Тема: летописи былины - исторические памятники народа.
Цель: Познакомить с летописями и былинами. Продолжить литературное воспитание посредством приобщения детей к сокровищнице народного творчества. Воспитывать в детях гуманность, справедливость и милосердие. Развивать речь, творческие способности. Воспитывать чувства справедливости и милосердия.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка дом. задания.
3. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.
Книга
«Книги – это реки, наполняющие
вселенную, это источники мудрости;
в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешимся…».
«Повесть временных лет»
Сегодня урок будет посвящён первым летописям и летописцам. Вы совершите путешествие в Древнюю Русь, и узнаете о том, кто и как писал древние книги, летописи. (слайд 1)
4. Изучение нового материала.
Раньше, в старину, не было ни радио, ни телевизора, а по деревням и сёлам ходили сказители, гусляры, которые знакомили людей с важными событиями через былины, сказания, взятые из старинных летописей.
Давайте вспомним, что мы знаем о летописях, былинах?
Летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава – летописные своды.
Летописи нужны для того, чтобы лучше понять окружающий мир. Объяснить многое из происходящего в них помогает народу его историческая память.
В конце Х века, с принятием на Руси христианства, появились первые рукописные книги, а написание букв разрабатывали два брата- монаха Кирилл и Мефодий, выходцы из Македонии. Именно они создали первую русскую азбуку, тем самым внесли неоценимый вклад в развитие русской культуры.
А ещё их называли рукописями потому, что они были написаны вручную. Рукописные книги были очень дорогими, и чтобы уберечь их от пожаров и других стихийных бедствий, их помещали в специально отведённые места – библиотеки и архивы, которые находились в монастырях и церквях. (слайд 2)
В те далёкие времена письменностью не мог владеть простой люд. Самыми образованными людьми считались монахи. Именно они и писали рукописи. Монахи вели свои записи в монастырских кельях неторопливо, год за годом записывая для потомков события. Примером рукописной книги можно считать летопись – одну из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней. Представителем русских летописцев был монах Киево-Печерского Монастыря – Нестор, поразительно одарённый человек. . (слайд 3)
Нестор собрал воедино всё, что мог узнать от монахов в монастырях или услышать от посторонних людей о событиях, происходивших в те давние времена. Как человек, искусный в книгописании, Нестор передал все собранные сведения прекрасным языком в плавном и живом рассказе, который расположил по годам. Своё произведение он назвал «Повесть временных лет». Литературный памятник «Повесть временных лет» относится к XII веку. В ней Нестор-летописец уделяет особое внимание рассказу о тех племенах, которые жили на территории Руси. Известно, что таких племён было несколько. Но Нестор не просто перечисляет названия разных племен, он подробно описывает их обычаи, традиции.
«Повесть временных лет» по праву можно считать ценным историческим источником, а её создателя, монаха Нестора – отцом русской истории. Древние летописи сохранили и донесли до нас свидетельства глубокой старины. Они мудро и неторопливо повествуют не только о событиях русской истории, но и о людях, о наших предках, как они жили, во что верили, чем дорожили, какую о себе оставили память. Летописи являются нашим всенародным достоянием. Древние летописи вдохновляли многих историков, музыкантов, писателей, поэтов, на создание лучших своих шедевров.
Ещё одним историческим памятником народа является былина.
Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины».
Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного Родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.
Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера.
(слайд 4) Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но ещё и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алёша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмёт, так хитростью» – говорится про него в былинах.
Героями былин города Новгорода были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек, живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги. Только в былинах их характеры приукрашены народом.
Мир, изображённый в былинах – это вся Русская земля. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли. Тема защиты Родины закономерно слита в былинах с темой народной жизни и труда. Образы богатырей и их свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа.
В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мёртвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Наиболее значительны из былин – «Садко», «Василий Буслаев», сохранившие зарисовки быта средневекового города. Особую группу представляют так называемые скоморошины («Вавила и скоморохи», «Небылица», «Птицы», «О большом быке»). Искусство народных певцов-сказителей, передававших былины из уст в уста, из поколения в поколение, умножало разнообразие и богатство былинных персонажей.
5. Повторяем и закрепляем. (записать в раб. тетрадь)
Летопись – описание исторических событий в хронологическом порядке по годам (летам ).
Монах – член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой), ведущий повседневную жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Слово «монах» происходит от греческого слова «mono» – один.
Монастырь – религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Келья – отдельная комната или отдельное жилище монаха, монахини в монастыре. Были́ны (стáрины) – это древнерусские эпические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги, человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Мифология – это предания или сказания различных народов мира, изображающие природу и весь окружающий древних людей предметов, как живых существ, владеющих магическими свойствами и огромной силой. Так же включает в себя рассказы о героях, занимающих место между людьми и богами, которые совершали деяния, недоступные обычным людям.
6. Итог урока. Рефлексия (слайд 5)
Как ты понимаешь слово «летопись»? Зачем нужны летописи?
Что такое былины?
Назови главных героев былин? Кого называли богатырём?
Какое оружие использовали богатыри?
С какими врагами сражались богатыри?