Внеклассное занятие
Тема: В гостях у героев К.И.Чуковского
Цель: способствовать расширению представления о творчестве К.И.Чуковского
Задачи: расширять читательский кругозор воспитанников; развивать речь, выразительное чтение; развивать образное мышление, любознательность; развивать творческие способности, воображение детей; воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества, опрятность, послушание; прививать любовь к творчеству К. Чуковского и книге.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психологический настрой на занятие.
- Вы сегодня умывались?
Полотенцем вытирались?
Чай попили? А поели?
И одеться вы успели?
На занятие пришли?
Все с собою принесли?
Руки взяли? Ноги взяли?
А про уши не забыли?
Свои глазки захватили?
Значит всё у вас на месте?
Начинаем мы занятие!
Ведущий:
- Дорогие, ребята, сегодня я приглашаю вас в литературную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки.
Наше занятие хочу начать с загадки:
Тараканище придумал,
Бармалея сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Малым детям рассказал.
И про солнце, что украли,
Каждый с детства тоже знал.
Это не Чайковский.
Он – Корней … Чуковский!
Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить некоторые произведения, а также их героев, замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Ведь они с удовольствием слушали и читали его книги. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
ВЫСТАВКА КНИГ
Корней Чуковский не только детский писатель, но и переводчик, литературовед, литературный критик. Он был очень образованным и разносторонне развитым человеком.
Детским писателем и поэтом он стал случайно. Об этом нам расскажет…
Рассказ учащегося. Корней Иванович Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Псевдоним – это придуманное имя самим автором. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков.
У Корнея Чуковского было четверо детей. Однажды случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном в вагоне поезда. Во время пути мальчик заболел, у него поднялась высокая температура. И чтобы он не хныкал, Корней Иванович стал рассказывать ему сказку, которую давно хотел записать…
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.
А вот еще одна история, которая помогла К.И.Чуковскому написать другую сказку.
Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам…
Ведущий:
Давайте познакомимся с Чуковским-переводчиком. Им переведены на русский язык сказки Киплинга, “Приключения Тома Сойера”, Марка Твена, пересказаны им “Приключения барона Мюнхаузена” и “Робинзон Крузо”, а мы с вами послушаем английские песенки в переводе Корнея Ивановича. (Дети читают песенки: “Котауси и Мауси”, “Барабек»”).
У Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.
Конечно, у такого человека всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, вообщем, чудесами. И такое «чудо» выросло у нас на занятии – это Чудо-дерево.
Как у наших у ворот Чудо –дерево растет
Чудо, чудо, чудо расчудесное.
Не листочки на нем, не цветочки на нем.
А загадки, словно яблоки.
Мы по саду пойдем, мы с дерева загадки сорвем.
- А загадки нужно отгадывать. И когда мы найдем все ответы, мы узнаем много нового и интересного о Корнее Чуковском. Итак, я предлагаю срывать волшебные плоды с нашего дерева и получать заряд бодрости и настроения от общения с любимыми героями и их автором.
2) Фронтальная работа. «Вспомни сказку по отрывку» ( Срываем с дерева телефон-№1)
-Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
а) Веселиться народ – д) Солнце по небу гуляло
Муха замуж идет И за тучку забежало.
За лихого, удалого Глянул заинька в окно,
Молодого…(комара) Стало заиньке …(темно)
Муха-Цокотуха Краденое солнце
б)Лечит маленьких детей, е)И мне не надо
Лечит птичек и зверей, Ни мармелада, ни шоколада
Сквозь очки свои глядит А только маленьких,
Добрый доктор …(Айболит) Ну очень маленьких …(детей)
Бармалей
в)Нет-нет! Соловей ж)Свинки замяукали- мяу-мяу,
Не поет для свиней. Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю)
Позовите-ка лучше…(ворону)Телефон Путаница
3)Работа в группах. «Конкурс знатоков» (срываем арбуз-№2)
-Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.(карточки-4штуки)
По горизонтали: 1.Имя акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет.(Айболит)
2.Чудовище из сказки, пожирающее детенышей животных.
Вот и стал таракан победителем, и лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому.(Тараканище)
3.Имя мухи-именинницы.
Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо!
4.Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.
5.Умывальников начальник и мочалок командир.
Я-Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр!
6.Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь, заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото…
-Провалился в болото? –Да! И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете- он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет Бегемот!!!(Телефон)
-Итак, первая сказка, которую написал К.И. называется…. «Крокодил»
4.Работа с текстом.( книга-№3) читает ученик
-Нужно прочитать текст, о писателе и ответить на мои вопросы.
«Рядом с домом Чуковского расположена детская библиотека, которую писатель построил специально для окрестных ребят. А произошло это так. Однажды к Чуковскому пришел мальчик Слава Голубев, который тоже жил в Переделкино, и сказал: «Дайте мне такую книгу, с которой можно стать богатырем». Корней Иванович нашел такую книгу и дал ему. Потом Слава пришел с другом мальчиком, а затем пришли еще несколько человек. И вот тогда Чуковский выстроил дом для библиотеки. Все книги, а их несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. Ему дарили книги многие известные детские писатели-Михалков, Маршак, Катаев и другие. Корней Иванович сам выдавал книги, читал детям сказки. В библиотеку писателя записалось 1300 школьников.»
1)Что построил Чуковский?
2)А как это произошло, докажите словами из текста?
3)Кто приходил в библиотеку?
4)Где Чуковский брал книги для библиотеки?
5)Кто был библиотекарем?
6)Сколько детей записалось в его библиотеку?
7)Как вы думаете почему дети любили приходить в эту библиотеку?
8)Вы бы хотели побывать в такой библиотеке? А что бы вы спросили у Чуковского?
Физ. минутка. Живые иллюстрации
-- Одеяло убежало, улетела простыня…
--И горы встают перед ним на пути…
--И вывихнуто плечико у бедного кузнечика…
--Ехали медведи на велосипеде…
--Лилечка лезет на дерево, куклу прижала к груди…
5.Фронтальная работа. «Загадки от автора»(Ребенок с книгой-№4)
Корней Иванович отличался большим трудолюбием: «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, -я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!» (слайды)
---- Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо ,-такое теплое, такое пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок)
----Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)
----Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет - заплачет она и умрет.(сосулька)
----Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей .(расческа)
----Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. ( еж)
----Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. ( автомобили)
----Мудрец в нем видел мудреца, глупец - глупца,
Баран - барана, овцу в нем видела овца, и обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
8.Работа в паре. «Героический поступок» (Медведь №5)
--Соедини героя сказки с поступком, который он совершил .
(карточки, проверка-презентация)
Айболит-----------вылечил зверей.
Воробей----------съел таракана.
Крокодил--------проглотил солнце.
Комар-------------спас Муху – Цокотуху.
Федора-----------помыла свою посуду.
Медведь---------вернул солнце в небо.
Бабочка----------потушила море.
Лисички----------зажгли море.
9.Групповая работа. «Расшифруй имена сказочных героев» (Бармалей №6)
Два вида карточек, взаимопроверка 1 группа, 2 группа.
Б Р М Л Й 2.)Ц К Т Х
М Й Д Д Р Ф Д Р
Й Б Л Т Т Р К Н Щ
К Р К Д Л КМРК
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Крокодил, Цокотуха, Федора, Тараканище, Комарик)
Групповая работа. Конкурсы
1) «Составь слова» (1 человек от группы)
- Из слова ТАРАКАНИЩЕ составь слова.
2) Собери алгоритм – памятку “ Правила Мойдодыра: Я мою руки”
(На доске вразброс прикреплены таблички с надписями о последовательности мытья рук, дети составляют алгоритм – памятку)
Я мою руки (памятка)
1. Сильно намочите руки.
2. Возьмите мыло.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцами.
5. Полощите руки чистой водой.
10.Фронтальная работа. « Корзинка с потерянными вещами» (корзинка№7)
- В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой – то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говориться об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик ( Ехали медведи на велосипеде … а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило) «Мойдодыр»
Блюдце (А за ними блюдца дзинь –ля – ля)
Термометр (И ставит, и ставит им градусники)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» ) «Телефон»
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) «Мойдодыр»
Шоколадка (И всем по порядку дает шоколадку) «Айболит»
12. Итог занятия.
Наше Чудо – дерево осталось без плодов. Мы отгадали все загадки и узнали много нового и интересного о Чуковском.
13. Рефлексия.
Давайте на нашем дереве вырастим новые плоды. Чему же нас учат сказки и стихи К. Чуковского? У вас на столе карточки со словами, выберите нужные для вас и повесьте на наше дерево.
(добро, счастье, дружба, радость, уважение, сочувствие, трудолюбие,
сострадание, смелость, сопереживание)
Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв.
Бармалей – слушаться родителей,
Федорино горе – поддерживать порядок в доме,
Мойдодыр – следить за чистотой своего тела и одежды,
Муха-цокотуха – быть осторожным при выборе друзей.
Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый,
праздничный . Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогощают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.