1 | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и интереса детей к теме занятия | Давайте порадуемся солнцу и птицам, А также порадуемся улыбчивым лицам И всем, кто живет на этой планете, «Доброе утро!» скажем мы вместе «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами. - ребята, давайте послушаем загадку и отгадаем куда мы с вами сегодня отправимся. Белки в нём живут и волки, В нём растут дубы и ёлки Высоченны – до небес! Называют его … (Лес) | Словесный (беседа, художественное слово, рассказ педагога), наглядный | - лес | Дети готовы к совместной деятельности. |
2.1 | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Сегодня мы с вами отправимся в лес. Чтобы попасть в лес, надо сесть в автобус и поехать далеко. Занимайте места. Нам с вами надо выйти на станции «Лесная». Мы будем с вами проезжать станции, и я буду вам говорить их названия. - Станция «Городская» - это наша станция? Почему? - Нам выходить на станции «Речная»? Почему? - Станция «Лесная» - это наша станция? Почему? - вот мы с вами и приехали в лес, выходим из автобуса и садимся на стульчики-пенёчки | Словесный (беседа) | - нет! Потому что «городская» станция в городе, а мы едем в лес. - нет! «Речная» станция находится возле реки. - да! Потому что она находится возле леса. | Дети готовы принять задачу. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение и систематизация) определенного объема знаний | - ребята, а вы знаете что в нашем лесу живёт старичок – Лесовичок? - тогда давайте его позовём. - Он боится выйти и прячется от нас. Поищем его? - Где он? Посмотрите за деревом, нет? - Может он под деревом сидит? - Наверное, он на дереве? - А может за пнем спрятался? - Около пня нет? - Чтобы старичок - Лесовичок не боялся нас, поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему «Лесной». Дидактическая игра «Лесные слова» Цель: развитие грамматического строения речи посредством изменения окончания слов. Описание игры: педагог задаёт вопросы, в них есть слова, которые необходимо согласовать со словом «лесной» - Чтобы старичок - Лесовичок не боялся нас, поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему «Лесной» и скажите предложение полностью. - Дерево, какое? А полностью как будет? - Дорога, какая? А полностью как будет? - Цветок, какой? А полностью как будет? - Поляна, какая? А полностью как будет? - Ягоды, какие? А полностью как будет? - Гриб, какой? А полностью как будет? - Воздух, какой? А полностью как будет? - А вот, и старичок - Лесовичок» «Здравствуйте ребята, Вы лесные слова назвали, И меня поиграть позвали Поиграем мы с вами в лесочке, И поищем лесные грибочки». | Словесный (беседа, чтение сказки) Наглядный (показ движений) | - да! Дети совместно с педагогом кричат «Старичок – Лесовичок» - да - за деревом нет - и под деревом нет - и на дереве нет - за пнём его нет - нет
- лесное. Лесное дерево - лесная. Лесная дорога - лесной. Лесной цветок - лесная. Лесная поляна - лесные. Лесные ягоды - лесной. Лесной гриб - лесной. Лесной воздух | Выполняют задания, отвечая на все вопросы. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Физкультминутка «Грибы». Мы в лесу играли, (произвольная ходьба) И грибы искали. Вот дерево стоит, (поднять руки вверх) И ветвями шевелит. (покачивание руками вправо – влево) На дереве - птички, (взмахи руками, как крыльями) Под деревом – лисички. (присесть, руки сомкнуть над головой) На дереве – листочки, (стоя, двигать кистями рук в быстром темпе) Под деревом грибочки. (присесть, руки сомкнуть над головой) Дидактическая игра «Под березой, под осинкой». Цель: с помощью наводящих вопросов узнать Описание игры: перед детьми берёза и осина; муляжи подберёзовика и подосиновика. С помощью наводящих вопросов, детей подводят к нахождению связи между названием гриба и местом его произрастания. - Повеселили старичка - Лесовичка, позабавили. За это он нам покажет, где растут грибы. - Как называется это дерево? - Что растет под березой? - Под березой растут подберезовики? - Какого цвета у них шляпка? - Это осина. Под ней тоже растут грибы. - если под берёзой – подберёзовики, то под осиной растут… - Какого цвета шляпка у подосиновика? Игра-задание «Соберем грибы в корзины» Цель: Описание игры: дети собирают грибы в корзины, ориентируясь на изображение дерева на корзинке. - У нас две корзины. Что на них нарисовано? Положите грибы в нужную корзину. Вспомните, под каким деревом мы их нашли. - В какую корзину соберем подберезовики, а в какую подосиновики? - Какой гриб ты нашел? - В какую корзину положишь? Почему? | Словесный (беседа: вопросно – ответная форма, чтение произведения), практический (выполнение упражнений) |
Дети выполняют движения совместно с педагогом
- берёза - гриб - да - темно-коричневая - подосиновики - светло-коричневая - в красную корзину подберёзовики, а в синюю картину подосиновики. - подосиновик - в синюю, потому что на ней нарисован подосиновик. | Выполняют задания, отвечая на все вопросы. |
3 | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | - ребята, старичок – Лисовичок устал, а нам уже нужно отправляться обратно в садик. Давайте попрощаемся со старичком – Лисовичком. - ребята, садитесь обратно в автобус. Теперь нам надо будет выходить на станции «Детский сад» - Нам выходить на станции «Речная»? Почему? - Станция «Городская» - это наша станция? Почему? - Станция «Детский сад» - это наша станция? Почему? - вот мы с вами и вернулись из леса. - С кем мы сегодня познакомились? - Вам понравилось играть со старичком – Лисовичком? - Какие грибы нашли? | Словесный (беседа), наглядный, практический | - До свидания старичок - Лесовичок, до новых встреч. - нет. Эта станция возле реки. - нет. Потому что едем в детский сад, а не в город. - да! Потому что мы сейчас должны находиться в детском саду и играть с ребятами. - со старичком – Лисовичком. - да, понравилось. - подосиновик, подберёзовик | Дети заинтересованы к следующему занятию. |