Тема: Я пришел из школы
Цель: развитие положительных качеств личности ребёнка.
Задачи:
1. Расширить представления детей о положительных качествах личности на основе произведений художественной литературы.
2. Учить различать положительные и отрицательные качества личности.
3.Учить владеть своими чувствами.
I. Орг.момент
II. Ход занятия
- Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что все мы опять встретились на уроке «Школа Докторов». Мы с вами, ребята, уже раскрыли несколько секретов здоровья. Сегодня поговорим ещё об одном секрете. Но для начала вспомните правила, которые каждый человек, если он хочет быть красивым и здоровым, должен соблюдать.
( Соблюдение режима дня, правильное питание, соблюдение гигиены, занятие спортом)
- А как вы думаете, настроение влияет на здоровье человека? Почему?
1. Сообщение темы урока
-Сегодня мы поговорим о настроении, а именно о настроении, когда вы пришли из школы домой. Итак, тема нашего урока «Я пришёл из школы»
2. Беседа по теме
(На доске появляется солнце и тучка. Вокруг солнца фиксируются лучики «получил хорошую оценку», «встретил по дороге друзей», «смог выполнить трудное задание» и т. д. Около тучки появляются капельки «плохая отметка», «поссорился с другом» и т. д.)
- С каким настроением вы приходите в школу?
3. Инсценировка и анализ ситуаций.
а) Ситуация первая
Инсценировка
Федя пришел из школы домой хмурый. Он долго возился в передней, потом вошел в комнату. Бабушка лежала на диване. Ба, я есть хочу.
Федя, мне сегодня нездоровится. Я не выходила из дому. Дома нет хлеба.
Но я не могу есть без хлеба!
Придется тебе сходить в магазин и купить хлеб.
Бабушка, я никогда не покупал хлеб.
Ничего страшного.
Беседа по вопросам.
Как вы думаете, почему Федя пришел домой хмурый?
Что пришлось сделать Феде?
Обрадовала ли его просьба бабушки?
Закончите рассказ.
б) Ситуация вторая
инсценировка
- Федя, поговори со мной немного, - просит больная бабушка.
- Бабушка, мне совсем неинтересно с тобой разговаривать! Я хочу погулять, поиграть в футбол. Погода сегодня - о-го-го!
- Федя, давай все же попробуем немного поговорить. Расскажи мне, что было в школе. О чем вам сегодня рассказывала Елена Николаевна? А как твой новый друг Витя? Почему бы тебе не пригласить его в гости?..
Федя подошел к бабушке, сел на стул и стал с ней разговаривать. Он так весело рассказывал о школе, что бабушка забыла о своем нездоровье. Она смеялась вместе с внуком, а потом сказала:
- Это был очень веселый разговор. Ты меня развлек. Спасибо, внучек. А теперь можешь погулять. Только не забудь об уроках.
Беседа по вопросам.
- Как вел себя Федя? Какое у него было настроение?
- Изменилось ли у него настроение после разговора с бабушкой?
Быть хмурым нехорошо. От этого плохо не только самому человеку, но и тем, кто находится рядом.
Изображение грустного и весёлого лица
-Нарисуйте Федю неприветливого и Федю приветливого. Каким будет его лицо? (изображение лиц с помощью заранее подготовленных частей лица)
Игра «Любишь - не любишь»
(Потопайте ногами, если не любите занятие, от него портится настроение; похлопайте в ладоши - если любите.)
а) игры на улице;
б) просмотр передач по телевизору;
в) игры дома;
г) помощь по дому;
д) катание на лыжах;
е) чтение книг;
ж) ничего не делаю;
з) уроки;
и) увлечения;
к) игра с младшими братиками или сестричками.
Оздоровительная минутка
Работа с пословицами
(Дети по группам собирают пословицы из слов.)
Лицом хорош, да душою непригож.
Кудри завивай, да про дело не забывай.
Родилась пригожа, да по нраву негожа.
Как вы понимаете эти пословицы?
Приведите примеры, которые подтверждают эти пословицы из сказок, фильмов, жизни.
Анализ ситуации из стихотворения А. Л. Барто «В зеркале».
«В зеркале».
Не смотрюсь я в зеркала,
Поважнее есть дела.
Я не красавец, не урод,
Обыкновенный парень:
Обычный нос, обычный рот
Глаза какие? Карие…
В хоккей играл я во дворе,
Столкнулся со старушкой.
Ну что ж, случается в игре-
Её задели клюшкой.
Взялась ругать старушка
Всё наше поколенье,
Я спорил со старушкой
До белого каленья…
Она словцо, и я словцо-
Война у нас в разгаре,
Вдруг вижу в зеркале лицо:
Губастый, злющий парень!
Несли к соседям зеркало,
И вот средь бела дня
Оно так искаверкало
Меня!
Обычный нос, обычный рот,
Но оказалось – я урод!
Стал в зеркало посматривать
Я вечером и днём.
Но каждый раз по-разному
Себя я вижу в нём.
Хромую кошку приласкал
Случайно на бульваре,
Иду домой мимо зеркал
Смотрю: красивый парень!
Обычный нос, обычный рот,
То я пригож, то я урод!
Нет, отражают зеркала
Не только наши лица –
И наши мысли, и дела
В них могут отразиться.
- Каким видит сам себя герой в зеркале? Почему?
- Какое поведение делает нас более симпатичными и привлекательными?
Игра «Закончи рассказ»
1) Вы вышли на улицу. Навстречу бежал мальчик из соседнего дома. «Доброе утро», - крикнул он и улыбнулся. Вам захотелось...
2) Ваша подруга получила «2», у нее плохое настроение, она грустит, плачет. Вы….
Игра «Какого цвета настроение»
(На партах учащихся набор кружков разного цвета: красного, жёлтого, зелёного, чёрного, оранжевого)
Называется настроение, ученики выбирают круг такого цвета, каким они это настроение хотят изобразить (хорошее, плохое, замечательное, тревожное, непонятное, праздничное, грустное, солнечное).
10. Советы Доктора Настроения
- Как вы думаете, можно ли научиться владеть своим настроением?
Все люди делятся на людей «да» и людей «нет». Люди «да» всегда в хорошем настроении и готовы оказать помощь другим. Люди «нет» в плохом настроении и предпочитают говорить «не знаю», « не могу», «не буду».
Значит, нам надо научиться владеть настроением.
Советы:
1. Рассказать кому-то о том, что тебя тревожит (учителю, маме, папе, бабушке, сестре и т.д.- близкому человеку).
2. Игра: «Послушай меня». Возьми игрушку и расскажи ей про свое плохое настроение. Начни так: «Я расскажу тебе, почему у меня плохое настроение».
3. Потопать ногами. Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.
4 Замесить тесто понарошку, раскатать его. Злость улетучится, т.к. работать с тестом очень увлекательное занятие.
11.А сейчас я поведаю вам рассказ, а вы, послушав его, подумаете, чему он учит?
Притча о хорошем настроении
Однажды мальчик спросил мудреца:
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Мудрец согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал мудрец, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
— И это всё? — недоумённо спросил ученик.
— Нет, — ответил мудрец. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами, и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к мудрецу и сказал:
— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но мудрец ответил:
— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает плохое настроение. И об этом грузе очень не легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Потому-что именно от этого камня будет зависеть твоё настроение.
- О чём этот рассказ?
- Чего не мог понять мальчик?
-Чему учит нас этот рассказ?
Итог урока
Подведем итог, от чего, по-вашему, зависит настроение чаще всего?
( От окружающих людей).
Вот поэтому доброжелательность, умение сочувствовать, выслушать собеседника, способность вникнуть в проблему человека, умение сказать хорошее другим людям, так вы можете повлиять на настроение других, и они ответят вам тем же.
Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться?
(С тем, у кого хорошее настроение.).
Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, веселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот почему от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями и родственниками.