Урок-соревнование «Математический турнир»
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:
- подготовительный,
- игровой,
- подведение итогов.
Цели урока:
1.Образовательные:
Решение нестандартных задач
Отработка вычислительных навыков, закрепление знаний о порядке действий
Повторение математической терминологии
2. Развивающие:
Развивать познавательные УУД: умение определять какая информация нужна для решения задачи, умение извлекать информацию из текстов, таблиц; представлять информацию в виде таблиц, диаграмм
Развивать регулятивные УУД: умение действовать по плану, умение сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки, оценивать результаты работы
Развивать коммуникативные УУД: умение вычитывать текстовую информацию
3. Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к математике
Воспитывать умение работать в команде, доброжелательность
Подготовительный этап:
1. Класс учителем разбит на 3 команды, примерно равных по силам.
2. Ученики узнают о предстоящем турнире, составе команд за несколько дней, чтобы придумать название команды, девиз, сделать эмблему, выбрать капитана.
Жюри: учитель, группа родителей.
Игровой этап:
1.Вступительное слово учителя:
Математика – Царица всех наук, Тебе с ней подружиться советую, мой друг. Если сложные законы в школе изучаешь, То любые трудности ты преодолеешь. Сможешь ты решить задачу, Сможешь в космос полететь, Сможешь по морю ты плавать, Не боясь сойти с пути. Не ленись, трудись, старайся, Познавая соль наук, Все доказывать пытайся Ты не покладая рук. Станет пусть бином Ньютона Для тебя, как друг родной, Как в футболе Марадонна, В алгебре он основной. Если твердо все изучишь, Будешь знать ты все на «5», То, возможно, ты сумеешь Звезды в небе посчитать. |
Сегодня у нас состоится математический турнир, в котором победит не только ум, сообразительность, но и умение планировать, распределять работу, работать в команде. Желаю всем командам успеха!
2. Представление команд (название, девиз) - 1очко (+ 1 лучшей команде)
Учитель(постановка игровых целей):
Цель команд попасть на остров, где находится сундук, открыть его можно ключом, который обретет свою силу, если вы сможете набрать нужное количество баллов. В сундуке вы сможете найти «призы», которые заработаете.
На доске появляются изображения острова и сундука.
1. Разминка: - по 1 очку за правильный ответ.
Вопросы задаются командам по очереди, при неправильном ответе право ответа переходит следующей команде.
Вопросы для разминки команд:
Какой ключ не откроет замок?
Сколько яиц можно съесть натощак?
Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить , стоя на двух ногах?
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько детей в семье?
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?
Какое число приказывает?
В корзине 5 яблок. Как поделить их между 5 детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении?
По количеству полученных очков капитаны вытягивают названия виртуальных призов, команда наклеивает их на подарочные мешки и раскрашивает секторы ключей. Аналогично подводятся итоги каждого конкурса.
2. Решение задач
Команды получают сначала 1 задачу. Решают на полученных листках. Капитаны выходят с решением (после выхода первого дается 1 минута). Сразу разбираются решения.
Правильное решение - 2 очка; с недочетами - 1 очко
Быстрота (при правильном выполнении) + - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим
Задачи:
1. На прилавке магазина со сладостями: конфеты, пирожные, шоколад, мармелад, зефир. У вас хватает денег только на 2 вида сладостей. Запиши все возможные варианты покупки.
2. К острову можно причалить с 4 сторон: южной, северной, западной и восточной. Сколькими способами можно попасть на остров одним путем, а уплыть другим?
3. Шифр для сундука состоит из 4 разных цифр. Сколько всевозможных шифров можно составить, используя только цифры 1,2,3,4?
3 .Конкурс капитанов
Капитаны по очереди отвечают на вопросы, при неправильном ответе вопрос переходит к следующему.
По 2 очка за правильный ответ.
Вопросы:
Из –под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе?
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется полтора часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем можно объяснить такую разницу?
За 3 минуты бревно распилили на метровые поленья. Каждая распиловка занимала 1 минуту. Какой длины было бревно?
Сыну сейчас 14 лет, а 5 лет назад он был в 5 раз моложе своего отца. Сколько лет сейчас отцу?
Сколько яблок было у Тани, если у нее было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки?
4.Конкурс вычислительных навыков
Карточка с заданиями ( раздаются командам, где члены команды сами распределяют работу):
Найти значения выражений:
(34х9+347х2)х60
(236+398+102):4 – 69
(14170 – 34х5) – 64х5 – 76х5
После окончания работы одной из команд, остальным дается еще 1 минута.
За каждый верно решенный пример - по 2 очка
Быстрота (при 3 правильных результатах ) + - 3 очка первым; 2 очка вторым; 1 очко третьим.
5. Конкурс «Икс-тест».
1. Какая величина в математике обозначается буквой х?
а) хитрая;
б) секретная;
в) неизвестная; +
г) любая.
2. Что такое уравнение?
а) деление пирога на равные части;
б) равенство с неизвестными; +
в) весы с гирьками;
г) какая разница.
3. Решить уравнение - это значит...
а) найти его в книге;
б) найти его у соседа;
в) найти его ветки;
г) найти его корни. +
4. Какой алфавит используют для обозначения неизвестных?
а) русский;
б) английский;
в) латинский; +
г) Мумба-Юмба.
5. Буквой S в математике обозначают:
а) стоп;
б) слабо;
в) скорость;
г) площадь. +
6. Сколько букв в латинском алфавите?
а) 33;
б) 23;
в) 26; +
г) 10.
Этап подведения итогов:
Вот и подходит к концу наш турнир! Можно подводить итоги. Называются команды- победители.
Рефлексия :
Что понравилось (не понравилось)?Какие трудности встретились? С чем справились с легкостью? Как работала команда? Кому хочется сказать спасибо?
![]()