СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан по принципу доступности! Ученики с удовольствием работают по данной теме!

Просмотр содержимого документа
«Установление господства Рима во всем Средиземноморье»

Тема: УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА РИМА ВО ВСЁМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ



Цель: рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в хозяина всего Средиземноморья.


Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карта, рабочая тетрадь.


Новые понятия: триумф, император, провинция, диадема.



Ход урока

1. Организационный момент

2. Контроль знаний и умений.


Задание 1 – работа с картой

1. Какие владения были у Карфагена?

2. Из-за чего началась война между Римом и Карфагеном?

3. Покажите на карте о.Сицилия?

4. Чем закончилась первая война Рима и Карфагена?

Задание 2 - пересказ:

 

1.  Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию.

2.  Расскажите о битве при Каннах. Почему, несмотря на блестя­щую победу при Каннах, карфагеняне не смогли завоевать Италию?

 

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО  МАТЕРИАЛА

ПЛАН  

1.  Поражение Македонии.

2.  Разгром Сирии и конец Македонского царства.

3. Разрушение Коринфа и Карфагена.

1. Изучение первого вопроса плана. Объяснение учителя.

Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье, но не в Восточном.

Работа по карте:

1) Покажите Западное Средиземноморье, где безраздельно гос­подствовал Рим.

2)  Покажите Восточное Средиземноморье.

3)  Какие государства вы здесь видите?

4)  После распада какой державы они вновь обрели независи­мость?

5)  Какое из них было самое могущественное?

Сирийское, Македонское и Египетское царства после распада державы Александра Македонского стали самыми могуществен­ными в Восточном Средиземноморье. Существовали там и более мелкие государства, которые постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных царств были выгодны римлянам, главным правилом в отношениях с другими государствами было «Разделяй и властвуй!».


- Как вы понимаете это выражение?

Следуя своему правилу римляне провозгласили себя освободителями Эллады.

Вскоре после окончания второй войны Рима с Карфагеном Ганнибал вы­нужден был бежать на Восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами.

«Знай, царь, - говорил он своему повелителю, - римляне воинствен­ны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяй­тесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии Антиох не внял мудрому совету знаменитого пол­ководца и не оказал помощи Македонии.

Македонский царь потерпел поражение .

Римляне воспользовались тем , что представители греческих городов находились на стадионе близ города Коринф, где торжественно объявили о том, что возвращают эллинам свободу.

В те дни лишь немногие греки понимали , что совершается не освобождение Греции ,а смена ее господ.



2.Изучение второго вопроса плана

Самостоятельное чтение п.2

Задание:

- Сравните построение римского и македонского войск в бою,

сделайте вывод.

- Какое войско было более совершенным?

-Чем?



Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские пе­редовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находив­шимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования ими рим­лян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвиж­ные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на ма­кедонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Пер­сей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские по­тери были до смешного малы.

 В 168 г. до н. э. - в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил послед­него македонского царя Персея.

Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре по­сле этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побеж­денная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча рим­ского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.

В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.

Так назывался торжественный въезд в Рим полководца-победителя. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище император (по лат. повелитель).



- Рассмотрите рис. на с. 226.



Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в празд­ничные одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были рас­крыты, в них вносили венки, на алтарях курились благовония.

Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искус­ства - картины, статуи.

Второй день по улицам проходило множество повозок, нагружен­ных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело, сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно набросано, но в действительности специальные люди искус­но уложили его. Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами, обнаженные мечи, и все это словно проткнуто маке­донскими длинными копьями - сариссами.

За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пять­десят кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелы­ми, что на каждый требовалось четыре носильщика.

За ними множество людей высоко поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши.

Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откорм­ленных быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызо­лочены. Их должны были принести в жертву богам.

После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они не­сли семьдесят семь тяжелых сосудов, наполненных золотой монетой. Ря­дом несли множество богатейшей золотой утвари с пиршественных столов Персея.

Завершала эту часть процессии позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя, поверх сверкала дивной кра­соты диадема, символ царской власти.

За колесницей шли дети Персея - два мальчика и девочка, - ок­руженные учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы, чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о со­страдании.

В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей.

Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, рас­шитую, золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пур­пурная тога. Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к герою торжества:

- Помни, что ты только человек! Помни о смерти!

Вопрос: Как вы думаете, что означали эти слова?

Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и сегодняшний победитель завтра может стать побежденным.

Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?

(Учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф - радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.)


3. Изучение третьего вопроса плана.

Объяснение учителя.

Как мы уже отметили разгром Македонского царства в Греции восприняли как осво­бождение, но на самом деле это была смена господ. В Греции рим­ляне повели себя как в завоёванной стране. Это привело к тому, что многие греки взялись за оружие. Они мужественно сражались, за­щищая свою независимость, но были разбиты. Римляне сурово расправились с восставшими, но особенно пострадал город Ко­ринф. В 146 г. до н. э. по повелению Сената он был разрушен до основания, а место, на котором стоял, предано проклятию. Уце­левших жителей продали в рабство, а произведения искусства вы­везли в Рим.

Такая же участь постигла и Карфаген.

Учителю на заметку.

В военном отношении Карфаген не представлял никакой опас­ности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.

 Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов, купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет на­зад, ~ думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципио­на, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в Сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он -морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разру­шен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чём бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Всё же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийское. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.


-Работа по учебнику: рассмотреть рисунки в учебнике «Штурм римлянами крепости» «Бои на улицах Карфагена» Стр.235-236.




Объяснение учителя.

Этот рисунок даёт представление о героизме жителей, оборо­нявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своём пути. Семнадцать дней горел Карфа­ген. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, преда­валось вечному проклятию, чтобы отныне на нём не появлялось ни дома, ни пашни.

4. Закрепление изученного материала.

Вопрос классу: Предположите, с какой целью Рим в 146 г. до н. э. разрушил Коринф и Карфаген?

5.Домашнее задание: § 48;

 

































































рок 50. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II-м веке до н. э.

I. Вопросы и задания для повторения:

1. После захвата Италии Рим стремился подчинить себе богатую и плодородную Сицилию. Это привело его к столкновению с богатым и силь­ным противником, который имел обширные владения в Западном Сре­диземноморье.

С интересами какого государства столкнулся Рим в Западном Средизем­номорье? К каким событиям это привело? Чем они закончились?

2. Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «ганнибалова клятва».

Остался ли Ганнибал верен своей клятве? Объясните современный смысл этого выражения. Какими чертами характера обладал Ганнибал? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?

3. Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким
прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот»

Объясните происхождение этой поговорки и ее смысл. Какие события римской истории связаны с именем Ганнибала? Какое из них, на ваш взгляд, наиболее значительное? Почему имя Ганнибала так грозно зву­чало для римлян?

4. В 216 г. до н. э. произошло одно из решающих сражений второй Пуниче­ской войны. Ганнибал разгадал замысел римлян и принял смелый план. О каком сражении здесь идет речь? Начертите его план и составьте рас­сказ об этой битве. Каковы были ее итоги?

II. Новая тема

Учитель: Если первые две войны были захватнические и неспра­ведливые как со стороны Рима, так и Карфагена, то следующие войны Рим вел за установление могущества во всем Средиземноморье.

Вопрос: Вспомните, какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?

Сирийское царство, Египет, Македония и другие, более мелкие го­сударства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных царств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «Разделяй и властвуй!» Как вы понимаете это выражение?

Вскоре после окончания второй войны Рима с Карфагеном Ганнибал вы­нужден был бежать на Восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами.

«Знай, царь, - говорил он своему повелителю, - римляне воинствен­ны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяй­тесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого пол­ководца и не оказал помощи Македонии.

Задание: Прочитайте п. I §48.

Удалось ли Македонии отстоять свою независимость? Почему?

С поражением Македонии удалось ли Греции возвратить себе свободу?

Прочитайте п. 2 §48.

Задание: Сравните построение римского и македонского войск в бою и сделайте вывод. Какое войско было более совершенным? Чем?

Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские пе­редовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находив­шимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования ими рим­лян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвиж­ные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на ма­кедонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды македонский царь Пер­сей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя; 11 тыс. попали в плен. Римские по­тери были до смешного малы.

На доске:

В 168 г. до н. э. - в битве при македонском городе Пидна консул Луций Эмилий Павел (сын героя, погибшего при Каннах) разгромил послед­него македонского царя Персея.

Победители уничтожили династию македонских царей и вскоре по­сле этого превратили Македонию в свою провинцию (дословно - «побеж­денная страна») - это завоеванная римлянами область, страна, лежащая







за пределами Италии. Существовала поговорка: «Провинция - это добыча рим­ского народа». В точном соответствии с поговоркой хозяйничанье римлян в провинциях привело к опустошению этих стран.

В честь человека, сокрушившего великую империю Филиппа и Александра Македонского, решено было дать триумф.

Рассмотрите рис. на с. 226.

Торжества заняли три дня. Десятки тысяч людей, одетых в празд­ничные одежды, заполнили улицы и площади Рима. Двери храмов были рас­крыты, в них вносили венки, на алтарях курились благовония.

Весь первый день триумфа до самого вечера двести пятьдесят разукрашенных колесниц везли захваченные у врагов произведения искус­ства - картины, статуи.

Второй день по улицам проходило множество повозок, нагружен­ных дорогим красивым македонским оружием. Оружие блестело на солнце, звенело, сталкиваясь при движении. Казалось, все это оружие было беспорядочно набросано, но в действительности специальные люди искус­но уложили его. Поверх блестящих щитов, лат лежали шлемы, поножи, колчаны со стрелами, обнаженные мечи, и все это словно проткнуто маке­донскими длинными копьями - сариссами.

За повозками с оружием три тысячи человек несли семьсот пять­десят кувшинов с серебряными монетами. Кувшины были такими тяжелы­ми, что на каждый требовалось четыре носильщика.

За ними множество людей высоко поднимали, чтобы все могли видеть, серебряные чаны, кубки, рога, ковши.

Третий день триумфа был самым торжественным и значительным. С самого утра по улицам двинулись трубачи, игравшие боевые марши, какими обычно ободряли воинов на поле битвы. За ними вели сто двадцать откорм­ленных быков, украшенных пестрыми тканями и венками. Рога их были вызо­лочены. Их должны были принести в жертву богам.

После небольшой паузы появились несколько сот рабов, они не­сли семьдесят семь тяжелых сосудов, наполненных золотой монетой. Ря­дом несли множество богатейшей золотой утвари с пиршественных столов Персея.

Завершала эту часть процессии позолоченная колесница Персея. На колеснице грудами лежало оружие царя, поверх сверкала дивной кра­соты диадема, символ царской власти.

За колесницей шли дети Персея - два мальчика и девочка, - ок­руженные учителями, воспитателями, наставниками. Дети были еще слишком малы, чтобы понимать глубину случившегося с ними несчастья. Но их сопровождающие жалобно кричали, плакали и молили толпу о со­страдании.

В темной одежде, подавленный горем, шел за ними Персей.

Приближалась главная часть процессии, апогей триумфа. На круглой раззолоченной колеснице, запряженной четверкой белых коней, показался триумфатор. Эмилий Павел был одет в пурпурную тунику, рас­шитую, золотыми пальмовыми ветвями. Поверх нее была наброшена пур­пурная тога. Как обычно, за спиной триумфатора государственный раб держал над головой полководца золотой венец и время от времени громко восклицал, склоняясь к герою торжества:

- Помни, что ты только человек! Помни о смерти!

Вопрос: Как вы думаете, что означали эти слова?

Слова раба должны были напоминать триумфатору, что счастье не постоянно, переменчиво и сегодняшний победитель завтра может стать побежденным.

Вопрос: Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?

(Учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф - радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.)

Римляне с завистью смотрели на рост богатства Коринфа и Кар­фагена. В сенате слышались призывы разрушить эти города, ценности вы­везти в Рим, а людей продать в рабство.

Задание: Прочитайте п. 3 §48 о разрушении Коринфа и Карфаге­на. Чем отличается III пуническая война от двух первых? Каковы итоги римских завоеваний?

На доске:

149-146 г. до н. э.: Карфаген взят и разрушен, жители переби­ты и проданы в рабство.

Итоги: Рим установил свое господство во всем Средиземномо­рье.

Завоеванные области стали называть провинциями.

Домашнее задание:

1)Прочитайте §48, ответьте на вопросы к параграфу.

2)Выучите новые даты и понятия.

3)Составьте рассказ по рис. на стр.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!