Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационных технологий,
бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»
Методическая разработка открытого урока
Тема: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории
Канская О.А.
г. Волгодонск
2022 г.
Пояснительная записка
к уроку по теме: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Характеристика учебной группы:
Открытый урок (далее по тексту – урок) реализуется в группе студентов 12-21 по профессии Профессия: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, обучающихся в Волгодонском техникуме информационных технологий, бизнеса и дизайна им. В.В. Самарского, в стандартной учебной обстановке.
При разработке открытого урока педагог учитывает психологические особенности данной возрастной группы студентов, а также, что участники данной учебной группы позитивно относятся друг к другу, способны оказывать взаимопомощь в учебном процессе, имеют средний уровень познавательных интересов, умеют самостоятельно работать с информационными источниками, успешно пользуются дидактическим материалом на уроках, способны активно работать под непосредственным руководством преподавателя.
Характеристика темы:
Разработка урока основывается на рабочей программе дисциплины ОУД.02 Литература. Для учебного проекта выбран урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На изучение темы отводится шесть часов.
Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века.
Урок № 39,40 «Смысл теории Раскольникова»
Урок по теме «Смысл теории Раскольникова» является 39-40 в изучении темы 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века раздела I. «Русская литература XIX века»
На изучение темы урока отводится 1 час 20 минут. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизненным и творческим путём Ф. М. Достоевского, творчество которого также относится к этому периоду развития литературного процесса; с историей создания романа «Преступление и наказание», с главными героями романа. На данном уроке совершенствуется культура читательского восприятия художественного текста, развиваются образное мышление, литературно-творческие способности, читательские интересы, художественный вкус, культура устной и письменной речи обучающихся, развиваются навыки устной монологической и диалогической речи.
Дидактические цели урока заключаются в создании условий для развития коммуникативной и языковой компетенций, в которых обучающийся сможет иметь представление о периодизации жизни и творчества Ф. М. Достоевского; иметь общее понятие о литературном процессе I половины XIX века; увидеть мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств.
Тип урока: Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.
Форма проведения: Урок - суд в форме деловой игры.
Основные методы обучения, используемые на уроке: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия.
Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся, коммуникативную и языковую компетенции. На уроке рекомендуется использовать следующие приёмы: диалог, монолог, постановку проблемных вопросов, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение урока: мультимедийный комплекс, презентация, книга «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
ОУД 02. Литература
Личностные результаты реализации программы воспитания:
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 18 Организованный и дисциплинированный в мышлении и поступках
ЛР 32 Соблюдающий общепринятые этические нормы и правила делового поведения, корректный, принципиальный, проявляющий терпимость и непредвзятость в общении с гражданами
ЛР 33 Способствующий своим поведением установлению в коллективе товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи, конструктивного сотрудничества
ЛР 35 Стремящийся в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни;
План открытого урока
Тема урока: Урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Раздел I. «Русская литература XIX века».
Тема 1.1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.
Цели урока. Формирование осознанного восприятия произведения, понимания и решение поставленных в нем проблем.
Образовательные: определение сути разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории.
Развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения.
Воспитательные: воспитание интереса к литературе, к творчеству Ф. М. Достоевского, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры, активизировать познавательную деятельность.
Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею» , результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.
Тип урока. Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.
Форма урока. Урок - суд в форме деловой игры.
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия.
Виды контроля: индивидуальный, устный.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.
Методические указания по организации и проведению урока
При подготовке к уроку-суду педагог формулирует образовательные цели и их связь с развивающими и воспитательными задачами; определяет оптимальное содержание данного урока с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся; прогнозирует уровень усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков; делает выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной, фронтальной и самостоятельной работы на уроке.
На этапе сообщения темы и целей урока во вступительном слове преподавателя целесообразно привлекать внимание студентов к важности знаний по данной теме, необходимости внимания к предстоящей информации, ее запоминания и длительного хранения в памяти; сообщить основные виды деятельности обучающихся. Для осознания значения изучаемой темы студенты должны знать, почему и для чего нужны знания по этой теме, для этого необходимо создать мотивационную среду, которая стимулирует деятельность обучающихся.
Для более глубокого осмысления знаний рекомендуется применять следующие методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый; словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия
Для достижения желаемого результата целесообразно активизировать познавательную деятельность обучающихся, формировать коммуникативные компетенции будущего специалиста. На уроке рекомендуется использовать следующие приемы: театрализация, диалог, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации.
Урок построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний используется фронтальная работа. Устные вопросы составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями, полученными ранее по дисциплине «Литература».
При изучении нового материала используется работа с театрализацией. Такая организация учебной деятельности дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Группа разделена на действующие лица. Среди обучающихся заранее распределены роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия. Вопросы к участникам процесса придуманы самими адвокатом и прокурором, затем обсуждены с преподавателем литературы и розданы для подготовки всем героям. Ответы обучающиеся должны были найти только в романе Достоевского. Педагог руководит проведением самостоятельной работы, которая проводится по заданному алгоритму в устной форме. Это – необходимые элементы системы формирования общих компетенций.
Для проведения урока целесообразно подготовить наглядно-иллюстрационный материал для фронтальной работы – электронную презентацию, аудио файлы, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Открытый урок проводится в течение 1ч 20 мин, сохраняя традиционную структуру учебного занятия.
Проверка и оценка знаний студентов.
Выявление степени понимания студентами материала, проверка и оценка первичных знаний, их умений и навыков является важным компонентом урока. Учитывая особенности данного урока, при оценивании целесообразно применять гибкий подход и использовать в качестве критериев активность студентов, правильность выполнения заданий.
Результаты работы студентов на уроке преподаватель озвучивает в конце урока.
Тип урока: Закрепление и обобщение изученного материала, обобщение с элементами анализа.
Форма проведения: открытый урок.
Ход урока
№ п/п | Внешняя структура | Внутренняя подструктура | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Организационный этап (5 мин.) | Приветствие Проверка готовности к уроку | Приветствие. – Здравствуйте, уважаемые гости, участники процесса! Проверка присутствующих. - Проверка по журналу явки студентов. Проверка готовности студентов к уроку. - Готовность рабочих ученических мест, готовность компьютерной техники. Организация внимания. - Все студенты мобилизованы, сосредоточены, внутренне организованы. Готовность к уроку хорошая. | Приветствуют преподавателя. | На демонстрационном экране слайды электронной презентации для сопровождения занятия (с помощью мультимедийного проектора). |
II | Этап целеполагания и мотивации | Сообщение темы урока | Сегодня у нас урок-суд по теме «Смысл теории Раскольникова» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» | Слушают преподавателя. Записывают тему урока. | Слайд №1 |
| | Сообщение целей и задач урока. Сообщение структуры урока | Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы. Д.С. Мережковский Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать…С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других? Сегодня у нас урок по творчеству Ф. М. Достоевского. Он пройдёт в форме суда. Как вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны сегодня реализовать? Перед нами стоят такие цели. Образовательные: определение сути разработанной Раскольниковым теории, мотива преступления и развенчании теории. Развивающие: развивать навыки анализа художественного произведения. Воспитательные: воспитание интереса к литературе, к творчеству Ф. М. Достоевского, формирование навыков внутренней культуры и коммуникативного общения в процессе творческой игры, активизировать познавательную деятельность. Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление. Мы обобщим знания по роману «Преступление и наказание», раскроем суть теории Раскольникова и решим, достойна ли она существовать, выясним, какова позиция писателя по отношению к этой теории и попробуем разобраться: Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? По мотивам романа неоднократно снимались художественные и мультипликационные фильмы? Ставились спектакли. Каждый режиссер по-своему передавал образ главного героя. На мой взгляд режиссер Дмитрий Светозаров хорошо раскрыл образ Раскольникова, а сам артист, снявшийся в фильме, постарался передать все переживания, мысли, эмоции, чувства главного героя. Чтобы лучше представить Раскольникова, предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Вы просмотрели данный фрагмент. Раскольников совершил уже убийство или нет? | Слушают преподавателя. Смотрят отрывок из фильма «Преступление и наказание» Формулируют цели и задачи урока | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд № 9 |
III | Актуализация опорных знаний (10 мин.) | Проверка домашнего задания | Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство. Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы? Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами. - Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация) Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса: - Какую роль играет Петербург в романе? - Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие? | Слушают преподавателя. Отвечают на вопрос. Каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу | Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 |
IV | Мотивация учебной деятельности обучающихся | Мотивация учебной деятельности. | Итак, ребята, мы выяснили для себя ответы на эти два вопроса. Но самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает Достоевский в своем творчестве. Писатель учит нас (в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков. Роман Достоевского — это роман - предупреждение о том, что дело добра нельзя вести злом. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми. Стремление насильно сделать людей счастливыми влечет кровь и жертвы миллионов. | Слушают преподавателя | Слайд №15 |
V. | Первичное закреплние нового изученного | 1.Воспроизведение и первичное восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. | Раскольников совершил преступление, а каково же будет его наказание? Сегодня мы переберём одну за другой все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. Итак, мы с вами начинаем урок-суд над главным героем романа «Преступление и наказание». Секретарем суда назначается Чередниченко Вадим Я прошу секретаря расставить таблички, а участвующих в суде занять свои места. | | Слайд №16 |
2. Применение знаний и умений в новой ситуации | Анализирует, делает записи, позволяющие оценить речь студентов и обсудить ответы на этапе рефлексии. | Театрализованное представление Действующие лица деловой игры: Судья-Курбанов Денис Присяжный заседатель-Морозов Данил Родион Раскольников-Чубенко Вадим Судебный пристав – Полубедов Алексей Следователь Порфирий Петрович- Молоканов Игорь Адвокат-Лысенко Дмитрий Прокурор-Гулентинов Данил Обвинитель-Сон Дмитрий Защитник-Плехов Илья Разумихин –Борщигов Павел Авдотья Романовна-Ус Ксения Соня Мармеладова- Сирота Ангелина Хозяйка квартиры Зарницына-Григорьева Валерия Доктор Зосимов-Ковалев Станислав Свидригайлов-Фабрицкий Андрей Лужин-Кулинич Антон Литературный эксперт-Карпенко София Достоевский-Волоцков Никита Эксперт по философии- Новоселова Екатерина | Слайд № 17 Слайды 18-33 |
VI | Обобщение и систематизация изученного материала | Формулирование выводов по изученному материалу | Слово преподавателя Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», — писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах. Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!». Какая перед нами стояла задача? Задачи: выявить двойственность мотивов, основанных на столкновении двух главных идей «Тварь я дрожащая или право имею», результатом борьбы которых стала идея власти. Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников. Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление. Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский? Что напоминает теория Раскольникова? | Отвечают на вопросы Удалось ли нам это выяснить? Оправдана ли теория Раскольникова? В чем был прав и в чем заблуждался Раскольников? Как вы думаете, о чем стремился предупредить своих читателей Достоевский? Что напоминает теория Раскольникова? | Слайд №34 Слайд №35 |
VII. | Рефлексия | Заключительное слово учителя | Интерактивное упражнение «Микрофон» Продолжите предложение: -К Раскольникову я отношусь ... -Теория «сильной личности» в наше время ... -Роман «Преступление и наказание» помог мне… -На сегодняшнем уроке …. | Заканчивают предложения - К Раскольникову я отношусь ... -Теория «сильной личности» в наше время ... -Роман «Преступление и наказание» помог мне… -На сегодняшнем уроке …. | Слайд №36 |
VIII. | Итог урока, домашнее задание | Выставление и комментирование оценок | В качестве Д/З хочу предложить вам творческую работу. Напишите письмо Родиону Раскольникову, который отправлен на каторгу, где постарайтесь выразить свои чувства к нему, к его поступку. Но не забывайте, что он уже понес наказание и раскаялся в своем преступлении, будьте сострадательны и милосердны в своих словах. | Записывают домашнее задание | Слайд №37 |
Самоанализ урока теоретического обучения учебной дисциплины ОУД.02 Литература
Открытый урок по теоретическому обучению проводился в учебной группе 12–21 первого курса по профессии Профессия: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения.
При планировании урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, половина студентов имеет высокий уровень подготовки, 30 % легко овладевает теоретическими знаниями, учебными действиями.
Урок по теме «Смысл теории Раскольникова» является 39-40 в изучении темы 1.1. Развитие русской литературы и культуры впервой половине XIX века раздела I. «Русская литература XIX века».
На изучение темы урока отводится 1 час 20 минут. На предыдущем уроке обучающиеся познакомились с жизненным и творческим путём Ф. М. Достоевского, творчество которого также относится к этому периоду развития литературного процесса; с историей создания романа «Преступление и наказание», с главными героями романа.
На данном уроке совершенствовалась культура читательского восприятия художественного текста, развивалось образное мышление, литературно-творческие способности, читательские интересы, художественный вкус, культура устной и письменной речи обучающихся, развивались навыки устной монологической и диалогической речи.
На уроке преподавателем была решена триединая цель: целеполагание, целеосуществление, целеустремленность. Была обеспечена комплексность главных образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Выбранная структура урока была рационально использована для решения основных педагогических задач.
Основными этапами урока были:
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы и целеполагания
3. Воспроизведение основных положений изучаемого на предыдущих уроках учебного материала. Актуализация раннее изученного
4. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
5. Первичное закрепление нового изученного. Воспроизведение и первичное восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Обобщение и систематизация изученного материала. Формулирование выводов по изученному материалу
7. Рефлексия. Заключительное слово учителя.
8. Итог урока, домашнее задание. Выставление и комментирование оценок
Время на уроке было распределено правильно, связи между этапами урока были логичны.
Главный акцент на уроке был сделан на использовании активных методов обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, театрализация, анализ, диалог, дискуссия. Для достижения желаемого результата была активизирована познавательная деятельность обучающихся, коммуникативная и языковая компетенции. На уроке использованы следующие приёмы: диалог, монолог, постановка проблемных вопросов, раскрытие практической значимости темы, использование электронной презентации. Такая форма обучения необходима для будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Урок был построен на основе инновационных педагогических технологий. В процессе активизации опорных знаний использовалась фронтальная работа. Устные вопросы были составлены так, чтобы студенты могли пользоваться знаниями, полученными ранее по дисциплине «Литература».
При изучении нового материала использовалась работа с театрализацией. Такая организация учебной деятельности дала всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Группа была разделена на действующие лица. Среди обучающихся заранее распределены роли всех персонажей, опрошенных в ходе следствия.
Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществлялся в виде устного опроса.
Во время проведения открытого урока в учебном кабинете использовались мультимедийные средства обучения с демонстрацией электронной презентации, аудио файлы, роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Учебные столы были расставлены с учетом групповой работы.
На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, за счет демократического стиля поведения преподавателя и обучающихся. Преподавателю на уроке удалось реализовать все поставленные цели и задачи.