СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-соревнование по теме: Взаимодействие тел.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проходит в интересной форме соревнования.

Просмотр содержимого документа
«Урок-соревнование по теме: Взаимодействие тел.»

Урок-соревнование по теме: Взаимодействие тел.

Цели и задачи: в интересной игровой форме обобщить и закрепить знания по теме, совершенствовать навыки решения задач различного типа, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; научить учащихся применять знания в новой ситуации.

Оборудование: эмблемы городов, кроссворды, бланки отсчетов, задачи – рисунки, график движения тела, тесты, весы, конверты с заданиями.

Форма учебной работы: групповая.

Перед уроком разложить на столы чистые листы бумаги, бланки отчетов, расставить названия городов.

Ход урока:

1) Организационный момент.

2) Вступление.

Дорогие ребята! Сегодня у нас особый день. Совсем недавно вы ничего не знали о физике, а к сегодняшнему дню мы изучили несколько тем, а пройденное надо повторить. Поэтому сегодня урок в игровой форме, урок- соревнование между городами. Мы повторим тему - Взаимодействие тел. Вы будете работать по группам. Первая группа- это город Формулоград, вторая –Прибороград, третья – город Фантазеров, четвертая – город Смекалистых и пятая – город Теоретиков.

У каждого города есть эмблема, вы видите их на доске. Возле каждой эмблемы я буду записывать, набранные городами баллы. В каждом городе у нас будет экскурсовод, который будет представлять свой город. У экскурсоводов есть на столах бланки отчетов, в которые они будут записывать заработанные каждым жителем города баллы и в конце урока они подсчитают общее количество баллов и сдадут их учителю для выставления оценки за урок. (За активное участие экскурсовод ставит за каждое задание 1б, если ученик не совсем был активен -0,5б, и если не выполнял задание, не участвовал в обсуждении -0 б)


Девиз нашего соревнования:

"Тот не будет побежден,

Кто в знаниях физики силен!" ( записан на доске)


Давайте посмотрим, как готовы наши города к соревнованиям. Приготовьте светофоры. Если утверждение верно – покажите мне зеленый свет, если не верно- красный.


Утверждения:

1) Непрерывная линия, вдоль которой движется тело называется траекторией.

2) Путь – это длина траектории.

3) Если тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути, то его движение называется неравномерным. (нет равномерным)

4) Чтобы найти скорость нужно путь умножить на время. (нет разделить)

5) Скорость – скалярная величина. (нет векторная, так как имеет направление)

6) Действие одного тела на другое может быть односторонним. (нет только двусторонним.

7) В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою скорость.

8) Инертность – это свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

9) Масса тела характеризует его инертность.


Хорошо. И так начнем наше соревнование.

1)Экскурсовод города Формулограда представит вашему вниманию первый конкурс.

Экскурсовод:

В нашем городе жители хорошо знают формулы по физике. Формулы отражают физические законы, определения, помогают решать задачи. Французский математик и физик Фурье сказал: " Знать физику – значит уметь решать задачи". Мы предлагаем вам следующее задание: В конверте записаны формулы, найдите правильные и неправильные.

( Формулы пронумерованы. Каждая команда выписывает в столбик номера правильных и формул)


Второе задание – Кто быстрее решит задачу. (Записать ее на общем листе).


Задача: Точильный брусок, масса которого 300 г, имеет размер 15*5*2 см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.


(Первая решившая задачу группа (ответ сверить), записывает задачу на доске и получает 5 баллов, остальные не более четырех баллов, если все без ошибок. Учитель проверяет решение на листах, заранее подготовленных для группы).


Учитель записывает набранные городами баллы на доске.


2)Следующее задание представит экскурсовод города Приборограда.

Экскурсовод:

В нашем городе жители знают больше всех о физических приборах.

Физика – наука экспериментальная, любой закон должен подтверждаться на практике, а чтобы проверить его выполнение нельзя обойтись без различных физических приборов. Мы предлагаем вам конкурс "Аукцион". На обсуждение выставляются лоты. Ваша задача- как можно больше составить предложений о лоте.

Итак, первый лот- весы

Пример:

-Весы служат для измерения массы тела.

-Весы бывают различного типа: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные.

-Главная часть весов - коромысло.

-На одну чашку помещают разновесы, на другую, взвешиваемое тело.

- Для взвешивания используется специальный набор гирь.

- Прежде чем взвешивать их нужно уравновесить.


Второй лот- график движения тела.

Пример

- График зависимости скорости тела от времени.

-По горизонтальной оси отложено время, в секундах

-По вертикальной оси отложена скорость тела в м/с.

- В начальный момент времени скорость была равной нулю.

- В конце движения скорость равна …


Учитель записывает набранные городами баллы на доске.

3)Следующее задание представит экскурсовод города Фантазеров.

Экскурсовод:

Жители нашего города любят фантазировать, рисовать, придумывать много интересного. Вы знаете, ребята, что физические явления можно изобразить на бумаге. Запечатленное, однажды, таким образом, оно надолго остается в памяти. Мы предлагаем следующее задание - ответить на вопросы к задачам картинкам.

Экскурсоводы вытягивают номера задач. На обсуждение дается 0,5 мин.


1 -Лисица, убегая от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что делает резкие внезапные движения в сторону как раз в те моменты, когда собака готова схватить ее зубами. Почему собаке трудно поймать лисицу?

2 - При выходе из воды животные, например собака, отряхиваются. Какой закон физики используют они при этом?

3-Почему человек, споткнувшийся на бегу, всегда падает вперед?

4-Какой вывод подтверждает рисунок? (На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении – отталкивание).

5-Какое явление здесь наблюдается? (у водоплавающих птиц, перья несмачиваются водой)


Учитель записывает набранные городами баллы на доске.

4)Следующее задание представит экскурсовод города Смекалистых.

Экскурсовод:

Жители нашего города люди догадливые и смекалистые. Они любят мыслить. Французский философ и математик Декарт сказал: Я мыслю, следовательно, я существую". Мы очень любим разгадывать кроссворды, и такое задание предлагаем вам выполнить вместе с нами.

(Учитель раздает всем городам кроссворды в соответствии с выбранным номером).

Каждая группа записывает ответы в столбик на доске под своей эмблемой.(7 слов). По количеству правильных слов даются баллы.


Учитель записывает набранные городами баллы на доске.

5)Следующее задание представит экскурсовод города Теоретиков.

Экскурсовод:

В нашем городе живут эрудиты. Мы знаем хорошо весь изученный теоретический материал по физике. Ответы формулируем четко и кратко, ведь как сказал Чехов: " Краткость – сестра таланта". Мы предлагаем вам составить краткий рассказ о физической величине.

Учитель раздает "цветы" на лепестках, которых есть надписи в соответствии с ними нужно составить рассказ о физической величине.

Общее задание – тест.

(Учитель раздает тесты, их выполняют все, кроме экскурсоводов, которые в это время заполняют бланки отсчетов и оценивают работу каждого члена команды).

Учитель в это время подсчитывает набранные " городами" баллы и записывает результат на доске. Затем смотрит бланки отсчетов и выставляет оценки наиболее активным учащимся.

После того как тесты выполнены, учитель их собирает и подводит итог урока.

Итак, ребята мы с вами подведем итог нашего соревнования. Наибольшее количество баллов набрал "город"- …

Оценки экскурсоводам -…

Самые активные учащиеся-…

Остальным оценки выставляются после проверки теста.

Домашнее задание:

1)повт п. 22 упр 8 (1,2) – на "3"

2)Упр8(3,4) –на "4-5"

3)Задание для желающих – составить кроссворд по теме.


5