СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Экологические странички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 4 классе проводится в форме устного журнала "Экологические странички"

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Экологические странички"»

Устный журнал "Экологические странички"

Подготовила и провела классный руководитель 4 класса В Марищенкова Ирина Витальевна


Цель: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.

  2. Развивать у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.

  3. Воспитывать ответственное отношение к природе.

УУД:

- познавательные УУД: формировать умение находить ответы на вопросы, анализировать полученную информацию;

- регулятивные УУД: формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учиться высказывать свои предположения;

- коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, строить речевые высказывания, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и учащимися;

- личностные УУД: уважительно относиться к позиции другого.


Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийное оборудование, презентация.



Ход мероприятия:



На фоне негромко звучащей мелодии четверо учащихся читают стихотворение:


1 ученик

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

2 ученик

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт,

В степи ковыль, как нежный шёлк

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит -

Большой, как дом, на волнах спит.


3 ученик

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источнике нарзан,

С полянки - земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.


4 ученик

Ты - тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.


1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы проводим устный журнал, посвящённый охране окружающей среды. Эта проблема еще в XX в. стала глобальной, т.е. проблемой всего человечества, а значит, решать её можно только объединив усилия всех людей. Подтверждением этому является тот факт, что 2017 год объявлен годом экологии.

Наше занятие пройдёт под девизом : «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — сразу же приведи в порядок свою планету», т.е. себя, свой дом, свою улицу, все то, что тебя окружает.» слайд

2. Первая страница устного журнала – «За чистоту воздуха»

Итак, первая страница нашего журнала с названием «За чистоту воздуха» слайд ( фото)



1 ученик:


Посмотрите с чувством люди

Что с планетой нашей будет!

Об асфальт, сжигая шины

Газом кашляют машины!

Сколько гари, сколько дыма,

Просто невообразимо!

Печи, фабрики, заводы,

Катера и теплоходы

Выдыхают серный газ.

Подсчитайте, сколько в час?

Экология в упадке,

Слой озонный слишком шаткий!

Ну, когда же мы поймём?

Это дом, мы в нём живём


2 ученик:

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас,

А мы безумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле.


3 ученик:

Всем известно, что кислород источник жизни. В атмосфере его содержится всего 21%. Его запасы небезграничны. 1 человек в день употребляет 25 литров воздуха. Один автомобиль за 1000 км сжигает годовую норму кислорода одного человека.

В мире за одну минуту вырубают 21 гектар леса, а загрязнение Мирового океана приводит к гибели водорослей, что сказывается на количестве кислорода.

Загрязнение атмосферы бывает естественным (это вулканы, пыльные бури) и искусственное (его вызывают предприятия и транспорт.)


4 ученик:

Основной источник загрязнения окружающей среды – автотранспорт.

Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями.

Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества.



5 ученик:

Накопление углекислого газа приводит к парниковому эффекту – повышению температуры у поверхности Земли. Средняя температура Земли составляет 15'С. Глобальное потепление приведет к растапливанию льдов полярных шапок, повышению уровня Мирового океана, затоплению территорий, уменьшению площадей плодородных почв, увеличению испарения, количества и качества облаков, выпадению осадков, смягчению климата.


Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту воздуха»



3. Вторая страница устного журнала – «За чистоту воды»

Учитель: Спасибо. Вот и перелистнули мы первую страницу нашего журнала и переходим ко второй странице – «За чистоту воды»

Слайд

1 ученик:

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.


Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.


Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету,

Чёрные сотрёшь ли человек?


2 ученик:

Вода – начало всех начал.

  • Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле всего 2%, причем 3\4 из них приходиться на ледники Арктики и Антарктиды.


  • 1 млрд. чел не имеет доступа к воде безопасной по санитарным нормам.

  • Человек наполнил реки, моря, океаны мусором, нефтью, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, пеной стиральных порошков.


  • Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб.

  • 75% рыбных ресурсов исчезло или находится под угрозой исчезновения.

2 ученик:

Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:

Слайд

Ежедневно, в среднем, человек расходует 150 литров воды.

Чистка зубов под краном – 7 л,

Слив воды в туалете – 10 л,

Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,

Принятие ванны – 140 л,

Мытье посуды под краном – 110 л,

Стирка в стиральной машине – 230 л


3 ученик:

Мы никогда не думали, что будем покупать за деньги глоток чистой воды, а сегодня это страшная реальность. Менее 1% мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет.

Расточительное расходование пресной воды – не главный и не самый опасный источник возникновения «водного голода» на планете. Главная опасность – повсеместное загрязнение воды.


4 ученик:

Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.


Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту воды».



4. Третья страница устного журнала – «За чистоту Земли»

Учитель: Вот и подошли мы к третьей странице нашего журнала  «За чистоту Земли»

1 ученик: Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!


Сценка

Дворник:

Отчего так бутылки небрежно стоят?

Отчего так бумажки по ветру летят?

Старушка:

Оттого, что бросают все люди подряд,

А потом эти свалки ругают.

Дворник и Старушка встречаются. Начинают диалог:

-Здравствуй, Петрович, всё мусорят?

-Да, и очень много! Вон, какие кучи на свалку вывозят. И так каждый день.

-А чего выбрасывают, то? Дай посмотрю. Давиче сюжет по телевизору видела, что по мусору можно узнать о жизни хозяина.

-Да что только не выбрасывают. Здесь и бутылки, и бумага, и стекло, и пластик, и тряпье, и пищевые отходы

-Ну, дай я хоть бутылочки заберу, все прибавка к пенсии.

-Молодец, Матрена, по-современному мыслишь. Давно пора переходить к раздельному сбору мусора, только некому этим заниматься.

Слайд -шоу

- Вы хотите жить в таком городе? Почему? Кто виноват? ( Ответы детей)

- А что вы можете сделать для решения проблемы мусора в нашем городе?

Давайте посмотрим, как ребята решили проблему мусора (сценка)



1-я пара: на контейнере надпись «пластик»

-Здравствуй милый дед, здравствуй добрый дворник.

Мы пришли к тебе, чтоб убрать наш дворик.

- А что же вы будете делать?

- В этот контейнер мы будем собирать только пластик.

2-я пара: на контейнере надпись «бумага»

Газетки, тетрадочки, от конфеток бумажечки.

В этот ящик ты складывай, будет суперсырье.

3-я пара: на контейнере надпись «металл»

-Сюда кладите банки и разные жестянки.

Ведь это тоже нужное сырье

Дворник

- Молодцы, ребята. Все это вы правильно придумали

Я все понял, но только дворникам эту проблему не решить. Кто этим будет заниматься?

Дети хором: Мы будем!

Игра «Мусоробол» (цель - собрать мусор в корзины)



Ученик:

Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха. С каждым годом экологическое состояние в нашей стране становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы.

2 ученик:

Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. Твердые бытовые отходы, состоят из:

бумаги – 38,5%;

стекла – 3%;

пластмассы – 10%;

резины, текстиля и кожи – 12%;

пищевых отходов – 10%;

металл – 4.5%;

древесины – 7,5%;

прочие отходы – 14,5 %



3 ученик:

В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Важная причина загрязнения — промышленные и сельскохозяйственные отходы. Все более сложной становится проблема накопления бытового мусора.

Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда, большая его часть (97%) идет... в отходы. Современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, то она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации.


4 ученик:

Продолжительность разложения отходов: Слайд

Автобусный билет – 1 месяц.

Кожура банана – до 6 месяцев.

Бумажный стаканчик — до 5 лет.

Консервная банка — 10 лет.

Шерстяной носок — 1 год.

Деревянная палка — 4 года.

Деревянная окрашенная доска — 13 лет.

Полиэтиленовые пакеты – до 60 лет

Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.

Стеклянные бутылки — никогда.




5 ученик:

Прежде мы не слишком прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали сознавать: наш дом, планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…


1уч. Ребята! Каждый из вас может внести свой вклад в охрану природы нашего города.

2 уч. Не устраивайте мусорные свалки в неположенных местах.

3 уч. Помогайте содержать в чистоте свои дворы.

4 уч. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.


Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За чистоту Земли».


  1. Четвертая страница устного журнала – «За сохранения флоры и фауны»

Учитель: Следующая страница нашего журнала «За сохранение флоры и фауны»



1 ученик:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем

Никогда!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом!

Прекрасна, прекрасна

Родная земля.

Прекраснее мне не найти

Никогда!

Зеленые долы, леса и поля,

И синяя в море вода.



Песня-инсценировка «Во поле березки стояли»


Во поле березки стояли,

Во поле кудрявые стояли.

Лю-ли стояли.


Да не просто так они стояли,

А от пыли воздух очищали.

Лю-ли очищали.

Как к березкам люди приходили

И стволы кудрявым подрубили.

Лю-ли подрубили .


Сок березовый собирали

И в большие банки наливали.

Лю-ли наливали.


А когда те люди уходили,

Рану на коре закрыть забыли.

Лю-ли забыли.


Я пойду во поле погуляти,

Из беды березки выручати.

Лю-ли выручати.

Я им раны глиною закрою,

Чтобы зеленеть могли весною.

Лю-ли весною.


Люди, зря березки не губите,

Для потомков рощи сохраните.

Лю-ли сохраните.


2 ученик:

Земля – это наша планета. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер – это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник – мелочи, кажется. Но на самом деле – это страшная беда, это катастрофа. Каждый день на земле исчезает один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубается 20 га тропических лесов – «легких планеты». Каждую секунду вырубается площадь размером с футбольное поле. Экологическая катастрофа нависла над нашей планетой, над каждым, живущим на ней, да в особенности над самим человеком

3 ученик:

Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезла еще одна рептилия, еще одно растение.

Теперь человек решает: быть или не быть природе.

В 60-х годах Международный союз охраны природы и природных ресурсов счёл необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов.

– Первая Красная книга в нашей стране была издана в 1978 году.

– Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну,

предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение – спасение исчезающих видов и восстановление редких.


Учитель:

-Ребята, давайте посмотрим на некоторые растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Слайды

4 ученик:

Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,

А грядущее нас не простит.



5 ученик:

Учёные установили:

  • Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из-за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные за борт пассажирами авиалайнеров;

  • В Африканских джунглях уничтожаются десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.

  • Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти


6 ученик:

Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось и на самих растениях. Одни из них погибли, а другим грозит гибель.

Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками.

Часто люди, посещая леса, парки и водоемы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были хороши, когда росли! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного, уже не вырастет новое, такое же. Человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас и в природе, и в саду, и дома.

Чтобы сохранить редкие растения, в нашей стране созданы заповедники, заказники, природные парки, ботанические сады, памятники природы.

Красота растений не в букетах, а там, где они растут! Не рви растения! Лучше научись их фотографировать или рисовать! Останови сверстника, если увидишь, что он хочет сорвать редкое растение!


- Запомните правила поведения в природе:


7 ученик:

Лесные правила

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Муравейник не топчи,

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»


 



Береги природу

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду».


Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек !


Вывод: группа защищает экологический плакат по теме «За сохранения флоры и фауны ».


Учитель:

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.


Учитель:  Вот и перевернулась последняя страница нашего журнала. Мне очень хочется верить, что после сегодняшнего воспитательного часа ваши души станут добрее, а сердца теплее.


6.Подведение итогов (рефлексия).

Учитель:- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? (Ответы детей)

- Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети тоже могут внести свой посильный вклад?

(Их помощь природе очень разнообразна. Например: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц зимой; установка табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям; посадка растений в зеленых зонах города и школы)



Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг – каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, цветок. Не ломайте деревья, убирайте за собой мусор на лесных полянах, не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. А этому всему нас учат ваши родители дома и мы, учителя, в школе.


Финальная песня

«Берегите землю»

На лугах по утрам за рекой туман,

От росы отряхнулся тяжелый шмель,

И планета, как жизнь нам одна дана

Среди тысяч миров и чужих земель.

Здесь сосновые иглы колючих звезд,

Акварели морей и молчанье льдин,

Ты под пение птиц на планете роз

Здесь однажды рассветы увидел сын.


ПРИПЕВ:

Взгляни на эту землю с высоты,

Прозрачна даль и синева чиста

Мы за нее в ответе я и ты,

Не забывай об этом никогда.


Здесь на синих вершинах лежат снега,

И дождям подставляет ладони клен,

И плывут в небесах облака-века

Над землей, где себе ты поставил дом.

Семицветные радуги на заре

Перекинули в завтрашний день мосты,

И с тебя начинается новый день

В том единственном доме, где счастлив ты.


ПРИПЕВ: ТОТ ЖЕ