Мотивационно-целевой этап Актуализация знаний Задание «Грамматический человечек» | - Запишите дату. (Тридцатое января) У нас с вами Классная работа. Не забудьте выделить орфограммы (учитель заранее выделяет их). - Предлагаю вам вспомнить, как называется раздел лингвистики, изучающий состав (строение) слова (Морфемика) - А сейчас предлагаю проверить, как вы помните название и обозначение частей слов. Вы любите рисовать? (Да) У вас на листочках нарисован круг, сейчас вы нарисуете лицо “Грамматического человечка”. Итак, начинаем: 1 рот - Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных лов (корень) 2 глаза Часть слова, которая служит для образования формы слова (окончание) 3 брови Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка) 5 нос Часть слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня (суффикс) 5 челка Часть изменяемого слова без окончания (основа) - А теперь проверьте, у всех ли получился такой “человек”, как у меня. - Посмотрите, ребята, какое выражение у нашего Грамматического человечка? (Грустное) А можем ли мы это исправить? (Да) А как это сделать? Совершенно верно, перевернуть «корень». Сделайте это! Теперь наш человечек улыбается и желает вам хорошего настроения! - Как вы думаете, для чего мы повторили все морфемы и вспомнили, как они обозначаются? (Для того, чтобы сделать письменный разбор слова по составу) - Как называется такой разбор? (Морфемный разбор слова). | Отвечают на вопросы, рисуют |
Целеполагание Планирование будущих действий Стадия ВЫЗОВА (Лестница знаний) | Тогда сформулируйте тему нашего урока? (Морфемный разбор слова) - Тогда какова цель нашего урока? (Научиться правильно делать морфемный разбор слов) - Чтобы достичь данной цели, какие задачи мы должны с вами решить? Поможет вам в этом «Лестница знаний» Учитель выстраивает план урока по лестнице знаний, на которой изображены опорные слова для формулировки задач урока. Слайд 4 закрепить 3 применить 2 открыть повторить 1 повторить Слайд Я попытаюсь обобщить сказанное вами, ребята. Итак, поднимаясь по лестнице знаний, мы должны: 1. Повторить, что такое морфема, названия, обозначение и расположение в слове. 2. Открыть новое знание – правильный порядок морфемного разбора 3. Применить умение выполнять морфемный разбор слов на практике 4. Закрепить полученные на уроке знания, выполняя с/р - Это и будет план нашего урока. | Формулируют тему, цель. «Выстраивают» лестницу знаний – задачи урока. Затем учитель выводит их на экран, озвучивает, обобщает сказанное детьми. Вызов: Хочу научиться |
3. Процессуальный этап стадия ОСМЫСЛЕНИЯ 1 учебное задание 1 ступенька 2 учебное задание 2 ступенька 3 учебное задание 3 ступенька 4 учебное задание. 4 ступенька - с/р | - Ребята, кто из вас готов дать определение понятию «морфема»? - Чтобы подняться на первую ступеньку, нам поможет кластер. 1. Предлагаю из предложенного материала составить кластер на тему Морфемы. Работаем в группах по 4 чел. (две парты рядом) МОРФЕМА Приставка корень суффикс окончание основа (Проверка по слайду)У нас получился продукт (схема) 2. Задание на сопоставление. (Выполняют на карточках в паре) ( Проверка по слайду) А я вам сейчас предлагаю совершить экскурс в историю, но не в простую, а в библейскую. Посмотрите на слайды, и скажите, что на них изображено. (Ноев ковчег).Послушайте небольшую историю…. Бог в праведном гневе на людские пороки решил истребить всё, что жило на свете. Страшный ливень обрушился на землю. Сорок дней и сорок ночей шёл дождь.Вода покрывала всю землю – даже самые высокие горы. Все люди и все звери погибли. Спаслись лишь те, кто был в ковчеге доброго Ноя. Это ужасное наводнение получило название «Всемирный потоп». Прослушав этот текст, что мы можем извлечь для себя? Каково значение и происхождение слова допотопный? (Рассуждают) Предлагаю выполнить разбор слова по составу. Спросить, как определить окончание в слове? – Слово нужно изменить - Молодцы! - Вот мы и прошли с вами первую ступеньку – повторение. Физминутка Посмотрите вправо-влево, Руки сжали у груди, А теперь их отведи, Дотянись до потолка, Сбрось усталость всю с себя! На карточках поставьте правильно нумерацию. | Суффикс | | Приставка | | Окончание | | Основа | | Корень | оценка | | Правильный порядок (слайд) - Итак, мы уверенно прошли вторую ступеньку нашей лестницы. - Вы готовы поработать самостоятельно? (Да) Это и будет ваша 4 ступенька. Предлагаю вам самостоятельно выполнить морфемный разбор слов. Работа вам дана в трех вариантах. 1 вариант – самый простой -три слова, 2 вариант – посложнее, и состоит из четырех слов, 3 вариант – для тех, кто очень хорошо разбирается в этой теме – 5 слов. Выполнить морфемный разбор слов. Выполняют в тетрадях 1 вариант: Перелесок, кормушка, зимний 2 вариант: пригорок снеговик кормушка сказочная 3 вариант: вьюжная кормушка лыжник подходила съехать - Ребята, какое слово повторяется у вас во всех вариантах? Как вы думаете, зачем именно в эти зимние дни я вспомнила о кормушке? Проверяю себя по слайду, заполняем таблицу.. | Оценивают группу и себя (Заполняют лист оценивания) Оценивают себя в карте Осмысление: если не знаешь лексическое значение слова, трудно определить морфемный состав слова Выполняют морфемный разбор у доски. Меняются листочками, проверяют, ставят баллы Сдают тетради на проверу учителю. |