СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Вода.Источники и виды загрязнения воды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в рамках внедрения агробизнес образования в предмет "Химия" для 8 класса. Цель урока: познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые возникают при этом, методами решения экологических проблем. В уроке используется исследовательская лабораторная работа учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Вода.Источники и виды загрязнения воды"»

Урок (8 класс)

«Вода. Источники и виды загрязнения воды»

Цель урока: познакомить учащихся с видами загрязнения воды и экологическими проблемами, которые возникают при этом, методами решения экологических проблем.

Основные термины и понятия: виды загрязнения, загрязняющий фактор, очистка воды, обработка воды, опреснение, обескремнивание, обезжелезивание, умягчение воды.

Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Виды деятельности: учебная дискуссия, тестирование, самопроверка, составление концептуальной таблицы, лабораторная работа.

Дидактическое обеспечение и оборудование: вода в стакане, нефть, пробковая крошка, шпатель.





























№ п/п

Ход урока


Демонстрация

1

Организационный момент


2





Актуализация знаний.

На экране слова и изображения предметов: аквариум, акваланг, акватория, акварель, аквафор.


Что общего в этих словах?

«Aqua» в переводе с латинского «вода». Как алфавит начинается с буквы «А», так и жизнь начинается с воды и без воды не возможна. Вода содержится в каждом человеке, животном, растении. Вода – это жизнь! Вот почему важно как можно больше знать о воде.

Картинки аквариум, акваланг, акватория, акварель, аквафор.

3

Давайте проверим, что вы знаете о воде?

Тест «Выбери правильный ответ»

Тест


Проверка теста учащимися по образцу. Выставление оценки.

Ответы на тест

4

Казалось бы, вы так много уже знаете о воде, встречаетесь с ней каждый день. О чем вы сегодня можете еще узнать? Посмотрите на картинки и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока.

Сообщение темы и целей урока совместно с учащимися «Вода. Источники и виды загрязнения воды».

Ознакомьтесь с материалом вашей рабочей тетради. Таблицу 1 вы заполняете сами в течение урока. Оценка будет складываться за выполнение двух таблиц и лабораторной работы.


Картинки





Тема урока в тетради

5

С какой водой мы с вами встречаемся в течение жизни? Как используем? Помогут разрешить эти вопросы ваши одноклассники – мои помощники.

Стихотворение о дистиллированной воде.

О какой воде идёт речь в стихотворении? Можно ли ее использовать для питья?

- Самой чистой является дистиллированная вода. Для питья ее лучше не использовать, так как в ней нет минеральных солей необходимых человеку. Это неживая вода. Но все химики, все лаборатории без неё не могут существовать. Она необходима для растворения химических веществ.


Стихотворение о природной воде.

Назвать виды природной воды, какая вода не может быть использована для питья?

- Природная вода – это осадки, водопады, фонтан, вода пресных водоёмов, морская вода. В качестве питьевой нельзя использовать морскую воду, она содержит много солей. Остальные виды необходимо очистить от микроорганизмов.

Таким образом, питьевая вода, а также вода, используемая в сельском хозяйстве, промышленности, должна иметь определенные качества.





Заполнение таблицы 1.














Заполнение таблицы 1.

5

Обычно вода, забираемая из открытых водоемов для различных нужд, содержит различное количество загрязнений.

Выделяют следующие виды загрязнений: механическое, химическое, биологическое, тепловое.

Иногда мы видим такие картины и у себя в микрорайоне во время разлива.

Основные факторы, которые могут загрязнять окружающую среду, - пластмассовые бутылки и пакеты, соли тяжелых металлов, кислотные дожди, шлак, бензин, опилки, канализационные стоки, сбросы животноводческих ферм, сбросы тёплой воды, минеральные удобрения и др.

Определите, к каким видам загрязнения относятся эти факторы, и заполните 2 графу таблицы. Обсудите в парах и заполните 3 графу таблицы.

Схема «Виды загрязнений»






Вид реки Лесной Воронеж весной.



Заполнение таблицы 2

6

В зависимости от назначения вода может иметь различное допустимое содержание химических веществ загрязнителей. Применение находят как поверхностные, так и подземные воды. Поверхностные воды могут использоваться для:

  • отдыха на воде

  • общественного водоснабжения

  • распространения рыб и живых организмов

  • нужд промышленности

  • сельского хозяйства.

В Тамбовской области в качестве питьевой используются только подземные воды. Контролирует качество воды государство. Присутствие в воде некоторых веществ, концентрация которых превышает допустимые, дает основание для запрета на использование данного водоёма в качестве источника водоснабжения.

Воды, уже использованные промышленными, сельскохозяйственными, коммунальными предприятиями и населением, так называемые сточные воды, подлежат очистке.






Сами по картинкам слайда







Назначение поверхностных вод

7

Изучите содержание текста «Как очищают воду в г.Мичуринске?» и выберите основные методы устранения каждого приведенного вида загрязнений и заполните 4 графу таблицы.


Текст «Как очищают воду в г.Мичуринске?»

8

Отчёт.

Выберите, кто из вашей пары озвучит ваши исследования (10 факторов – 10 учеников).



9

  • Для каких целей можно использовать сточные воды?

Сточные воды не используются для водоснабжения, но могут быть использованы в сельском хозяйстве, для промышленных нужд.

Промышленный кругооборот воды стремятся делать замкнутым, т.е. воду «забирают» один раз при пуске производства. Затем отработанную воду очищают и вновь возвращают в производство.

  • Назовите основные направления очистки воды.

- осветление (от нерастворимых примесей)

- обесцвечивание (от веществ, дающих цвет)

- обеззараживание (от микробов)

- опреснение (снижение кол-ва солей: обезжелезивание, обескремнивание, умягчение и др. )


10

Нередко вода загрязняется горюче-смазочными материалами (например, нефтью, бензином). К чему это может привести?

Сообщение ученика

Нефть в водоёмах

11

Лабораторная работа. Очистка воды от нефти.

Вопросы к лаб.работе:

  • Какую роль выполняет пробковая крошка? (письменно)

  • Чем можно заменить пробковую крошку? (письменно)


Лаб. работа

Оценка за ответы на вопросы, вывод

12

Домашнее задание

Написать эссе «Живая и мертвая вода»

(1 – 2 страницы)


Комментарии

13

Итоги урока. Объясните термины, изученные на уроке:

  • Виды воды (дистил, пресная, морская, подземная)

  • Виды загрязнений (мех, хим, биол, тепл)

  • Загрязняющие факторы

  • Очистка воды


Термины на экране






14

Оценки за урок