Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Приветствие учащихся. - Добрый день, ребята! Сядьте те, кто уже готов к работе и может начать урок. Давайте все вместе продолжим изучать свой родной язык, будем открывать его новые тайны. Делать это совсем не просто, зато очень увлекательно. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Оформляют классную работу в тетрадях |
2.Актуализация знаний | -Рассмотрите слова на доске: Тетрадь, мебель, пальто, стулья, соловьи, вьюга, дочь, молодёжь. -Что вы можете сказать о данных словах? Что в них общего? -Какое задание можно придумать с этими словами? -Распределите слова в столбики в соответствии с этими признаками Проверим правильность выполненной работы: тетрадь стулья мебель вьюга пальто соловьи дочь молодёжь - Для чего служит мягкий знак, какую работу он выполняет? | Выделяют общее: -это имена существительные -во всех словах есть ь -Распределить на группы: 1. слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости 2. слова с разделительным мягким знаком Ученики классифицируют слова в тетради и на интерактивной доске - мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного на письме, - мягкий знак является разделительным, предупреждает о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласными и, е, ё, ю, я |
3.Выявление места и причины затруднений | -Давайте понаблюдаем за словами первого столбика. Прочитайте слово, потом я закрою мягкий знак, а вы прочитайте его ещё раз. Изменится ли звучание слова? -Все ли слова изменились? Проблема 1. -Разве в слове дочь звук [ч’] нужно смягчать? -А мягкий знак написан. Проблема 2. -Понаблюдаем за словом молодёжь. Изменится ли звучание слова, если закрыть мягкий знак? - Звук [ш] звучит всегда твёрдо, а после него тоже стоит мягкий знак. Проблема3. -Во всех ли словах возникла проблема? Что общего в этих словах? -Можно предположить, что и в словах, оканчивающихся на другие шипящие согласные, тоже будет проблема в написании мягкого знака? -Какие шипящие звуки вы знаете? -Прочитайте текст. Выпишите существительные с шипящими на конце У дедушки был удивительный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь, солнечный луч, золотую рожь, нежный белый ландыш. Дедушка был художником. -Проверяем, какие слова вы выписали? -На что вы обратили внимание? Проблема 4. - Значит мягкий знак может выполнять какую-то новую работу, о которой мы ещё не знаем. А хотите узнать? Сформулируйте тему урока. (Можно воспользоваться подсказкой. На доске закрыты слова: мягкий знак, шипящие, существительные, конец слова. Учащиеся могут открыть столько слов, сколько потребуется) -Определите цель урока | Учащиеся находят ответы на вопросы: - на звук [ч’] - мягкий непарный. -звук [ш] –твёрдый непарный. Делают вывод: мягкий знак написан и после мягкого согласного, и после твёрдого, а на произношение слов не влияет. Проблема возникла только в словах дочь и молодёжь. Эти слова оканчиваются на шипящий звук. -шипящие звуки: [ш], [ж],[ч’], [щ’] Учащиеся читают текст, выписывают слова: ночь, луч, рожь, ландыш Учащиеся делают вывод: после шипящих на конце существительных может стоять мягкий знак, а может и отсутствовать Учащиеся формулируют тему урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» Учащиеся формулируют цель урока: учиться употреблять мягкий знак после шипящих у имен существительных |
4. Построение проекта выхода из затруднения | -Чтобы разобраться с данными проблемами, давайте запишем эти слова в два столбика. Проверка записи слов в столбики. -Что общего в словах каждого столбика? -Сформулируйте правило -Проверим по учебнику Вывод: - Значит мягкий знак имеет ещё одно значение: он указывает, что существительное с шипящим на конце - женского рода (3 склонения). Новая функция мягкого знака- ПОКАЗЫВАЕТ ФОРМУ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО. | Пишут слова в два столбика: ночь луч рожь ландыш Учащиеся делают вывод: в первом столбике слова женского рода и написан мягкий знак, во втором столбике слова мужского рода и мягкого знака нет. Учащиеся формулируют правило: «На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь, а мужского рода не пишется» Учащиеся знакомятся с правилом в учебнике |
5. Реализация простроенного проекта | -Я предлагаю дополнить столбики словами: меч, горечь, помощь, плащ, испечь Проблема5 -Почему возникла проблема со словом испечь? У этого слова на конце шипящий[ч’]? -Тогда нужно составить алгоритм действий -Работая в группах, составьте схемы, с помощью которых вы точнее поймёте и быстрее запомните правило | Учащиеся дополняют столбики словами с проговариванием (определяют род) Учащиеся делают вывод, что определения рода недостаточно, нужно определять часть речи (испечь –глагол и это правило к нему применять нельзя) Учащиеся составляют алгоритм действий: 1.Определяю часть речи 2.Слышу в конце шипящий звук 3.Определяю род 4.Если женский род, то Ь пишу 5. Если мужской род, то Ь не пишу Учащиеся составляют схемы Примеры: Имя сущ. ч ж ш щ ж.р. м.р. ь ь |
6. Первичное закрепление | -Учимся применять правило Физкультминутка: - Если я называю существительные с шипящими на конце женского рода и мягкий знак в них писать нужно, то вы поднимаете руки вверх, если это существительное мужского рода и писать мягкий знак не нужно, то приседаете. Ошибаться нельзя. - Еж, лещ, дичь, печь, товарищ, мышь, кирпич, помощь, борщ, ночь, тишь. -Запишите одним словом (с проговариванием во внешней речи). Выделите орфограмму. Часть суток с вечера до утра? (ночь) Приспособление, с помощью которого открывают замок. (ключ) Сооружение из кирпича для отопления дома? (печь) Человек, лечащий больных (врач) Суп со свеклой и другими овощами. (борщ) Бывает и устная, и письменная (речь) - У кого были трудности при выполнении задания? Кому нужна помощь? | Учащиеся выполняют задания. Каждое действие проверяется, учащиеся индивидуально или хором называют род существительного. Учащиеся записывают слова, выделяют орфограмму Учащиеся производят самооценку |
Самостоятельная работа | -Предлагаю вам тренировочные упражнения разной сложности на выбор. Кто-то выберет самое легкое, а кто-то не побоится трудностей. (учитель демонстрирует задания на экране, дети выбирают задания на листочках под номерами) 1.Слова в скобках напиши в форме единственного числа Горячая(печи), дорогая(вещи), круглый (обручи), верный(товарищи), яркий(лучи), большой(гаражи), летучая(мыши), красивый(плащи), острый(мечи), высокий(камыши) 2.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий. Дикий -…, тихий-…, глухой-…, кирпичный-…, овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-…. 3.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце. 1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и…не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет. Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?), вещ(?) -А теперь нужно проверить. Возьмите карточку с таким же номером, проверьте правильность выполненной работы. Особое внимание уделите словам на новое правило. При проверке выделите орфограмму. -Кто из вас справился без ошибок? Кто ещё не совсем точно научился применять правило? Кому нужна помощь? В конце работы после проверки оцените себя в любой форме (шкала, лесенка, условные знаки и другие) | Учащиеся выбирают задания и самостоятельно выполняют. Учащиеся сверяют работу с эталоном, выделяют орфограмму. Учащиеся производят самооценку. |
8. Включение в систему знаний повторения | - Сегодня на уроке мы узнали ещё одну тайну мягкого знака. Назовите три его значения (Учитель подкрепляет ответы наглядностью. Помогает сформулировать третью функцию учащимся, т.к. на первом уроке учащимся это сделать самим трудно) -Расскажите правило, с которым познакомились на уроке. Как это правило нужно применять? | Учащиеся делают выводы: мягкий знак показатель мягкости согласного разделительный грамматическая форма существительного (показывает, что существительное с шипящим на конце женского рода единственного числа (3 склонения) Учащиеся проговаривают правило и алгоритм его применения. |
9. Рефлексия учебной деятельности | -В конце урока заполните «Лист самоконтроля»: «Плюс – минус - интересно» -Кто на уроке нашёл плюсов больше, чем минусов? -Кто понял тему урока и может применять новое правило правописания? - Мы продолжим знакомство с этой темой на других уроках, и я надеюсь, что на это правило у вас не будет ошибок. | В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |