Конспект открытого урока по математике.
Тема: «Вычитание чисел столбиком».
Орг. Момент:
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.
Устный счет.
- И начнем мы наш урок с устного счета:
1. Слайд 1.
Продолжи ряд:
1) 1, 2, 3, 4, …, …
2) 2, 4, 6, 8, …, …
3) 3, 6, 12, 24, …, …
2.Слайд 2.
Реши задачу:
Брату 10 лет. Он моложе своей сестры на 3 года, но старше друга на 2 года. Сколько лет сестре и другу?
-Хорошо.
Актуализация опорных знаний.
-А теперь откройте тетради, запишите число и классная работа.
-Посмотрите на слайд 3, на нем примеры на сложение и вычитание. Ваша задача, решить эти примеры любым способом, которым мы уже умеем решать.
25+12 49-31 37+21 78-41
-Заканчиваем. Давайте проверим, как вы могли решить примеры на сложение?
-На вычитание?
-Сравните свое решение с эталоном решения на слайде. Слайд 4.
- Ребята, скажите пож-та, одинаково ли вы затратили времени на решение примеров на сложение и вычитание?
-А почему на сложение вы потратили меньше времени?
-Правильно! Ребята, вот складывать мы умеем в столбик, а вычитать не умеем. А вы представьте, что у нас с вами контрольная работа, и нам нужно за урок решить 50 таких примеров, да еще и 3 задачки.
- Мы успеем решить все эти примеры и задачки если будем использовать такой способ вычитания чисел?
-А как нам тогда быть? Может кто-нибудь знает какой-нибудь другой способ вычитания чисел?
- Мы с вами умеем складывать в столбик, и это, как мы с вами решили, намного удобнее и времени на решение уходит намного меньше. Но как же научиться выполнять вычитание чисел в столбик?
-Да? И чем же оно похоже, кто знает?
-Совершенно верно. Но в столбик у нас в классе не все умеют вычитать. Как вы думаете, какова будет
тема нашего урока?
цель нашего урока? Чему мы должны будем сегодня научиться на уроке? Слайд 5
-Совершенно верно.
-Если вы легко выполняете сложение в столбик, то и вычитание в столбик вам не составит особого труда.
-Итак, приступим.
-Давайте вместе разработаем алгоритм, т.е. что за чем нужно выполнять, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик.
-Скажите пожалуйста, самое первое. Самое главное, что нужно знать, чтобы записать пример в столбик?
-Совершенно верно! Самое главное, чтобы записать любой пример в столбик, будь то сложение, либо вычитание чисел, нужно знать разряды чисел. Слайд 6.
-А какие разряды мы знаем?
-Второе, но не менее важное, что мы должны знать? Вот мы назвали разряды наших чисел. Мы просто так их называли? Где они нам пригодяться?Для чего?
-А как это сделать? Слайд 7.
- И третье, что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик? Слайд 8.
- Ну а теперь, посмотрите на этот слайд, и еще раз проговорим алгоритм записи вычитания чисел в столбик. Слайд 9.
-Молодцы!
-Вы все правильно назвали.
-Ну, а теперь запишем и решим в столбик те же примеры, которые вы вычитали в строчку.
-Итак, сначала я пишу уменьшаемое 78, затем ставлю знак «-« слева от 78, затем записываю строго разряд единиц под разрядом единиц, и разряд десятков строго под разрядом десятков. И получается вот такая запись:78
-
41
-Ребята, скажите пож-та, а почему нужно записывать строго единицы под единицами, а десятки под десятками?
-Совершенно верно! Если мы запишем не единицы под единицами, а десятки не под десятками, то и решение значит будет выполнено не верно.
-Ну все, записали мы все правильно.
Проводим черту. Теперь нужно вычесть. Что мы сначала будем отнимать десятки или единицы?
-Правильно! 8 единиц-1 единица = 7 единиц, ответ, который получился, мы тоже записываем строго под тем разрядом, который отнимали. Единицы отняли, теперь 7 десятков - 4 десятка=3 десятка.
-И получается вот такая запись в итоге:
78
- 41
37
Физкультминутка!
Решение по теме урока.
- А теперь проверим, как вы научились решать столбиком. Я вам сейчас продиктую 5 примеров. Вы их запишите сначала в строчку, чтобы вам потом легче было записать в столбик, затем запишите в столбик, решите их.
-А потом мы вместе проверим.
-Итак. Приготовились.
46-21
59-48
87-30
45-32
89-34
-Время пошло. Решаем.
-Проверяем. Проверьте, у всех ли так получилось. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадкой, возьмите простые карандашики, и напротив каждого примера, решенного в столбик, поставьте + если он решен верно, и знак – если пример решен не верно.
-Приступаем.
-Поменяйтесь тетрадями обратно, и покажите мне, что вы готовы работать дальше.
- Теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу.
-Хорошо, отложите пока в сторону оценочные листы.
Задание 2.
-Такие примеры вы с легкостью решили, потому что они были без перехода через разряд.
-А посмотрите, вот такой пример, он
чем -нибудь отличается от предыдущих?
-Совершенно верно!
-Если, когда мы выполняли сложение с переходом через разряд, то мы запоминали 1, или подписывали ее снизу чтобы не забыть, то в вычитании в столбик, мы наоборот будем занимать 1 в предыдущем разряде.
-Итак, смотрим как это происходит на деле.
65-27. (объясняю в столбик).
-Понятно?
Проверим!
-На слайде примеры, ваша задача решить их приемом вычитания чисел в столбик, но будьте очень внимательны и не запутайтесь.
Слайд 10.
-Проверяем. По слайду поменялись тетрадями.
-Оцените себя на оценочных листах.
Задание3.
-Ребята, я приготовила для вас примеры, они были разбиты на 2 группы, но они у меня перепутались. Помогите пож-та мне их снова разделить на 2 группы. Но для того чтобы понять, в чем отличие одной группы от другой, вам нужно их решить.
-Приступаем.
-Проверяем по эталону на слайде 11
-Ребята, скажите, а почему должно получится именно так?
-На какой отличительный признак вы смотрели перед тем как распределить примеры на 2 группы?
- Умнички! В каком столбике происходил переход через разряд?
-А где перехода не было?
-Молодцы! А теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу
Подведение итогов
-Итак, ребята, давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале урока, чему мы хотели научиться? Слайд 12.
Совершенно верно!
–Мы научились?
-А ну как давайте вспомним алгоритм, 3 важных момента без которых мы не сможем выполнить вычитание чисел в столбик?!
Слайд 13.
-Совершенно верно!
-Возьмите свои оценочные листы, подсчитайте все +, Слайд 14.
-урок был насыщенным, мне понравилось работать с вами, думаю вам тоже. Спасибо.