СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ужасно упрямый...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей.

Просмотр содержимого документа
«Ужасно упрямый...»

«Ужасно упрямый, теряю всякое терпение…»



Упрямством ребенка мы называем эмоциональные проявления, когда он «настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал» и твердо стоит на своем.

Причины упрямства

  • Повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку. Данная причина усугубляется тем, что родители «упрямых» детей почти всегда ориентированы на жесткую норму, собственное представление о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возможностей и желаний. Причем сами они не только обладают властным, честолюбивым характером, но и отличаются мелочной пунктуальностью, не терпят никаких отступлений от своих принципов. Как правило, они очень аккуратны и всерьез полагают, что неопрятность, которая так их раздражает, следствие злого умысла со стороны ребенка. Если им даже объяснить, что он еще не может в такой мере регулировать свое поведение, что сейчас поступки определяются познавательными потребностями (исследовательская деятельность) или потребностью в движении, такие мамы скажут: «Да пусть бегает, но не падает! Пусть познает окружающий мир, только не пачкается». Естественно, что для дошкольника это почти нереальные требования.

  • Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

  • Малая эмоциональная близость родителей с ребенком.

  • Биологические особенности функционирования ЦНС.

Родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью во время беременности или ребенком в раннем детстве, зачастую определяют известные физиологические отклонения, одним из проявлений которых может быть «необоснованное» упрямство в раннем возрасте, а при неправильном воспитании - и в дошкольном.

Стремление родителей искоренить упрямство, даже если это не приводит к невротическим реакциям, всегда является в какой-то мере источником этого упрямства и усугубляет его проявления. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя). Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии: уважении к ребенку.

Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребенок упрямится, значит, его что-то не устраивает, и нужно узнать в чем дело.

Борьба с упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой.

Памятка «Правила для изучения»

  • Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутных или долгоиграющих капризах. Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который пытается донести что-то до вашего сознания.

  • Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу. Если ничего не собираетесь предпринять, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте и обязательно похвалите его за проявленный конструктивизм.

  • Распространенная ошибка родителей - список успокоительных мер в угоду ребенку, когда ему остается в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка.

  • Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

  • Необходимо единство воспитательной позиции всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

  • Важна последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Как бы ни менялись настроение и обстоятельства, если что-то запретили ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Конечно, родителям невозможно мгновенно научиться разумному и сбалансированному поведению – приходится иметь дело не только с непослушным ребенком, но и со своими собственными эмоциями. Негативные эмоции возникают и будут возникать, и мы ничего не можем с этим поделать. Более того, человек имеет на них право, так как для проявления эмоций всегда есть, по крайней мере, субъективные, а то и объективные основания. Другой вопрос - что мы с ними делаем дальше. Эмоция, как правило, переходит в действия, и в этот момент «перехода» у нас есть варианты выбора:

-«дать ход» своему возмущению и резко отреагировать;

-затормозить любое действие и обиженно замолчать;

-подумать о состоянии того, кто явился причиной переживания;

-постараться посмотреть на все со стороны и хотя бы попытаться оценить смысл случившегося.

Советский педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством - это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка…за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать упрямство, а направить силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Главное - помнить, что у нас есть выбор.





Оксана Анатольевна Шаркова,

педагог-психолог МБДОУ №8 «Иволга»