СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "В гостях у героев К.И. Чуковского"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "В гостях у героев К.И. Чуковского"»

Внеклассное занятие

Тема: В гостях у героев К.И.Чуковского

Цель: способствовать расширению представления о творчестве К.И.Чуковского

Задачи: расширять читательский кругозор воспитанников; развивать речь, выразительное чтение; развивать образное мышление, любознательность; развивать творческие способности, воображение детей; воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества, опрятность, послушание; прививать любовь к творчеству К. Чуковского и книге.

Ход занятия:

Организационный момент.

Психологический настрой на занятие.

- Вы сегодня умывались?

Полотенцем вытирались?

Чай попили? А поели?

И одеться вы успели?

На занятие пришли?

Все с собою принесли?

Руки взяли? Ноги взяли?

А про уши не забыли?

Свои глазки захватили?

Значит всё у вас на месте?

Начинаем мы занятие!

Ведущий:

- Дорогие, ребята, сегодня я приглашаю вас в литературную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки.

Наше занятие хочу начать с загадки:

Тараканище придумал,

Бармалея сочинил.

Мойдодыра, Айболита

В своих сказках не забыл.

И про горюшко Федоры

Малым детям рассказал.

И про солнце, что украли,

Каждый с детства тоже знал.

Это не Чайковский.

Он – Корней … Чуковский!

Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить некоторые произведения, а также их героев, замечательного детского писателя Корнея  Ивановича  Чуковского.

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Ведь они с удовольствием слушали и читали его книги. Это он придумал  множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. 


ВЫСТАВКА КНИГ


Корней Чуковский не только детский писатель, но и переводчик, литературовед, литературный критик. Он был очень образованным и разносторонне развитым человеком.

Детским писателем и поэтом он стал случайно. Об этом нам расскажет…

Рассказ учащегося. Корней Иванович Чуковский – это литературный псевдоним писателя.  Псевдоним – это придуманное имя самим автором. Настоящее его имя — Николай  Васильевич  Корнейчуков.

У Корнея Чуковского было четверо детей. Однажды случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном в вагоне поезда. Во время пути мальчик заболел, у него поднялась высокая температура. И чтобы он не хныкал, Корней Иванович стал рассказывать ему сказку, которую давно хотел записать…

Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил –

Крокодил, Крокодил

Крокодилович!

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.  

А вот еще одна история, которая помогла К.И.Чуковскому написать другую сказку.

Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам…

Ведущий:

Давайте познакомимся с Чуковским-переводчиком. Им переведены на русский язык сказки Киплинга, “Приключения Тома Сойера”, Марка Твена, пересказаны им “Приключения барона Мюнхаузена” и “Робинзон Крузо”, а мы с вами послушаем английские песенки в переводе Корнея Ивановича. (Дети читают песенки: “Котауси и Мауси”, “Барабек»”).

У Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.

Конечно, у такого человека всегда было много маленьких гостей. И он их угощал сказками, шутками, загадками, стихами, вообщем, чудесами. И такое «чудо» выросло у нас на занятии – это Чудо-дерево.

Как у наших у ворот Чудо –дерево растет

Чудо, чудо, чудо расчудесное.

Не листочки на нем, не цветочки на нем.

А загадки, словно яблоки.

Мы по саду пойдем, мы с дерева загадки сорвем.

- А загадки нужно отгадывать. И когда мы найдем все ответы, мы узнаем много нового и интересного о Корнее Чуковском. Итак, я предлагаю срывать волшебные плоды с нашего дерева и получать заряд бодрости и настроения от общения с любимыми героями и их автором.

2) Фронтальная работа. «Вспомни сказку по отрывку» ( Срываем с дерева телефон-№1)

-Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

а) Веселиться народ – д) Солнце по небу гуляло

Муха замуж идет И за тучку забежало.

За лихого, удалого Глянул заинька в окно,

Молодого…(комара) Стало заиньке …(темно)

Муха-Цокотуха Краденое солнце

б)Лечит маленьких детей, е)И мне не надо

Лечит птичек и зверей, Ни мармелада, ни шоколада

Сквозь очки свои глядит А только маленьких,

Добрый доктор …(Айболит) Ну очень маленьких …(детей)

Бармалей

в)Нет-нет! Соловей ж)Свинки замяукали- мяу-мяу,

Не поет для свиней. Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю)

Позовите-ка лучше…(ворону)Телефон Путаница

3)Работа в группах. «Конкурс знатоков» (срываем арбуз-№2)

-Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.(карточки-4штуки)

По горизонтали: 1.Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет, будто кто ее щекочет.(Айболит)

2.Чудовище из сказки, пожирающее детенышей животных.

Вот и стал таракан победителем, и лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.(Тараканище)

3.Имя мухи-именинницы.

Муха, муха- Цокотуха, позолоченное брюхо!

4.Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.

5.Умывальников начальник и мочалок командир.

Я-Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр!

6.Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь, заревел Медведь,

И на злого врага налетел Медведь.

7.Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

8.Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото…

-Провалился в болото? –Да! И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придете- он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет Бегемот!!!(Телефон)


-Итак, первая сказка, которую написал К.И. называется…. «Крокодил»


4.Работа с текстом.( книга-№3) читает ученик

-Нужно прочитать текст, о писателе и ответить на мои вопросы.

«Рядом с домом Чуковского расположена детская библиотека, которую писатель построил специально для окрестных ребят. А произошло это так. Однажды к Чуковскому пришел мальчик Слава Голубев, который тоже жил в Переделкино, и сказал: «Дайте мне такую книгу, с которой можно стать богатырем». Корней Иванович нашел такую книгу и дал ему. Потом Слава пришел с другом мальчиком, а затем пришли еще несколько человек. И вот тогда Чуковский выстроил дом для библиотеки. Все книги, а их несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. Ему дарили книги многие известные детские писатели-Михалков, Маршак, Катаев и другие. Корней Иванович сам выдавал книги, читал детям сказки. В библиотеку писателя записалось 1300 школьников.»

1)Что построил Чуковский?

2)А как это произошло, докажите словами из текста?

3)Кто приходил в библиотеку?

4)Где Чуковский брал книги для библиотеки?

5)Кто был библиотекарем?

6)Сколько детей записалось в его библиотеку?

7)Как вы думаете почему дети любили приходить в эту библиотеку?

8)Вы бы хотели побывать в такой библиотеке? А что бы вы спросили у Чуковского?

Физ. минутка. Живые иллюстрации

-- Одеяло убежало, улетела простыня…

--И горы встают перед ним на пути…

--И вывихнуто плечико у бедного кузнечика…

--Ехали медведи на велосипеде…

--Лилечка лезет на дерево, куклу прижала к груди…


5.Фронтальная работа. «Загадки от автора»(Ребенок с книгой-№4)

Корней Иванович отличался большим трудолюбием: «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, -я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!» (слайды)


---- Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо ,-такое теплое, такое пушистое и золотое.

(яйцо и цыпленок)

----Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (крапива)

----Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет - заплачет она и умрет.(сосулька)

----Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей .(расческа)

----Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят. ( еж)

----Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. ( автомобили)

----Мудрец в нем видел мудреца, глупец - глупца,

Баран - барана, овцу в нем видела овца, и обезьяну - обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)

8.Работа в паре. «Героический поступок» (Медведь №5)

--Соедини героя сказки с поступком, который он совершил .

(карточки, проверка-презентация)

Айболит-----------вылечил зверей.

Воробей----------съел таракана.

Крокодил--------проглотил солнце.

Комар-------------спас Муху – Цокотуху.

Федора-----------помыла свою посуду.

Медведь---------вернул солнце в небо.

Бабочка----------потушила море.

Лисички----------зажгли море.

9.Групповая работа. «Расшифруй имена сказочных героев» (Бармалей №6)

Два вида карточек, взаимопроверка 1 группа, 2 группа.

  1. Б Р М Л Й 2.)Ц К Т Х

М Й Д Д Р Ф Д Р

Й Б Л Т Т Р К Н Щ

К Р К Д Л КМРК

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Крокодил, Цокотуха, Федора, Тараканище, Комарик)

Групповая работа. Конкурсы

1) «Составь слова» (1 человек от группы)

- Из слова ТАРАКАНИЩЕ составь слова.

2) Собери алгоритм – памятку “ Правила Мойдодыра: Я мою руки”

(На доске вразброс прикреплены таблички с надписями о последовательности мытья рук, дети составляют алгоритм – памятку)

Я мою руки (памятка)

1. Сильно намочите руки.

2. Возьмите мыло.

3. Намыливайте руки с обеих сторон.

4. Намыливайте руки между пальцами.

5. Полощите руки чистой водой.

10.Фронтальная работа. « Корзинка с потерянными вещами» (корзинка№7)

- В корзинке находятся разные вещи. Они потерялись из какой – то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говориться об этом предмете.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик ( Ехали медведи на велосипеде … а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило) «Мойдодыр»

Блюдце (А за ними блюдца дзинь –ля – ля)

Термометр (И ставит, и ставит им градусники)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» ) «Телефон»

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) «Мойдодыр»

Шоколадка (И всем по порядку дает шоколадку) «Айболит»

12. Итог занятия.

Наше Чудо – дерево осталось без плодов. Мы отгадали все загадки и узнали много нового и интересного о Чуковском.

13. Рефлексия.

Давайте на нашем дереве вырастим новые плоды. Чему же нас учат сказки и стихи К. Чуковского? У вас на столе карточки со словами, выберите нужные для вас и повесьте на наше дерево.

(добро, счастье, дружба, радость, уважение, сочувствие, трудолюбие,

сострадание, смелость, сопереживание)

Сказки Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашными участниками воображаемых битв. 

Бармалей – слушаться родителей,

Федорино горе – поддерживать порядок в доме,

Мойдодыр – следить за чистотой своего тела и одежды,

Муха-цокотуха – быть осторожным при выборе друзей.


Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый,

праздничный . Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогощают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.