Тема. Сушка древесины.
Цели: овладение знаниями об физических свойствах древесины; расширение представлений о способах сушки материалов; что такое влажность и тд.
Прогнозируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать;
■ что такое сушка древесины, ее виды, для каких целей древесина
подвергается сушке.
■ правила сушки пиломатериалов;
■ правила охраны труда;
учащиеся должны уметь:
■ определять условия сушки древесины и степень влажности древесины для выбора материала для изделий.
Оборудование и средства обучения: специальные приборы — влагомеры.
.
Х о д урока
I. Этап организации занятия
Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
II. Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Вопросы учителя:
• Какой вид деятельности вы выполняли на прошлом занятии?
• Для чего используются шиповые соединения?
• Какие еще виды соединения деталей вы знаете?
• Какие из названных видов соединения деталей наиболее
прочные и эстетичные?
• Какие части заготовки для образования шипа и проушины
следует удалить после их запиливания? (Удалить помеченные
крестиком части.)
• Как это можно выполнить? (Долбить.)
• Какими инструментами это выполняется? (Долото, стамеска.)
• Какому виду деятельности будет посвящен сегодняшний
урок, что мы будем изучать?
Учитель вместе с учащимися формулирует тему и учебные
задачи, определяет содержание практических заданий.
III. Этап изучения нового материал
Что такое влажность древесины.
Различают следующие степени влажности древесины:
• мокрая (влажность 100 %) древесина, пролежавшая долгое время в воде;
• свежесрубленная (влажность50-100 %);
• воздушно-сухая (влажность 15-20 %) — древесина, пролежавшая на
открытом воздухе;
• комнатно-сухая (влажность 8-10 %) — древесина, просушиваемая в
отапливаемых помещениях или специальных сушильных камерах.
Степень влажности древесины определяется специальными приборами -электровлагомерами.
Следует отметить, что абсолютно сухой древесины не бывает. Если
влажность воздуха повышается, древесина начинает поглощать
влагу из окружающей среды.
Физические свойства древесины, связанные с поглощением влаги
Влагопоглощение(гигроскопичность)
Способность поглощать влагу из окружающей среды. Считается отрицательным свойством, поэтому для защиты древесины поверхность изделий покрывают лакокрасочными материалами
Усушка
Уменьшение размеров и объема древесины при высыхании. Учитывается при распиливании
бревен на пиломатериалы (припуски на усадку), при сушке пиломатериалов. Из-за неравномерного распределения влажности при усушке могут появляться наружные и внутренние трещины, трещины усушки.
Разбухание
Увеличение линейных размеров и объема древесины в процессе ее увлажнения. Происходит при
выдерживании древесины во влажном воздухе или в воде.
Коробление
Изменение формы пиломатериала при высыхании или увлажнении.
Атмосферная сушка — это наиболее простой способ удаления влаги
из древесины. Ее осуществляют на открытом воздухе, в хорошо продуваемом месте под навесами.
Камерная сушка — это наиболее распространенный промышленный способ сушки древесины. Штабели древесины помещают в специальные сушильные камеры, в которых пиломатериалы обдуваются горячим сухим воздухом.
Вакуумная сушка - происходит в сушильных камерах с предварительно откаченным воздухом (в условиях вакуума)
IV. Этап первичной проверки изученного материала
Назовите виды коробления пиломатериалов, которые считаются
серьезным дефектом древесины, влияющим на качество изделий.
У. Этап выполнения практических заданий
Измерить влажности заготовок из древесины электровлагомером.
Отвечаем на вопросы:
1. Для чего необходимо выполнять сушку древесины?
2. Приведите примеры видов сушки древесины.
3. Расскажите, какой вид сушки пиломатериалов вы будете использовать в
домашних условиях. Какие условия необходимо выполнять, чтобы во время
сушки не было дефектов коробления пиломатериалов?
4. Как вы считаете, почему очень влажная и толстая древесина при неправильной сушке легко растрескивается?
5. Вам привезли недавно спиленные свежие лесоматериалы. Для дальнейшей
обработки их надо высушить. На ваш взгляд, нужно ли перед этим очистить
лесоматериалы от коры? Свой ответ обоснуйте.
VI. Этап оценки выполненных заданий
Учащиеся выполняют самооценку и взаимооценку объема и
качества выполненных работ.
.
VII. Этап подведения итогов урока
Учащиеся называют свои отметки, учитель делает количественную
и качественную оценку выполненных работ, отмечает
типичные недостатки при выполнении заданий, рекомендует
пути повышения эффективности знаний и умений учащихся
(дополнительные, поддерживающие занятия и др.).
VIII. Этап рефлексии
IX. Этап завершения занятия
Записать тему занятия и выставить отметки в дневники.
Дать рекомендации учащимся. При необходимости назначить
стимулирующие или поддерживающие занятия.
.