СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у хозяюшки "Ходит сон близ окон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей дошкольного возраста  с песенным народным творчеством (колыбельная песня) ,  с колыбелью и ее ролью в народной культуре.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у хозяюшки "Ходит сон близ окон"»

«Ходит сон вдоль окон»

Тема занятия: Знакомство с песенным народным творчеством (колыбельная песня) и их значением, а также знакомство с колыбелью и ее ролью в народной культуре.

Форма организации занятия: фронтальная

Возрастная группа: разновозрастная (воспитанники младшего и среднего дошкольного возраста)

Цель занятия: развитие и совершенствование речи детей, освоение навыков построения связного высказывания с применением фольклорного материала.


Задачи занятия:

Образовательные задачи:

  1. Обучать детей составлению небольших связных рассказов с включением элементов фольклора;

Совершенствовать навыки устной речи, обучая детей рассказывать последовательно и выразительно

Развивающие задачи:

  1. Раскрывать детям богатство русского языка, обучать их использовать выразительные средства речи;

  2. Стимулировать творческое мышление через игру, пение и музыку.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать другим людям;

  2. Формировать интерес к фольклору, музыкальной культуре и изобразительному искусству.

Проектирование образовательной среды

  1. Пространственная организация:

Пространство зонировано таким образом: организовано место для проведения хороводной игры (место, позволяющее свободно двигаться участникам) и место для прослушивания и исполнения колыбельных песен (лавочки установленные полукругом и покрытые самоткаными ковриками).

  1. Материально-техническое обеспечение:

    1. Традиционные народные костюмы или элементы одежды для создания атмосферы.

    2. Народные музыкальные инструменты (ложки, колокольчики) для сопровождения игр.

    3. Аудиозаписи народных колыбельных песен, аудиозапись «плач младенца».

  2. Методическое сопровождение:

    1. Сценарий занятия, описание хороводной игры.

    2. Бутафорская русская печь, чугунки, баннер «Изба», две колыбельки разного размера и вида, кукла – пупс.

  3. Психолого-педагогическая поддержка:

    1. Создание доброжелательной и комфортной атмосферы, поощрение активности и инициативы детей.

    2. Поощрять активное участие воспитанников в игре, пении колыбельных песен в ходе занятия; взаимодействие друг с другом в ходе хороводной игры, с игрушкой и со взрослым.


  1. Этапы и ход занятия


Мотивационный этап

Воспитатель в роли хозяюшки встречает детей и приговаривает: «Здравствуйте мои хорошие, здравствуйте мои пригожие! Проходите в светлую горенку да рассаживайтесь!

Ой. Как стало с вами светло, да тепло! А знаете почему? Потому что вы все такие солнечные лучики! Каждая ваша улыбка — это маленькое солнышко, которое греет всех вокруг. Давайте сегодня будем больше улыбаться друг другу, чтобы стало еще теплее и веселее!


Основной этап

В это время раздается «плач» младенца.

- Кто же это у нас плачет? (ответы детей: лялечка, малыш)

Воспитатель подходит к колыбели, приоткрывает ее.

- Это же наш Ванюша плачет. Как вы думаете, почему он плачет, ребята? (ответы детей).

- Как же Ваню успокоить? (высказывания детей).

- Может его ласково назовём и он перестанет плакать…

(дети обращаются ласково к Ванечке)

- Нет, не успокаивается, так и плачет Ваня … Что мы можем ещё сделать, чтобы успокоить его? ( Уложить в колыбель, покачать, спеть колыбельную песенку).

- Ребята, смотрите, наш Ванечка уже зевает. Он наплакался, устал и хочет поспать? Давайте уложим его поуютнее в колыбельке и споем нежную колыбельную песенку. Ведь колыбельные помогают детям засыпать сладким сном.

Кто из вас помнит такие песенки? Может, кто-то захочет спеть для Ванечки?

( Кто-нибудь из детей укладывает Ваню в колыбель и поёт ему колыбельную песенку (Напрмер: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю»). Потом все дети подпевают колыбельную, Ваня успокаивается, а воспитатель тихим голосом продолжает:

- Вспомните, как вас мамы укладывают спать.

(дети рассказывают, как их или младших детей в их семьях мамы укладывают спать).

- Где Ванюша лежит, давайте посмотрим? Что это такое? (кроватка)

- Как вы думаете, для чего нужна кроватка? (чтобы спать деткам, куколкам)

- Посмотрите, ребята, это необычная кроватка. Почему? (качается)

- Правильно, эта кроватка называется – колыбель, потому что она качается.

- Для чего нужна колыбель, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель обращает внимание на внешний вид колыбели.

- Посмотрите, какая колыбель красивая, расскажите, что вы видите? (нарядная, украшена узорами)

- Узор – это красивые рисунки на колыбели.

- Давайте посмотрим, как заправлена колыбель. Расскажите, что вы видите в колыбели? (матрац, простынь, подушка, одеяльце)

- Ванюша уснул.

Физминутка.

Воспитатель предлагает пройти в «горницу» чтобы не разбудить Ванечку. Продолжает:

- ребята, покажите, как мамочки укачивают на руках.

Звучит тихая, нежная колыбельная песенка, дети имитируют выразительные движения – укачивание малыша.

- Давайте будем делать движения как будто укачиваем малыша и напевать колыбельную песенку.

- Послушайте:

Баю, баю, баю, баиньки

Прискакали заиньки.

Люли, люли, люлиньки

Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

(Дети с воспитателем поют колыбельную песню).

- Молодцы, красивая песенка, добрая, хорошая.

- Ой, а Ванюша наш проснулся, улыбается. Давайте для него игру веселую да забавную заведем.

Проводится р.н.игра «У Маланьи, у старушки…»

Рефлексивный этап

- Спасибо вам гости дорогие, и Ванечку помогли успокоить, и колыбельные песенки знаете и в игру весело играете.

- А сейчас сядем рядком, да поговорим ладком.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что вам понравилось?

- Что запомнилось? (ответы детей)

- До свиданья, детвора. Попрощаться нам пора. Жду вас в гости снова. Будьте же здоровы! (дети прощаются с хозяюшкой и уходят в группу)




Планируемый результат:

- Дети составляют небольшие связные рассказы, используя элементы фольклора (например, куплеты колыбельной песни).

- Улучшится способность детей строить предложения, они станут активнее использовать прилагательные и глаголы.

- У детей увеличится словарный запас, они начнут активнее использовать образные выражения и эпитеты в своей речи.

- Творческие способности разовьются через участие в хороводной игре и исполнение народных колыбельных.

- Дети проявят больше эмпатии и умения сочувствовать окружающим, что будет заметно в их поведении и реакциях.

- Повысится интерес к русской народной культуре, включая фольклорную музыку и живопись, что отразится в желании детей узнавать больше о традициях и искусстве.