СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии " Банк проектных идей" для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока для учащихся 8 класса.  Зачастую выбор темы проекта или выбор   изделия  для творческого проекта вызывает затруднения учащихся. Причина не только в ограниченности кругозора некоторых учащихся , но и в неумении "проектировать, фантазировать, создавать, изобретать". А ведь этому можно научиться...На  уроке  " Банк проектных идей" учащиеся познакомятся с Теорией  решения изобретательских задач  (ТРИЗ),с некоторыми распросраненными методами решения этих задач, научаться видеть "необычное в обычном".

 

Технологическая карта урока технологии:

« Банк проектных идей»

  1. Класс – 8 –ой.
  2. Раздел: «Технология творческой  и опытнической деятельности».
  3. Место урока в изучаемом разделе – третий урок по теме.
  4. Тема урока : «Банк проектных идей».
  5. Цель урока: «Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами».

                          Задачи урока:

-дать понятие о методе « мозговой штурм»,  и методе фокальных объектов как об успешных методах  поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов на основе алгоритма Ч. Вайтинга;

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового, к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по различных проблемам на примерах повседневной жизни. - прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого мышления;

- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность познания - требование жизни современного общества.

 

6. Тип урока: комбинированный.

7. Форма обучения: фронтальная, групповая  (парная).

 

8. Методы обучения: Проблемное изложение, частично – поисковый, упражнение.

 

9.Материально - техническое обеспечение: компьютер,   

                                                              мультимедийный   проектор.                                                  

      Дидактическое обеспечение: инструкционная карта     

                   алгоритма метода фокальных объектов. Презентация.

 

10. Место проведения занятия: кабинет технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

 

ЭТАП УРОКА

ЗАДАЧИ ЭТАПА

МЕТОДЫ, СРЕДСТВА, ФОРМЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

      ПРЕДМЕТН.         УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

 

I. ОРГАНИЗА -ЦИОННЫЙ

Активизация учащихся, мотивация на предстоящую учебно-познавательную  деятельность

Педагогическое наблюдение.

Фронтальная форма.

 

Личностные:

 мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Приветствие. Проверка явки учащихся, готовности к уроку, психо-эмоционального  настроя учащихся на работу. Уточняет  понимание учащимися поставленных целей урока. Подводит к  формированию проблемы.

Приветствуют учителя.  Демонстрируют эмоционально – положительный настрой и готовность к уроку.

Активное слушание учителя.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Выявить уровень имеющихся знаний по раннее изученной теме и систематизировать их. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Беседа, опрос, «мозговой штурм».

Свободная ориентация в уже имеющихся знаниях по теме  «Бюджет семьи».

Личностные:

 осознание своих возможностей. Регулятивные: 

умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные

:логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Предлагает вернуться к результатам практического упражнения «Бюджет моей семьи»  и ответить на вопросы:

- Что такое бюджет?

-Каким он бывает?

- Какой вид бюджета лучше для семьи и почему?

-Что можно сделать , чтобы из дефицитного, бюджет семьи стал профицитным или сбалансированным? ---Ваши идеи на этот счет?

Перед тем как заслушать учащихся , учитель комментирует правила :

1.Уважительно относиться к идеям товарищей.  Не комментировать их.

2. Принимаются все идеи , даже самые фантастические.

Все варианты идей учитель записывает на доске.

Представляют  и озвучивают результаты выполненного упражнения

« Бюджет моей семьи».

Участвуют в опросе и обсуждении проблемных вопросов. Участвуют в беседе; формулируют выводы.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Проблемное изложение материала урока.

Упражнение

( демонстрация приема решения творческих задач методом фокальных объектов)

Рациональное использование учебной информации. Формирование составления алгоритма решения технологических задач.

Умение давать определения новым понятиям темы.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию из прослушанного, анализировать,  структурировать знания.

Оценивать учебные действия в соответствии с учебными задачами. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умения слушать и понимать других.  

Учитель систематизирует полученную на предыдущем этапе информацию, и сообщает учащимся, что только что они своими активными ответами продемонстрировали один из методов теории решения изобретательских задач: « мозговой штурм». Предлагает учащимся  познакомиться с правилами  его  проведения, (прил.2) проанализировать собранную информацию и отобрать самые удачные решения творческого задания:

 « Как превратить дефицитный бюджет в сбалансированный?».

Исследует вместе с учащимися одну  из наиболее практических  идей: « Вторая жизнь вещей». Предлагает учащимся создать банк идей для одноименного проекта . Помочь им в этом может еще один из методов ТРИЗ: метод фокальных объектов( перенесение признаков случайных объектов на совершенствуемый объект).

Учитель на примере «усовершенствования» любого предмета,  демонстрирует учащимся алгоритм  действий при использовании  «метода  фокальных объектов». Учитель анализирует вместе с учащимися результаты выполнения  упражнения, отбирает для банка проектных идей

наиболее удачные результаты  решения

задачи.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, записывают алгоритм выполнения задачи в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в обсуждении результатов решения задачи.

Усваивают новые знания.

Формируют « Банк проектных идей».

IV. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. Выработка первоначальных умений и навыков по решению изобретательских задач.

Упражнение: инструктаж,  самостоятельное решение согласно инструкционной карте

( см. прилож.1.)

Беседа, упражнение 

(инструктаж учителя, самостоятельное выполнение учащимися).

Групповая форма, фронтальная.

Владение методами и алгоритмами решения технологи-ческих задач.

Обоснование критериев показателей качества и промежуточных  и окончательных результатов труда.

Наличие экологической культуры при обосновании выбора объекта.

Формирование дизайнерских навыков

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные:организовывать учебное взаимодействие в группе.

Деление учащихся на группы ( пары), раздача инструкционных карт с алгоритмом решения задачи). Учитель предлагает каждой группе выбрать объект ( пластиковые бутылки, железные банки. колеса,  пластиковые пакеты…) и при помощи  метода  фокальных объектов

 « усовершенствовать», выявив его  новые функции.

 Перед началом работы учитель , совместно с учащимися, вырабатывает критерии оценивания результатов

(соблюдение временного интервала и алгоритма работы, оригинальность и результативность ).

Обсуждение результатов решения задачи,. Формирование банка проектных идей  « Вторая жизнь вещей» из наиболее удачных результатов решения задачи . 

Осуществляют учебные действия по намеченному плану . Делятся на группы, слушают инструктаж учителя.

Усваивают новые знания, решают творческую задачу методом фокальных объектов.

 Коллективно с учителем обсуждают  результаты решения задачи, выявляют  лучшие в соответствии с критериями.

Взаимодействуют в группе, проявляя взаимный и самоконтроль выполнения заданий.

Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.  

 

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ-НЫЙ

Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организовать обсуждение и разъяснение  домашнего задания: «Новая жизнь привычных вещей», (усовершенство-

вание  одного из предметов домашнего обихода )

Прием незаконченного предложения: «Я не знал…, теперь знаю….», « Я не умел…, теперь  « умею…».

« Хочу узнать…». Прием анализа субъективного опыта.

Обоснование критериев показателей качества и промежуточных  и окончательных результатов труда.

 

Регулятивные:

 умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Планирование сотрудничества с учителем. Личностные: 

осознавать успешность своей деятельности.

Проведение учителем рефлексии собственной деятельности учащегося в соответствии с критериями: развернутые ответы по существу задаваемого вопроса, активность работы в команде, степень самостоятельности , результативность выдвинутых идей.

Учитель консультирует,

формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке (с учетом самооценки учащегося).

Комментирует алгоритм выполнения домашнего задания, предлагает варианты совершенствуемых объектов.

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Самостоятельно  выбирают совершенствуемый объект для домашнего задания.