«Ужасно упрямый, теряю всякое терпение…»
Упрямством ребенка мы называем эмоциональные проявления, когда он «настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он потребовал» и твердо стоит на своем.
Причины упрямства
Повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку. Данная причина усугубляется тем, что родители «упрямых» детей почти всегда ориентированы на жесткую норму, собственное представление о том, что ребенок обязан делать и уметь, без учета его возможностей и желаний. Причем сами они не только обладают властным, честолюбивым характером, но и отличаются мелочной пунктуальностью, не терпят никаких отступлений от своих принципов. Как правило, они очень аккуратны и всерьез полагают, что неопрятность, которая так их раздражает, следствие злого умысла со стороны ребенка. Если им даже объяснить, что он еще не может в такой мере регулировать свое поведение, что сейчас поступки определяются познавательными потребностями (исследовательская деятельность) или потребностью в движении, такие мамы скажут: «Да пусть бегает, но не падает! Пусть познает окружающий мир, только не пачкается». Естественно, что для дошкольника это почти нереальные требования.
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Малая эмоциональная близость родителей с ребенком.
Биологические особенности функционирования ЦНС.
Родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжелые инфекции, перенесенные матерью во время беременности или ребенком в раннем детстве, зачастую определяют известные физиологические отклонения, одним из проявлений которых может быть «необоснованное» упрямство в раннем возрасте, а при неправильном воспитании - и в дошкольном.
Стремление родителей искоренить упрямство, даже если это не приводит к невротическим реакциям, всегда является в какой-то мере источником этого упрямства и усугубляет его проявления. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (пусть не всегда удачным способом и не всегда вовремя). Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребенка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии: уважении к ребенку.
Уважение к ребенку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребенок упрямится, значит, его что-то не устраивает, и нужно узнать в чем дело.
Борьба с упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой.
Памятка «Правила для изучения»
Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутных или долгоиграющих капризах. Постарайтесь не относиться к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который пытается донести что-то до вашего сознания.
Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу. Если ничего не собираетесь предпринять, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте и обязательно похвалите его за проявленный конструктивизм.
Распространенная ошибка родителей - список успокоительных мер в угоду ребенку, когда ему остается в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка.
Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.
Необходимо единство воспитательной позиции всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.
Важна последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Как бы ни менялись настроение и обстоятельства, если что-то запретили ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если позволили, то до конца вытерпите все последствия.
Конечно, родителям невозможно мгновенно научиться разумному и сбалансированному поведению – приходится иметь дело не только с непослушным ребенком, но и со своими собственными эмоциями. Негативные эмоции возникают и будут возникать, и мы ничего не можем с этим поделать. Более того, человек имеет на них право, так как для проявления эмоций всегда есть, по крайней мере, субъективные, а то и объективные основания. Другой вопрос - что мы с ними делаем дальше. Эмоция, как правило, переходит в действия, и в этот момент «перехода» у нас есть варианты выбора:
-«дать ход» своему возмущению и резко отреагировать;
-затормозить любое действие и обиженно замолчать;
-подумать о состоянии того, кто явился причиной переживания;
-постараться посмотреть на все со стороны и хотя бы попытаться оценить смысл случившегося.
Советский педагог Е.А. Аркин говорил: «Борьба с упрямством - это борьба за правильное воспитание, за правильную обстановку жизни ребенка…за правильное поведение взрослых, за право ребенка на самостоятельность, на уважение к нему даже и тогда, когда он делает ошибки. Не ломать упрямство, а направить силы ребенка на полезные, нужные в жизни цели». Главное - помнить, что у нас есть выбор.
Оксана Анатольевна Шаркова,
педагог-психолог МБДОУ №8 «Иволга»