СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешная адаптация и реализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через получение профессионального образования и трудоустройство

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешная адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через освоение профессии лишь тогда может считаться завершенной, если каждому подростку с ОВЗ будет гарантировано право на трудовую занятость.

Просмотр содержимого документа
«Успешная адаптация и реализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через получение профессионального образования и трудоустройство»

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯИ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПОЛУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО



Т.И. Камерова, мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса», с. Кожевниково, Томская область



В учебный процесс ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса» включены группы инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по профессиям «Швея» и «Овощевод». Для них разработаны учебные планы, адаптированные образовательные программы, с учётом их психического развития, индивидуальных возможностей, коррекции нарушения поведения и их социальной адаптации. А также созданы условия, обеспечивающие их независимое существование, максимально полноценное социальное устройство.

Для всех очевиден тот факт, что профессиональное образование и трудоустройство лиц с ОВЗ и тем более лиц с умственной отсталостью, является одной из сложных задач нашего государства. Значительная часть нашего общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии не востребованных на рынке труда. В то время как трудовая деятельность является основой их социализации.

В настоящее время образование в специализированных учреждениях с одной стороны создаёт особые условия для удовлетворения потребностей обучающихся с ОВЗ в медицинских и педагогических услугах, а с другой – препятствует их социальной интеграции, ограничивая их жизненные возможности.

Поэтому существует необходимость поиска инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Одним из путей является инклюзивное образование, которое обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей по принципу их возможностей и способностей, поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами нашего общества.

По моему мнению, комбинированные образовательные учреждения, то есть учреждения, имеющие как обычные, так и специализированные (коррекционные) группы, являются успешными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции и инклюзивному образованию подростков с особыми образовательными потребностями. Это позволяет ускорить и облегчить процесс адаптации как со стороны нуждающихся в этом подростков, так и ребят, которые обучаются совместно с особыми обучающимися.

Учитывая возможности и особенности здоровья, целью своей профессиональной педагогической деятельности считаю повышение качества образования обучающихся через развитие личности, совместную деятельность и сотрудничество для успешной адаптации их в современном обществе. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Целенаправленная педагогическая работа по адаптации лиц с ОВЗ оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

В педагогической деятельности я придерживаюсь принципов личностно-ориентированной системы обучения. Каждый обучающийся в первую очередь личность, и чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет выпускник и его успешная адаптация в современном обществе. Необходим индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учёт и максимальное использование особенностей личности, его общего развития, выявление психофизического потенциала, его задатков и способностей, создание условий для его профессионального роста и совершенствования практических навыков, а так же коррекция недостатков личности и поведения, и их устранение.

Поступающие в техникум обучающиеся с ОВЗ, как правило, приходят с низким уровнем знаний, неадекватной самооценкой, не способны самостоятельно развивать и реализовывать имеющиеся способности, активность в позиционном плане. Им характерны трудности восприятия пространства и времени, недостаток внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Отличительной чертой их мышления является некритичность, неумение самостоятельно планировать свою деятельность и оценивать ее результаты. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий; им свойственны подражание и импульсивные поступки. Поэтому особую значимость приобретает интенсивная воспитательная работа с ними, построенная на включение в посильные виды деятельности по интересам (вязание, вышивание, спортивно-оздоровительные кружки, участие в культурно-массовых мероприятиях), дающие возможность для раскрытия и реализации невостребованных способностей. Помимо получения профессии, в рамках воспитательной работы, педагоги техникума занимаются адаптацией обучающихся, определению их в социуме: к взаимоотношениям на работе, в семье, нормам личной гигиены, этическим нормам. Работа с такими детьми эффективна только в доброжелательной и доверительной обстановке, с опорой на уровень их развития, их интеллектуальные и физические возможности, позитивные качества.

В своей работе, с целью обеспечения социальной адаптации обучающихся, я применяю принцип инклюзивного образования через формирование контингента не только из выпускников специальных (коррекционных) школ с ограниченными возможностями здоровья, но и детей из общих образовательных школ (на основании ПМПК). Такая интеграция в группе положительно влияет на нравственное воспитание, на создание коллектива, на формирование активного образа жизни, развитие творческих способностей, участие во всех культурно-массовых мероприятиях.

Мною разработана рабочая адаптационная образовательная программа по «Учебной практике», целью которой является: подготовка обучающихся к самостоятельной практической деятельности. Построение занятий учебной практики моделирую по комбинированному типу, то есть вводный инструктаж делю на части. Это объясняется тем, что обучающиеся, с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления практическими упражнениями.

Для обучающихся с ОВЗ применяю спокойный, чуть замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Необходимо осуществлять принцип повторности при обучении на всех этапах урока. На каждом уроке стараюсь учитывать личный опыт обучающихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями. Весь изучаемый материал, должен быть для них посилен и доступен. Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер. Для полноценной социальной адаптации и успешной профессиональной деятельности, обучающихся с ОВЗ необходимо развивать речевые навыки. С этой целью на каждом уроке побуждаю обучающихся проговаривать вслух терминологию, новые слова, стараюсь добиваться конкретного ответа на вопрос.

На занятиях учебной практики создаю условия для реализации творческих возможностей обучающихся, применяя разные педагогические технологии, в основном ориентированные на действие. Производственное обучение организовано на основе производительного труда, приближенного к условиям реального производства. Швейные мастерские оснащены современным оборудованием.

Для повышения мотивации обучающихся в своей педагогической деятельности применяю различные методы, формы и средства обучения. Привлекаю их к подготовке и проведению занятий по учебной практике. Обучающиеся самостоятельно выбирают предложенные на выбор ткани, по лекалам выкраивают детали узлов – это позволяет заранее подготовить их к следующему занятию, повышает мотивацию к посещению урока и, как следствие улучшает планируемый мной результат. Так же, для повышения мотивации обучающихся провожу с ними демонстрацию и анализ работ, выполненных бывшими выпускниками по текущей теме. Обучающиеся, как правило, бурно обсуждают представленные работы, находят практически все дефекты, даже совсем малозначимые – это работает на развитие внимания, на проверку и закрепление знаний. И только после проведенного анализа, сопоставления и поиска ошибок на чужих работах, предлагаю обучающимся выполнить свои работы. Этот прием помогает вызывать у них профессиональное соперничество, интерес, желание быть лучшими. По результатам выполнения учебно-производственных работ, вместе с обучающимися анализируем достижение цели урока.

Для категории обучающихся с задержкой психического развития система оценивания должна быть чёткой, доступной, а самое главное объективной. В конце занятия отмечаю достижения каждого обучающегося, побуждаю их веру в свои возможности и создаю ситуацию успеха.

Анализируя психолого-педагогические особенности обучающихся, я считаю важным качеством педагога, уметь устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении, управлять эмоциям, понимать психологическое состояние воспитанника по его внешним признакам, «подавать» себя в общении с обучающимися, используя вербальные и невербальные коммуникации. Обучающиеся прежде всего ценят интеллигентность и деликатность педагога, то есть его умение быть вежливыми, корректными, щадить самолюбие обучающихся, сочувствовать им, быть искренним. Необходимым качеством для педагога являются педагогический такт и педагогическая справедливость.

Очень важно научить обучающегося умению самостоятельно овладевать знаниями. Техника и технология изменяются несколько раз на протяжении жизни одного поколения, внедряются в производство новейшие достижения науки и, каждому предстоит самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания и умения.

Развитию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ способствует совместная творческая и образовательная деятельность педагога и обучающихся. Применяемые методы, формы и средства обучения с лицами ОВЗ (с задержкой психического развития), позволяют достичь хороших результатов.

Систематизированный подход к организации учебной практики и успешному освоению профессиональных компетенций позволяет обучающимся участвовать в таких конкурсах профессионального мастерства как «Abilimpiks». Цель проведения таких конкурсов – развитие профессионального мастерства и поддержка трудоустройства обучающихся лиц с инвалидностью и обучающихся лиц с ОВЗ. Участие обучающихся способствует формированию опыта их творческой деятельности, их мотивации к трудовой деятельности, создает оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации, повышению уровня профессионального мастерства. С 2017 года обучающиеся ежегодно принимают участие в Региональном этапе Национального чемпионата «Абилимпикс». В 2018 году Анучина Алла заняла 2 место, а Тимофеева Анфиса получила сертификат участника и была четвёртой по результатам оценивания. В 2019 году Анучина Алла заняла 3 место.

Мои воспитанники постоянно занимаются дополнительным образованием, участвуют в воспитательных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях техникума, в кружках технического творчества, выставках, конкурсов чтецов, конкурсах по патриотическому воспитанию и т. д. В настоящее время с обучающимися осваиваем машинную вышивку на специальной машине с программным управлением.

Важным результатом своей работы по адаптации лиц с ОВЗ, считаю появившуюся потребность у своих воспитанников в продолжение обучения по другим ступеням образования. Поступив в Кожевниковский техникум агробизнеса с низкой мотивацией и самооценкой, обучающиеся с ОВЗ, через освоение адаптированной образовательной программы по профессии «Швея», адаптируются к процессу обучения и самообразования. Так, к примеру, четыре выпускницы 2018 года, продолжили обучение в техникуме по освоению программы профессионального образования с получением общего среднего образования.

Большинство выпускников лиц с ОВЗ достаточно хорошо подготовлены к жизни в обществе: они обустраивают свой быт, продолжают обучение по освоению программы профессионального образования с получением среднего образования, являются законопослушными гражданами своей страны, но проблема трудоустройства остается самой главной в их социализации. Несмотря на активное проведение государственной политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

И в заключении хочу сказать, что успешная адаптация и социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через освоение профессии лишь тогда может считаться завершенным, если каждому подростку с ОВЗ будет гарантировано право на трудовую занятость.

Список использованных источников:

1. Бгажнокова, И.М. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с на­рушением интеллекта / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. -2007.-№3.-С. 3-13.

2. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможно­стями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. - 2003. ~№ 1. - С. 21-30.

3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15-21.

4. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС.- 2003

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

6. Васенков Г.В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). М.: 1999. – 80-95 с.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!