прошли с вами первую ступеньку – повторение.

Физминутка

Посмотрите вправо-влево,

 Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!


На карточках поставьте правильно нумерацию.


Суффикс


Приставка


Окончание


Основа


Корень

оценка


Правильный порядок (слайд)

- Итак, мы уверенно прошли вторую ступеньку нашей лестницы.


- Вы готовы поработать самостоятельно? (Да) Это и будет ваша 4 ступенька.

Предлагаю вам самостоятельно выполнить морфемный разбор слов. Работа вам дана в трех вариантах. 1 вариант – самый простой -три слова, 2 вариант – посложнее, и состоит из четырех слов, 3 вариант – для тех, кто очень хорошо разбирается в этой теме – 5 слов.


Выполнить морфемный разбор слов. Выполняют в тетрадях

1 вариант: Перелесок, кормушка, зимний

2 вариант: пригорок снеговик кормушка сказочная

3 вариант: вьюжная кормушка лыжник подходила съехать

- Ребята, какое слово повторяется у вас во всех вариантах? Как вы думаете, зачем именно в эти зимние дни я вспомнила о кормушке?

Проверяю себя по слайду, заполняем таблицу..




Оценивают группу и себя


(Заполняют лист оценивания)












Оценивают себя в карте







Осмысление: если не знаешь лексическое значение слова, трудно определить морфемный состав слова









Выполняют морфемный разбор у доски.












Меняются листочками, проверяют, ставят баллы








Сдают тетради на проверу учителю.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Стадия РЕФЛЕКСИИ

- возврат к задачам урока


- построение синквейна

По Лестнице знаний







Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагаю на выбор:

  1. П. 81. упр 432

Творческое задание (Придумайте сказку «путешествие грамматического человечка в страну Морфемика»)

Слушают, записывают в дневник.

Итог урока.

- Наш урок окончен. Спасибо вам огромное, ребята, за эти минуты деятельности, которые мы провели вместе. Вы работали дружно, активно.