СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-викторина со дня 200-летию И.С.Тургенева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литературная героиня. Знаете ли вы таких женщин, которые похожи на тургеневскую героиню?

Ответы учащихся:

- жёны декабристов, которые отказались от всего и последовали за мужьями в Сибирь (обычно называют Екатерину Трубецкую, Марию Волконскую)

- Полина Геббль, она поехала за Анненковым в Сибирь и там вышла за него замуж

- Юлия Вревская, о которой писал Тургенев в стихотворении в прозе «Юлия Вревская» и Л.Н.Толстой…

 

Обратимся к эпиграфам урока: Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Власть над собой – самая высшая власть… Л.Н.Толстой

В основе смирения лежит Добро, это цель жизни человека. В основе поступков – долг и сознание. Значит, герой произведения Тургенева – Елена Стахова.

Домашнее задание: письменный аргументированный ответ на вопрос «Кто герой романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Урок в 11 классе по роману И.С.Тургенева «Накануне»

План урока 21.05.2021г

 

Цели урока: – понятие о языковой картине мира в художественном тексте романа «Накануне» И.С.Тургенева как воплощении авторской картины мира, формирование ассоциативной сетки текста на примере выбранных фрагментов; умение вычленять нужную информацию из художественного произведения, формировать общее мнение, уметь строить устное (в классе) и письменное (при выполнении домашнего задания) высказывание по проблемному вопросу; формирование представления о русском языке и литературе как духовной, нравственной и культурной ценности;

Образовательная – проанализировать произведение на примере трёх эпизодов из романа «Накануне» И.С.Тургенева, составить мнение о герое произведения, о картине мира и авторской позиции.

 

Технология обучения: учебный диалог, разноуровневые задания (беседа, проблемный вопрос,выразительное чтение, устное выражение собственного мнения), использование мультимедийного проектора (иллюстрации к роману И.С.Тургенева «Накануне»)

 

Основная идея урока: Накопление читательского, аналитического, речевого и языкового опыта ученика, результатом которого становится собственное высказывание по проблеме, т.е. индивидуально-авторское решение темы; работа по определению «героя» художественного произведения, духовно-нравственное воспитание учащихся.

 

Основные понятия урока: текст, герой литературного произведения, эпизод, смирение, диктат сознания, добро

 

Логика развития урока как целостной системы: Урок входит в систему воспитательной работы (уроки литературы, классные часы, общешкольные мероприятия). Продолжение работы над понятием «текст художественного произведения».

 

Способ реализации поставленных целей урока: урок, выполнение специальных заданий при работе в отобранными учителем фрагментами романа И.С.Тургенева «Накануне» с последующим обоснованием своего мнения. Дифференцированное домашнее задание творческого типа с целью создания письменного высказывания и выработки своего личного решения.

 

Оборудование урока: Распечатки текстов, отобранных для обсуждения (три фрагмента из романа И.С.Тургенева «Накануне»). Мультимедийный проектор для презентации (в классе интерактивная доска)

 

Предварительная работа: подготовить выразительное чтение фрагментов романа И.С.Тургенева «Накануне». Учащимся прочитать роман (с целью свободного ориентирования в тексте) и выделить три эпизода из романа И.С.Тургенева.

 

Ход урока

 

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни.

Власть над собой – самая высшая власть…

Л.Н.Толстой

 

I. Учитель:

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Что имел в виду Тургенев под сознательно-героическими натурами и как он к ним относился?

Иллюстрации (Гамлет и Дон Кихот)

 

Иллюстрации героев романа.

II. Назовите героев романа.

- Следует выделить двух главных героев этого романа: Дмитрий Инсаров и Елена Стахова.

Проблемный вопрос

Хочется вам задать вопрос: кто, с вашей точки зрения, «более герой» романа И.С.Тургенева «Накануне»?

Ответы учащихся:

- Инсаров, потому что он придерживается «новых идей», он приверженец свободы для народа;

- Инсаров, его идеи даже повлияли на Елену;

 

Учитель: Н.А.Добролюбов, посвятивший разбору этого романа специальную статью «Когда же придет настоящий день?» (статья стала причиной раскола в «Современнике»), отметил в нем четкую расстановку действующих лиц.

По его мнению героем произведения является Елена Стахова.

Почему?

 

Текст эпизода (фрагменты).

III. Анализ эпизодов романа «Накануне»

1. Первый эпизод (см. раздаточный материал) – это рассказ о дружбе Елены Стаховой с нищенской девочкой Катей, эпизод из детства

Что можно сказать о Елене Стаховой, прочитав этот фрагмент?

- она испытывает чувство жалости по отношению и к людям, и к животным;

- она дружила с Катей, хотя они были разные;

- не просто разные, их социальное происхождение разное, воспитание разное…

- она тайком встречалась с Катей, значит, ей не разрешали, но она приняла сама решение дружить с Катей…

 

Выделите в тексте слова, которые помогают понять Елену и ее дружбу с Катей.

 

Почему Елене одновременно становится «страшно и сладко на сердце»?

- ответы учащихся

 

Почему «с чувством радостного смирения» ела Елена черный хлеб и слушала рассказы Кати?

 

Что такое «смирение»? Это слово, наверное, принадлежит больше 19 веку, чем современному 21 веку. Что означает оно?.

 

Можно прочитать текст апостола Павла и дать комментарий (слайд 5):

 

Учитель: - В духовной жизни христианина смирение проявляется в том, что человек в любых обстоятельствах пребывает в мире (ведь слово «смирение» произошло от слова «мир») с самим собой и Богом, не возвышает себя над кем бы то ни было, имеет в своём сердце убеждение, что все духовные заслуги дарует ему только Бог, а также пребывает в любви по отношению к ближним, что легко доказать на примере дружбы Елены с Катей, нищенской и простой девочкой.

 

Назовите слова-синонимы к слову «смирение».

Слова-синонимы. Синонимичные значения слова «смирение»: кротость, миролюбие, благорасположение, доброжелательность, покорность Богу, забота о ближнем, благодарение, сочувствие, душевное спокойствие, прощение, любовь.

 В христианстве «смирение» - это «смирение» с самим собой, жить в мире и согласии с самим собой, поступать согласно законам Добра и мира.

В психологии поведение Елены Стаховой обозначают другим выражением: «диктат сознания». Как вы понимаете это выражение?

- это самостоятельный выбор человека

- это поступки, продиктованные сознанием человека

- это когда человек совершает поступки согласно своему волеизъявлению, когда они продиктованы нравственными принципами.

- и другие ответы учащихся

 

2. Второй эпизод. Обратимся к следующему эпизоду. Это сон Елены Стаховой у постели умирающего Инсарова. Вспомним, что «сон» является средством «прямой характеристики героя», он прямо характеризует героиню.

Почему Елена вновь вспоминает нищенскую девочку Катю?

- ей нельзя было дружить с Катей, как нельзя было любить Инсарова;

- ей хочется свободы, ей душно «в тесной келье»;

- любить Инсарова, выйти за него замуж, последовать за ним в Болгарию – все это напоминает о дружбе с Катей, ей надо было от многого отказаться, чтобы быть с любимым человеком.

 

Учитель Как вам кажется. в этом эпизоде какое слово (выражение) будет главным?

Я должна его освободить...

 

«Должна» - от слова «долг», «долженствование» у Елены Стаховой на первом месте. Может, прав Добролюбов, считая Елену «более героем» этого произведения?

 

Ответы учащихся:

 

3. Да, не будь Инсарова, Елена не совершила бы подобного поступка. Обратимся к 3 эпизоду. Это письмо Елены родным.

Иллюстрация и текст эпизода.

 Письмо является средством прямой характеристики героини. Найдите выражение, которое определяет ее поступок и характер.

Я приведена на край бездны и должна упасть.

 

Какое слово повторяется?

- должна

 

Почему?

- она больше герой, чем Инсаров

- она по долгу поступает

- недаром к слову «смирение» есть синоним «благочестие»

- она сознательно выбирает свой путь

 

IY. Выводы и обобщение. Проблемный вопрос и аргументация.

 

Елена Стахова – литер