№ п/п | Ход урока | Демонстрация |
1 | Организационный момент | |
2 | Актуализация знаний. На экране слова и изображения предметов: аквариум, акваланг, акватория, акварель, аквафор. Что общего в этих словах? «Aqua» в переводе с латинского «вода». Как алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды и без воды не возможна. Вода содержится в каждом человеке, животном, растении. Вода – это жизнь! Вот почему важно как можно больше знать о воде. | Картинки аквариум, акваланг, акватория, акварель, аквафор. |
3 | Давайте проверим, что вы знаете о воде? Тест «Выбери правильный ответ» | Тест |
| Проверка теста учащимися по образцу. Выставление оценки. | Ответы на тест |
4 | Казалось бы, вы так много уже знаете о воде, встречаетесь с ней каждый день. О чем вы сегодня можете еще узнать? Посмотрите на картинки и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока. Сообщение темы и целей урока совместно с учащимися «Вода. Источники и виды загрязнения воды». Ознакомьтесь с материалом вашей рабочей тетради. Таблицу 1 вы заполняете сами в течение урока. Оценка будет складываться за выполнение двух таблиц и лабораторной работы. | Картинки Тема урока в тетради |
5 | С какой водой мы с вами встречаемся в течение жизни? Как используем? Помогут разрешить эти вопросы ваши одноклассники – мои помощники. Стихотворение о дистиллированной воде. О какой воде идёт речь в стихотворении? Можно ли ее использовать для питья? - Самой чистой является дистиллированная вода. Для питья ее лучше не использовать, так как в ней нет минеральных солей необходимых человеку. Это неживая вода. Но все химики, все лаборатории без неё не могут существовать. Она необходима для растворения химических веществ. Стихотворение о природной воде. Назвать виды природной воды, какая вода не может быть использована для питья? - Природная вода – это осадки, водопады, фонтан, вода пресных водоёмов, морская вода. В качестве питьевой нельзя использовать морскую воду, она содержит много солей. Остальные виды необходимо очистить от микроорганизмов. Таким образом, питьевая вода, а также вода, используемая в сельском хозяйстве, промышленности, должна иметь определенные качества. | Заполнение таблицы 1. Заполнение таблицы 1. |
5 | Обычно вода, забираемая из открытых водоемов для различных нужд, содержит различное количество загрязнений. Выделяют следующие виды загрязнений: механическое, химическое, биологическое, тепловое. Иногда мы видим такие картины и у себя в микрорайоне во время разлива. Основные факторы, которые могут загрязнять окружающую среду, - пластмассовые бутылки и пакеты, соли тяжелых металлов, кислотные дожди, шлак, бензин, опилки, канализационные стоки, сбросы животноводческих ферм, сбросы тёплой воды, минеральные удобрения и др. Определите, к каким видам загрязнения относятся эти факторы, и заполните 2 графу таблицы. Обсудите в парах и заполните 3 графу таблицы. | Схема «Виды загрязнений» Вид реки Лесной Воронеж весной. Заполнение таблицы 2 |
6 | В зависимости от назначения вода может иметь различное допустимое содержание химических веществ загрязнителей. Применение находят как поверхностные, так и подземные воды. Поверхностные воды могут использоваться для: В Тамбовской области в качестве питьевой используются только подземные воды. Контролирует качество воды государство. Присутствие в воде некоторых веществ, концентрация которых превышает допустимые, дает основание для запрета на использование данного водоёма в качестве источника водоснабжения. Воды, уже использованные промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными предприятиями и населением, так называемые сточные воды, подлежат очистке. | Сами по картинкам слайда
Назначение поверхностных вод |
7 | Изучите содержание текста «Как очищают воду в г.Мичуринске?» и выберите основные методы устранения каждого приведенного вида загрязнений и заполните 4 графу таблицы. | Текст «Как очищают воду в г.Мичуринске?» |
8 | Отчёт. Выберите, кто из вашей пары озвучит ваши исследования (10 факторов – 10 учеников). | |
9 | Сточные воды не используются для водоснабжения, но могут быть использованы в сельском хозяйстве, для промышленных нужд. Промышленный кругооборот воды стремятся делать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очищают и вновь возвращают в производство. - осветление (от нерастворимых примесей) - обесцвечивание (от веществ, дающих цвет) - обеззараживание (от микробов) - опреснение (снижение кол-ва солей: обезжелезивание, обескремнивание, умягчение и др. ) | |
10 | Нередко вода загрязняется горюче-смазочными материалами (например, нефтью, бензином). К чему это может привести? | Сообщение ученика Нефть в водоёмах |
11 | Лабораторная работа. Очистка воды от нефти. Вопросы к лаб.работе: | Лаб. работа Оценка за ответы на вопросы, вывод |
12 | Домашнее задание Написать эссе «Живая и мертвая вода» (1 – 2 страницы) | Комментарии |
13 | Итоги урока. Объясните термины, изученные на уроке: Виды воды (дистил, пресная, морская, подземная) Виды загрязнений (мех, хим, биол, тепл) Загрязняющие факторы Очистка воды | Термины на экране |
14 | Оценки за урок | |