Прочитайте стихотворение Вяземского:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
О каком жанре литературы мы будем говорить на уроке?
Родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Полного образования он так и не получил. Крылов занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов приступил к казённой службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши, и он проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
В 1797 году Крылов поступает на службу к князю С. Ф. Голицыну в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестаёт создавать драматические и поэтические произведения.
В 1809 году выходит первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира сего, угнетающих народ.
С 1809 по 1843 год И. А. Крылов написал более 200 басен и издал 9 сборников с ними.
Умер Крылов 9 (21) ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких.
Жи1знь и тво2рче5ство И.А. Кры6лов7а. Ба8сни «Об2оз», «Ля9гуш3ки, про4сящие Царя».
Жизнь и творчество И. А. Крылова. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие Царя».
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию Крылова.
2.Узнать историю создания басни «Обоз».
3.Выяснить скрытый смысл басен Крылова.
Что такое басня ?
Запишите определение
Басня – это небольшое нравоучительное произведение, построенное на иносказании и содержащее мораль.
Что такое мораль ?
Мораль – нравоучительный вывод, который объясняет смысл басни.
В основе любой басни есть аллегория.
Что такое аллегория ?
АЛЛЕГО́РИЯ — иносказание, толкование заложенного в художественном произведении скрытого, тайного смысла.
Что вы помните
о биографии Крылова?
Посмотрите видео и ответьте на вопросы:
1.Где родился?
2.В какой город переехали в 1775 г.?
3.В каком возрасте начал работать?
4.Чему посвятил почти 10 лет своей жизни Крылов?
5.Сколько басен создал?
6.Какое событие аллегорически передано в басне «Обоз»?
Послушайте басню «Обоз» и назовите героев басни.
Прочитайте басню и ответьте на вопросы:
1.Как вёз обоз добрый конь?
2.Кто ругал коня? Почему?
3.Что произошло, когда молодая лошадь стала спускать воз с горы?
4.Почему повозка развалилась?
5.В чём заключена мораль этой басни?
Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы?
Послушайте басню Крылова «Лягушки, просящие царя» и ответьте на вопрос:
Сколько царей было у лягушек?
Перечитайте басню до слов «Чтоб им Юпитер…» и ответьте на вопросы:
1.Чем были недовольны лягушки?
2.Кто был первым царём лягушек?
3.Каким царём был чурбан?
4.Как сначала вели себя с царём лягушки? Почему?
5.Как потом вели лягушки себя с царём?
6.Как быстро им наскучил царь?
Перечитайте басню со слов «Чтоб им Юпитер…» и до конца, ответьте на вопросы:
1.Кем был новый царь?
2.Чем недовольны лягушки?
3.Что ответил «глас с неба»?
4.В каких строках заключена мораль басни?
Это урок людям: они хотят изменить свою жизнь через вмешательство извне, не учитывая того, что общество должно развиваться постепенно, исторически. Глупые Лягушки исходят только из своих представлений о власти, но их ума не хватает на то, чтобы понять необходимость постепенного развития общественных отношений. За это их и наказывает Бог.
Мысль крыловской басни не устарела, она по-прежнему значительна, вызывает и грусть, и смех в одно и то же время.
Задачи урока:
1.Вспомнить биографию Крылова.
2.Узнать историю создания басни «Обоз».
3.Выяснить скрытый смысл басен Крылова.
Ответьте на вопросы:
1.Что нового вы узнали сегодня
на уроке?
2.С какими теоретическими сведениями вам было трудно работать?
3.Какая из басен вам понравилась больше? Почему?
Домашнее задание:
вспомнить, кем был
Ермак Тимофеевич.