1.Организационный момент Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | -Приветствует учеников; проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; -создает эмоциональный настрой на работу на уроке; - проверяет явку учащихся. | -Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; -настраиваются на предстоящую работу в классе; -определяют своё эмоциональное состояние на уроке. | Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш). | Личностные: умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
1.Формулирование темы урока, постановка цели Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока. | - Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока; -формулирует цель урока, знакомит с планом урока; - уточняет понимание; | Отгадывают загадку и определяют тему урока Весной веселит, Летом молодит, Осенью питает, Зимой согревает.(Лес) - Выдвигают варианты формулировок цели урока; - формулируют тему и цель урока; - определяют, какие знания и умения необходимы для работы; - записывают тему урока в тетрадь. | Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности Цель: Узнать об охране природы - выяснить значение леса в природе и жизни человека; -изучить правила безопасного поведения в лесу; -формировать умения обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы; -воспитание экологической культуры личности, любви к природе родного края | Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1.Изучение нового материала Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала. | -объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации; | -Слушают объяснение учителя; -отвечают на поставленные вопросы; -выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации; - работают с учебником – заполняют в тетради таблицу;заисывют новые слова - работают в группах, в парах; -работают с раздаточным материалом. | 1.Объяснение учителя по теме урока сопровождается показом мультимедийной презентации. Какое значение имеет лес для человека? ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА: Дом для растений, животных, грибов Защитник воздуха, водоемов, почв Место для охоты человека Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины “В любой чащобе Лишних нет деревьев, И даже если вырубить кусты, То и тогда леса лишатся древней, Естественной и дивной красоты”. От леса человек получает пользу не только в виде древесины. Лес сохраняет влагу и в засуху отдает ее полям в виде дождей. Тающий в лесу снег питает реки и озера. Лесные массивы задерживают содержащиеся в воздухе вредные примеси и обезвреживают их. Полезащитные лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от разрушений в виде промоин и оврагов ливневыми и талыми водами, задерживают сугробы снега, питающие влагой поля. Корни растений укрепляют почву, а опавшая листва и хвоя сохраняет в ней влагу. Нельзя разорять гнезда птиц, повреждать муравейники. За один только день семья муравьев съедает тысячи вредителей леса — гусениц. Большую помощь лесу оказывают школьные лесничества. В них школьники изучают и оберегают жизнь растений и диких животных, выращивают саженцы, из которых впоследствии вырастают деревья. Слайд № 8 Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев. Что может привести к пожару в лесу: 1. Оставленный непогашенным костер. 2. Выжигание травы. 3. Игры со спичками в лесу. 4. Молнии. 5. Искра от глушителя автотранспорта. Все эти ситуации могут вызвать лесные пожары Правила безопасности в природе: При пожаре всегда звоните 01 Никогда не поджигайте сухую траву! Никогда не бросайте в лесу зажженные спички и сигареты; Разводите костры только в установленных для этого местах. Ни в коем случае не разводите костры в лесу в ветренную погоду. Не поджигайте сухую траву на полянах в лесу; Не разводите костер в сухом лесу и на торфянике, если есть необходимость, разожгите его на песке или глине, при этом всегда имейте под рукой емкость с водой и лопату, чтобы можно было немедленно залить водой или забросать землей вырвавшееся из-под контроля пламя; Не уходите от залитого костра, пока от него идет дым или пар; Не пользуйтесь пиротехнической продукцией в сухом лесу и на торфянике. Слайды № 9 /10 Лесная и лесоперерабатывающая промышленность исторически была и остается одной из важнейших и перспективных отраслей народного хозяйства России. Отходы деревообработки - опилки, щепа, горбыль (составляет не менее 40% от объема деревообработки). Запасы древесины в России составляют не менее 30% ее мировых запасов, что эквивалентно 18 млрд. тонн условного топлива. По предварительным оценкам, в виде отходов ежегодно образуется древесного сырья эквивалентного 40 млн тонн условного топлива. На деревообрабатывающих предприятиях накапливаются отходы древесины в виде кусков, стружек, опилок, пыли. Поэтому на этих предприятиях устанавливают специальные аппараты и фильтры для улавливания пыли и вредных летучих веществ, а также для сбора стружек и опилок. При помощи различных фильтров и отстойников очищают сточные промышленные воды. Заготовленную древесину надо максимально использовать в дело, меньше превращать ее в стружку и опилки. Брикетирование отходов, утилизация опилок деревообрабатывающих производств позволяет получить превосходный источник энергии без загрязнения окружающей среды. Природа не всегда в состоянии ассимилировать (переработать с помощью бактерий) отходы. Накопившийся на свалках мусор наносит экологический вред природе и экономический вред хозяйству, является источником различных опасных заболеваний. Отходы при разложении выделяют вредные газы, поглощают кислород из воздуха на гниение и горение. Отходы деревообработки пожароопасны. Поэтому их накапливают в специально отведенных местах, предотвращая возгорание. Для утилизации используют реакторы по переработке древесных отходов деревообработки Вокруг предприятий организуются 300-метровые санитарно-защитные зоны. Лишь шестая часть всех древесных отходов перерабатывается натехнологическую щепу для целлюлозно-бумажной промышленности и промышленности строительных материалов, в основном древесно-стружечные плиты (ДСП). Опилки — один из наиболее массовых отходов лесопиления и деревообработки. Частично опилки используют на гидролизных заводах спиртового и дрожжевого профиля, как выгорающую добавку при производстве кирпича или как заполнитель в гипсоопилочных плитах, но значительная их часть сжигается или сбрасывается в отвал. Часть опилок используется для изготовления топливных брикетов | Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. |
2. Закрепление изученного материала. Цель: Проверка усвоения учащимися нового материла. | -Формулирует задание по закреплению изученного материала; -организует самостоятельную работу Проверка работы | - выполняют задание; - выполняют КОЗ; - выполняют задание в тетради; - использует приобретенные знания для - Выполняют задание; - отвечают на вопросы учителя. | Слайд 11-13 1. Как лес защищает природу? 2. Для чего сажают лесозащитные полосы? 3. Какие отходы накапливаются на деревообрабатывающих предприятиях? 4. Как очищают на предприятиях воздух и сточные воды? Составьте памятку «Правила поведения в природе» В природе нельзя | В природе можно | 1.Ломать ветки
2……….. | Разводить костры в специально отведенных местах. ………….. | | Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного. |
1.Итог урока Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок. | Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности; -проводят анализ достижения цели урока. | 1.Ответить на вопросы: - . Какое значение имеет лес для человека? | Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию. |
2.Рефлексия Цель: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. | -Организует рефлексию и самооценку учащихся. | -Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение отстаивать свою позицию. |