Урок окружающего мира 2 класс
Тема: «Лесные опасности. Как нужно купаться»
Цели:
Формировать представление об опасностях возле водоемов, правила поведения в лесу, на водоемах.
Закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» ягоды и грибы.
Составить памятку «Как нужно купаться?»
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика
Проговаривая каждую строчку, массируют каждый пальчик, загибают его в кулачок.
Пальчик – пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С эти братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Актуализация опорных знаний. Слайд 1
- Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору!
Отгадайте загадку
- Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
- В шубе летом,
А зимой – раздетый.
- Давайте представим, что сейчас лето. Мы с вами отправимся на прогулку в лес.
Что вы знаете о том, как вести себя в лесу?
Работа над новым материалом
1 Как готовиться к лесной прогулке – работа в группах
- Как же нам подготовиться к такому путешествию?
Каждая группа выполняет свое задание.
Задание для 1 группы:
Записать на листе названия продуктов питания, которые необходимо взять с собой.
Задание для 2 группы
Из представленных медикаментов выбрать те, которые могут понадобиться на прогулке. (Группе выдается набор, который приготовил учитель)
Задание для 3 группы
Одень кукол так, чтобы им было удобно гулять по лесу.
(Группе выдается конверт с бумажными куклами и комплектами одежды к ним)
Выслушиваются выступления групп.
В результате обсуждения делается вывод:
1. Раз мы идем в лес на несколько часов, мы не будем разводить костер и готовить еду. Нужно взять с собой небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, вареный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластмассовой бутылке.
2. Из медикаментов нужно взять вату, бинт, перекись водорода или спирт, йод или зеленку, лейкопластырь. Необходимые таблетки подберут взрослые, мыло, чистую воду, чистый носовой платок, иголки или булавки.
3. Одеться надо удобно: футболка с длинным рукавом и спортивные брюки. На ноги – носки и удобную обувь: кроссовки лили кеды; на голову – панамку или бейсболку.
Физическая минутка
Ну что, готовы? Отправляемся в путь!
Мы входим с вами в лес.
(маршируют на месте)
Сколько здесь разных чудес!
(Развели руками)
Посмотрели вправо, влево
(наклоны вправо, влево)
Наклонились и присели
(наклон вниз, приседанье)
Заниматься тихо сели.
( садятся на места)
2. Лесные опасности
Что удивительного можно увидеть в лесу? Слайд 2 - 4
А знаете ли вы, какие ягоды можно есть, а какие нет; что есть в лесу растения, которые лечат людей; какие грибы съедобные, а какие – нет?
Каждой группе выдаются картинки с изображением ягод, растений, грибов.
Работа в группах
Задание для 1 группы:
Собери в корзинку съедобные ягоды.
Задание для 2 группы:
Собери в лукошко лекарственные растения. Найди ядовитые растения.
Задание для 3 группы:
Положи в корзинку съедобные грибы. Найди и определи несъедобные.
Выступление групп.
Вывод:
Находясь в лесу, не срывай и не бери в рот незнакомые растения: травы, ягоды и грибы. Если хочешь подкрепиться едой, вымой руки чистой водой с мылом, вытри чистым носовым платком.
Опасные насекомые Слайд 5
Что такое лето?
Это – море света!
Если солнце – зной и сушь,
Если дождик – звонкий душ.
Скрип сверчков и щебет птичий
Носит ветер смоляной.
В травах – пчелы хороводом:
Все цветет и пахнет медом.
-Каких еще насекомых вы можете увидеть на лесных полянах?
- Некоторых называют «жалящими насекомыми». Почему?
- К жалящим насекомым можно отнести… (показать картинки, вывесить на доску, дети называют: пчела, оса, шершень, шмель)
Обычно эти насекомые так просто не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.
- Как защитить себя от укуса жалящего насекомого?
Правила защиты от насекомых Слайд 6
- Что же делать, если все – таки укусило насекомое?
Надо сначала удалить жало. Ранку промыть раствором марганцовки или перекисью водорода. На место укуса положить что – нибудь холодное, например, носовой платок, смоченный в воде. Если укус пришелся в губу или веко, немедленно обратиться к врачу.
Физическая минутка для глаз
Спал цветок
(закрыть глаза, помассировать веки)
и вдруг проснулся
(поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки вверх, посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(руки согнуты в стороны)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо, влево)
4 Как нужно купаться?
На опушке посидели,
Все вокруг мы посмотрели,
Отправляемся вперед –
Нас дорога вдаль зовет.
- Вот мы и вышли к реке Слайд 7
Как приятно в летний полдень искупаться в речке!
- А чем может быть опасна вода?
- Давайте рассмотрим рисунки в учебнике и найдем опасные для человека ситуации.
- Как нужно вести себя на водоеме, чтобы не случилось беда?
Коллективное составление памятки Слайд 8
Закрепление изученного
– Вот и подошла к концу наша прогулка. Вы узнали много интересного и полезного.
- Давайте проверим, что вы запомнили.
Разгадывание кроссворда «Грибы» Слайд 9
1.Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их ... (Опята).
2. А это — красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
3. Серенькие шапки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик)
4. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок) (Масленок)
5. Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай, не мешкай
Это... (Сыроежка)
6. Растут в лесу сестрички
Рыжие …. (Лисички)
7.Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик)
8.У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют…. (Поганка)
Ми Какое слово получилось в выделенном столбце? (Подосиновик.)
5. Итог
Блиц – турнир Слайд 10
Какие продукты лучше взять на непродолжительную прогулку в лес?
Какие медикаменты надо взять во время прогулки в лес, на речку?
Как лучше одеться для прогулки в лес?
Назовите лекарственные растения
Назовите съедобные лесные ягоды
Назовите съедобные грибы
Какие несъедобные грибы знаете?
Как предотвратить укус насекомого?
Назовите правила поведения на воде.