Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | Приветствует учащихся: -Пускай прекрасным будет настроенье, Ведь это очень много в жизни значит. Кто радостно настроен, без сомненья, Быстрее добивается удачи! | Приветствуют учителя и друг друга, проверяют свою готовность к уроку. | -Ребята, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись мне, а я тебе!» | Личностные: самоопределение роли ученика. Коммуникативные: умение слушать и слышать. |
2.Постановка учебной задачи. Целеполагание. | Задает вопросы, читает стихотворение И.Бунина наизусть. | Слушают музыку, стихотворение, размышляют над вопросами, определяют тему и цель урока. | Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима». (На доске развешаны снежинки) - Ребята, сегодня ночью у нас кто-то похозяйничал. Как вы думаете кто? (Зима) -Послушайте стихотворение и попытайтесь представить себе картину, которую рисует поэт. Иван Бунин Когда смотрю на первые снежинки, На сердце почему-то так светло, Летят, кружа, холодные пушинки, Становится кругом белым-бело. Какую радость чувствую и нежность, Когда на жёлтых листьях первый снег, Бодрит мороз, и вдохновляет снежность. Вдыхает воздух глубже человек. Какое это всё же наслажденье — На первые снежинки посмотреть И самое их первое круженье Увидеть в вышине небес успеть. - Какова цель нашего урока? (ответы детей) — Какую картину вы нарисовали в своём воображении? — Какой тип речи вы использовали, когда отвечали на вопрос? (Описание.) — Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображён первый снег.) -Чтобы сочинение было написано интересно, нужно научиться правильно рассматривать картину, читать её. | Регулятивные: предположение темы урока. Коммуникативные: участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других. |
3.Подготовка к написанию сочинения. Цель: подготовиться к написанию сочинения, обогащение словаря. | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию. Фиксирует затруднения. Организует работу по картине. | Рассматривают картину, отвечают на вопросы. - Картина называется «Первый снег», потому что дети восхищенно смотрят на снег. -Начало зимы. -Нет сугробов, местами еще видна голая земля. -Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома. -Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега. -Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу. | Внимательно рассмотрите репродукцию картина А.Пластова «Первый снег» -Картина называется «Первый снег». Почему? - Какое время года изобразил художник? - Почему вы догадались, что это именно начало зимы? - Кого изобразил художник на переднем плане? - Опишите их внешний вид. - Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? | Познавательные: осознавать познавательную задачу, понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную. Коммуникативные: участвовать в коллективном общении, высказывать свои мысли, впечатления, слушать других. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
3.1 Работа со «словарем настроений» Цель: обогащение словаря. | Записывает на доске слова-названия чувств: радость, восторг, волнение, удивление, восхищение, беспокойство, испуг, грусть, интерес. Задает вопросы по картине. | Учащиеся выбирают слова «восторг, удивление и радость» и объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы учителя. - Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать. Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. | Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. - Почему детей удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями). - Что еще показывает художник на переднем плане? ( В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется она тоже обрадовалась снегу). Что еще показывает художник на переднем плане? -Объясните значение слова «палисадник»? (Палисадник – это небольшой огороженный садик, цветник перед домом.) Здесь есть еще один герой - ворона. А что она переживает? Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? | Познавательные: анализировать средства языка, наблюдать за их использованием, конструировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
3.2.Выявление изобразительных средств картины. Цель: обогащение словаря. | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию. Фиксирует затруднения. Организует работу по картине. | Размышляют над вопросами, рассматривают картину, представляют себя на месте персонажей картины. В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые, голубовато-сероватые, серовато-розовые, светло-коричневые - Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопад - Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение. | - Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый? -А какой цвет здесь главный и почему? -Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? | Познавательные: анализировать средства языка, наблюдать за их использованием, конструировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы. Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с заданием учителя |
3.3.Составление плана сочинения | | Предлагают варианты, высказывают своё мнение. | Чтобы написать сочинение, нужен план. Расположите пункты по порядку. 1.Моё отношение к картине. 2.Какова основная мысль картины? 3.Что изображено на картине? 4.Как называется картина? Кто её автор? -Какова мысль картины. Выбери ответ. 1.Наступила зима. 2.Изменения в природе всегда волшебны. 3. Выпал первый снег. | Коммуникативные: взаимодействуют со сверстниками, обосновывают своё мнение. |
4.Физминутка | Организует физминутку. | Один учащийся у доски, остальные на местах выполняют физминутку. | | |
5. Написание сочинения. Цель: развитие письменной речи | | Создают словесную картину, корректируют и редактируют написанное. | -Запишите сочинение на черновик. Постарайтесь, чтоб ваша речь была точной, образной, яркой. Для этого важно внимательно относиться к словам, правильно строить предложения. | Регулятивные: ставить и решать речевую задачу. Действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности, вносить необходимые коррективы. |
6.Домашнее задание | | | Переписать сочинение на чистовик | |
7. Рефлексия | | Отвечают на вопросы. | -Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили? - Получилось ли у нас сочинение? -Что вызвало затруднения? -Получилось ли увидеть красоту зимнего утра? (Звучит музыка) – Я хочу, чтоб хорошее настроение и удовлетворение от работы сохранилось в течение всего дня. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |