СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии "Деревянное зодчество". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит презентацию и конспект урока. УМК системы Л.В.Занкова, но можно использовать и в других УМК.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Хлопянова Татьяна Витальевна технология 3 класс

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №14»

г. Новомосковска

Тульской обл.

Тема урока: Краткосрочный проект «Русская деревня». Деревянное зодчество. Коллаж-дом из гофрированного картона и других материалов.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: проектный.

Роль и место темы в курсе: отведено 2 часа. Данный урок входит в раздел «Комбинированные работы из различных материалов». Уроку предшествовал подготовительный период: поиск информации о музеях деревянного зодчества; подготовка материалов для изготовления коллажа.

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная

  • Групповая

  • Фронтальная

ЦЕЛЬ УРОКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


Помочь выполнить работу из гофрированной бумаги. Создать совместно с учащимися проектное панно «Русская деревня».

ЗАДАЧИ УРОКА

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для получения учащимися навыков обработки гофрированной бумаги и применения других текстильных материалов в единой композиции.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формирование учащимися умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

РАЗВИВАЮЩАЯ

Стимулировать работу учащихся по расширению кругозора; развития умений и навыков работы с разными источниками информации; развития воображения, творческих наклонностей.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

  • Компьютер, мультимедийный проектор.

  • Материалы – гофрированная бумага; текстильные материалы: шпагат, ткань; ножницы, клей, канцелярский нож для резки бумаги; дырокол; тряпочка для рук; кисти и краски для изготовления панно.

  • Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Особенности урока:

Реализуется технология развивающего обучения системы Л.В.Занкова с применением Информационно-коммуникационных технологий.

Структура и содержание уроков (уроки 1-2)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма деятельности

1

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Выполняют просьбы учителя.

Фронтальная.

2

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

1. Предлагает определить тему урока с помощью учебника

2. Помогает сформулировать вопросы по теме урока

1. Определяют тему урока

2. Формулируют вопросы

Фронтальная.

3

Решение учебной задачи

Организует работу по поиску ответа на вопросы

Решают учебную задачу через работу с учебником, с раздаточным материалом, с толковым словарём.

Фронтальная

Парная

Групповая

4

Рефлексия.

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

Формулируют выводы.

Подводят итоги.


Ход урока (урок 1).

1. Организация рабочего места.

2.Постановка целей и задач урока.

Учитель: - Прочитайте тему нашего урока (слайд 1 и учебник с.70).

- На какие вопросы по этой теме вы бы хотели получить ответ?

Дети: - Я бы хотел узнать, что такое зодчество.

- На иллюстрации учебника изображена конструкция избы и подписаны ее составные части. Я бы хотел узнать, почему они так называются.

3. Работа с учебным материалом.

  • Дополнительный материал по теме – сообщения учащихся с презентацией (подготовлено заранее).

Музей в Архангельске. Особенность музея в том, что он был первым в России музеем под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение. Основная задача музея - сохранить для потомков неповторимые творения народной архитектуры, показать жизнь и быт русской северной деревни прошлого. Расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Карелы, открыт для посетителей с 1973 г. На территории в 140 га разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Вознеслись к небу купола древних рубленых храмов и колоколен, разметали крылья ветряные мельницы, гордо выгнули шеи кони над тесовыми крышами жилых и хозяйственных построек - живая повесть о быте и ремеслах северян. Экспозиция построена по принципу секторов, представляющих собой модели наиболее характерных для Русского Севера поселений с характерной для них планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор решается как фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом. Концепцией музея планируется создание шести секторов, каждый из которых должен отразить определенный тип крестьянских поселений, характерных для бассейнов самых крупных рек Архангельской области. Сектора соединены деревянной лестницей-настилом, насчитывающей 150 ступеней.

В Каргопольско-Онежском секторе, с которого начинается знакомство с музеем, воспроизведена планировка поселения, когда усадьбы расположены вокруг площади, где стоят Вознесенская церковь 1669 г. и колокольня из села Кушерека. Центром любой усадьбы является дом. Суров климат на Севере и потому под одной крышей объединены жилые и хозяйственные помещения, а избы поставлены на высокий подклет.

Мезенский сектор представляет архитектуру северо-востока области. Селения здесь располагались по высоким обрывистым берегам реки. Чтобы укрепить их, рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На эти своеобразные набережные ставили амбары, ледники, а ближе к воде - бани. Наиболее часто на Мезени встречались дома-шестистенки. Главное украшение дома - крыльцо на витых и резных столбах с ажурной декоративной отделкой, перекликающейся с резьбой наличников и причелин.

В Пинежском секторе отражена архитектура бассейна Пинеги, самого крупного притока Двины. Здесь избы поставлены лицом к солнцу, в «порядок». Перед домами или чуть в стороне - амбарный городок на высоких столбиках-стойках, по которым не могли бы забраться грызуны, и бани.
Самый большой и разнообразный в архитектурном отношении - Двинской сектор. Тут представлены памятники с огромной территории Подвинья. На центральной площади - Георгиевская церковь XVII в. из села Вершина Верхнетоемского района. В церкви восстановлен остов иконостаса, выполненный в стиле барокко. Вокруг церкви - дома двинских крестьян разного достатка.

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Всего их семь. Тут и мельницы-столбовки на «ряже», на «раме», на «стойках», и мельницы-шатровки.
Гордостью музея является коллекция колоколов и необычайная экспозиция «Звоны северные». В 1975 г. музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы. Музей является членом Европейской ассоциации музеев под открытым небом. В 1996г. Указом Президента РФ музей включен в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (слайды 2 - 11).

Музей деревянного зодчества г. Суздаль — собрание различных строений, всевозможных эпох. Строения музея деревянного зодчества, как правило, привезены из других мест, но именно таким сложным и трудоемким путем удалось собрать коллекцию настоящих произведений искусств деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества – уникальный в своем роде. Все экспонаты построены в натуральную величину, несколько веков назад это были реальные постройки и действующие храмы. В Музее деревянного зодчества немало экспонатов, но все они по-своему уникальны. Трудно найти в другом музее такого же разнообразия форм, стилей, чтобы они гармонично смотрелись вместе. Коллекцию музея пополнялась очень постепенно, со всех сторон владимирской области в Суздаль свозились интересные экспонаты для будущего музея деревянного зодчества (слайды 12-14).

Никольская церковь производит впечатление небольшой деревенской церквушки, милой, трогательной, нежной. Ее запечатлели на картинах, пейзажах Суздаля художники владимирской области.

Никольская церковь, как и все церкви Музея деревянного зодчества, были построены без единого гвоздя, в чем и состоит их необычность. Никольская церковь была построена в 1766 году в селе Глотово, а в 1960 году она была перевезена в Суздаль в Музей деревянного зодчества.

Еще одним шедевром древнерусского деревянного зодчества является Преображенская церковь. По мнению искусствоведов, это яркий пример многоярусного деревянного храма. Преображенская церковь очень нарядна, торжественна, создается такое ощущение, как будто она возвышается над остальными зданиями. Вместе с тем она очень выразительна, гармонична, имеет четкие пропорции.

Преображенская церковь была построена в 1756 году в селе Козлятьево Кольчугинского района, но намного позднее храм был перевезен в Суздаль и сделался экспонатом Музея деревянного зодчества.

Преображенская церковь одна не только из самых высоких - ее высота достигает 67 метров - но и самых красивых. Она очень гармонично вписывается в суздальский пейзаж, от этого храма невозможно отвести глаз, она завораживает, одухотворяет, дарит спокойствие и гармонию.

Воскресенская церковь очень оригинальна по форме, она построена “кораблем”, то есть все ее части - алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо – вытянуты по одной оси. Строители поставили “на четверик восьмерик” – получилась основная часть храма. С запада к Воскресенской церкви примыкает трапезная и шатровая колокольня.

Воскресенская церковь так же была привезена – ее родина село Патакино Камешковского района.

В Музее деревянного зодчества раскинулась целая улица рубленых домов с дворовыми постройками, рассказывающих о жизни, быте, привычках и традициях в крестьянских домах. Дома необычайно красивы – резные ставни, всевозможные украшения, мастера как будто соревнуются между собой – у кого получится красивее и изящнее деревянное кружево.

Перед вами изба крестьянина-середняка, она считается образцом крестьянского жилища среднерусской полосы. Ее привезли из Меленок, села Ильинки. Это добротный дом XIX в. с тесовой двускатной кровлей с фасадом, украшенным старинной глухой резьбой. Жилище имеет обычную для XIX в. планировку: изба - сени – клеть.

Рядом с Ильинской избой стоит важный двухэтажный дом. В связи с экономическим подъемом несколько изменился и облик домов. Этот дом принадлежал зажиточному крестьянину из Вязников. В нем появился карниз городского типа. А на нижнем этаже оборудована светелка с тремя ткацкими станами для наемных рабочих.

Наряду с домами, избой крестьянина середняка, крестьянина зажиточного сохранились в Музее деревянного зодчества и хозяйственные постройки. Они придают Музею деревянного зодчества и крестьянского быта особенную колоритность, правдоподобность, как будто попадаешь в настоящую деревню 17-18 века. В музее сохранились баня, колесный колодец, ветряные мельницы, амбар-лабаз, амбары на сваях.

Баня привезена из села Ново-Александрово, предполагается, что она датируется 2 половиной 19 века. В Суздаль попала в 1972 году. Такие бани были очень распространены в деревнях, топились “по черному”, у нее была небольшая печь без трубы, а дым выходил через отверстие над дверью.

Колесный колодец приехал в Суздаль из села Кольцова Селивановского района. Колодец такого типа назывался ступальным, они были очень распространены в 17-18 веках. Необычна конструкция этого колодца, для того, чтобы набрать воды, человек должен был залезть внутрь колеса и раскрутить его, переступая ногами. В колодец попеременно опускались две большие бадьи.

Ветряные шатровые мельницы конца XVIII в. из с. Мошок Судогодского района. Мельницы представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещен рабочий механизм. Шатровая крыша мельницы с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинной жерди. Крылья вращались и приводили в движение рабочий механизм. Мельницы располагались на высоких местах за селом.

  • Конструкция рубленой избы.

Рассматривание иллюстрации учебника с.70.

Объяснение основных терминов:

- зодчество - наука и искусство строить здания, архитектура.

- охлупень – получила свое название за то, что после того, когда ее клали (а эта деталь была самой последней в строительстве дома) охлопывали руки, то есть этой деталью заканчивалось строительство дома.

- Тесовая кровля – кровля, выполненная из теса – специальных досок.

- Водотечник – это желоб, по которому стекает дождевая вода.

Рассматривание образца избы с.71(работа в группах).

- Обсудите в группах и дайте ответы:

  • как выполнены полицы и причелины?

  • Как сделаны дерево и трава?

- А теперь выберите деревянную постройку, выполните эскиз данной постройки. Какие еще материалы вы будете использовать?

4. Итог урока 1.

– Что нового узнали?

- С какими материалами будем работать на следующем уроке?

- Какие детали изготовите из гофрированного картона? Какие из шпагата? Ткани?

Ход урока 2. Изготовление коллажа.

1. Вводная беседа.

- Вспомните все, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- У вас готовы эскизы? Приступаем к сборке изделия.

- Не забудьте об осторожности при работе с канцелярским ножом.

2. Практическая часть (приложение 1) – работа идет в парах.

  • Посмотри на свой эскиз.

  • Приложи шаблон к картону и вырежи основание из гофрированной бумаги.

  • Изобрази полицы (2 варианта, разобранные на прошлом уроке).

  • Сделай причелины.

  • Разложи на основании все детали постройки и приклей их.

  • Используй шпагат и ткань для украшения постройки.

3. Творческое задание.

- Рассмотрите работу на с.71 учебника. Давайте все вместе выполним свою композицию «Русская деревня».

4. Итог урока. – Понравилось работа? Давайте сделаем фото на память (приложение 2).


Используемые источники:

1. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

2. Поурочные разработки по трудовому обучению. К учебнику Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства». 3 класс. Учебное пособие. / Крылова О.Н., Самсонова Л.Ю. – М: Издательство «Экзамен», 2008.

3. Текст для сопровождения презентации о Суздальском музее:

http://suzdal.org.ru/Arhitect/derev_zodch.htm

4. Текст для сопровождения презентации об Архангельском музее:

http://www.pomorland.info/01_russian_version/destinations/malye_karely/

5. Фото «Музей деревянного зодчества в Архангельске» - из личного архива

6. Фото «Музей деревянного зодчества в г. Суздаль:

http://suzdal.org.ru/Fotoalbum/Derev_zodch.html





















Приложение 1.


  • Посмотри на свой эскиз.

  • Приложи шаблон к картону и вырежи основание из гофрированной бумаги.

  • Изобрази полицы (2 варианта, разобранные на прошлых уроках).

  • Сделай причелины.

  • Разложи на основании все детали постройки и приклей их.

  • Используй шпагат и ткань для украшения постройки.




























Приложение 2.





10



Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»