СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В гостях у сказки 

Просмотр содержимого документа
«В гостях у сказки»





Урок - викторина по сказке

«В гостях у сказки» (викторина по русской народной сказке «Царевна-лягушка»).

Класс:5

Учитель русского языка и литературы : Напшева А.А









2020г

Описание: Данное мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. Его можно провести как итоговое занятие по изучению сказок в 5 классе.

Цели деятельности учителя: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности сказки, понять внутренний мир главных героев сказки и раскрыть их лучшие черты; развивать речевые умения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки; уметь строить рассказ о герое ,характеризовать его.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, действует по плану.

Познавательные: понимает словесную и изобразительную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с одноклассниками.

Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой "Царевна-лягушка": чтение и пересказ сказки, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки.

Ход урока:

« Вопросы теории»

1. Что такое сказка? (Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях).

2. Какие различают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных).



3.Из каких элементов состоит традиционная сказочная композиция?(присказка, зачин, экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка).

4. Какими словами чаще всего заканчивается сказка? («Стали жить-поживать и добра наживать», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

5. Какие устойчивые сочетания часто используются в сказках? (Обращения: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…»; повторы: «Жили-жили», «Шли-шли»).



6. Выберите то, что относится к волшебной сказке.



а) главные действующие лица- животные (лиса-обманщица, волк- хищник, заяц- трусишка и т.д.)

б) высмеиваются недостатки человека(глупость, жадность, жестокость и т.д.)

в)герои попадают в фантастические истории и побеждают смерть, им помогают волшебные предметы, говорящие животные.

7. Какие ещё особенности волшебных сказок вы знаете?(неторопливый напевный ритм, добро побеждает зло, наличие чудесных помощников (животных и предметов),сказочные числа.

8.Выберите(подчеркните) признаки, которые свойственны волшебной сказке.



а)число три (три брата, три ночи и т.д.) и троекратное повторение событий.

б) героев ждут тяжёлые испытания и невероятные приключения.

в)герои отправляются на поиски невесты или диковинных предметов.

г)герои имеют свои точные характерные особенности(лисица- хитрая, волк –глуп и жаден, петух- самоуверен, заяц-т руслив).

д )события происходят в тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

е)животные разговаривают и ведут себя как люди.

ж)герои этих сказок – крестьянин, солдат, барин- живут в реальном мире.

з)зло воплощают чаще всего Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-яга.

и)герои борются с барином, или генералом, или богачом и побеждают их благодаря своему уму.

к)героям помогают ковёр-самолёт, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

9.Что, как правило, обозначают сказочные образы- символы?

Копытце(ловушка), клубочек(путеводная звезда), камень (выбор), мёртвая и живая вода (жизнь и смерть).

10.Назовите положительных героев сказки «Царевна –лягушка».

(Иван-царевич, Василиса Премудрая, царь, старичок, Баба- яга, животные –помощники.)



«В некотором царстве».

1. Как начинается сказка «Царевна-лягушка» («В некотором царстве, в некотором государстве»).

2. Сколько братьев было у Ивана-Царевича? (Два).

3. На чей двор упали стрелы старших братьев? (Стрела старшего брата упала на боярский двор, среднего – на купеческий).

4. Где нашёл свою стрелу Иван-Царевич? (В топком болоте).

«Задания царя».

1. Сколько заданий отдал царь своим сыновьям и их жёнам? (Три).

2. Какой первый приказ отдал царь? (Испечь хлеб).

3. Что царь делает с тем хлебом, которые принесли сыновья? (Один приказал отнести псам дворовым, второй можно было есть только от большой нужды, а третий – только по большим праздникам есть).

4. Каким был второй приказ царя? (Соткать ковёр).

5. Что царь делает с принесёнными коврами? (Первым ковром можно от дождя коней покрывать, второй можно у ворот стелить, третий – по большим праздникам в горнице царя расстилать).

6. Каким было третье приказание царя? (Привести жён на пир).

«Царский пир».

1. Как Царевна-лягушка приехала на пир? (В золочёной карете запряжённой парой гнедых коней).

2. Когда во дворце поднялся «великий стук да гром»? (Когда лягушка подъехала к дворцу).

3. Как Василиса Премудрая вела себя за столом? (Остатки из кубка выливала в левый рукав, косточки бросала в правый рукав).

4. Какие чудеса происходили во время танца Василисы Премудрой? (Когда она махнула левым рукавом – появилось озеро, махнула правым – по озеру поплыли лебеди).

5. Чем закончился пир для жён старших двух братьев? Почему? (Их выгнали, потому что они пытались делать то же самое, что и Василиса, но только забрызгали гостей и забросали их костями).

«За Василисой».

1. Где Иван-царевич должен был искать Василису? (За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве).

2. Как долго Ивану-царевичу пришлось искать Василису Премудрую? (Ему нужно было износить три пары железных сапог, съесть три железных хлеба).

3. Кто указал Ивану-царевичу дорожку в Кащеево царство? (Старичок дал ему клубочек).

4. С кем встречается Иван-царевич в пути? (С медведем, селезнем, зайцем, щукой).

5. Кто раскрывает Ивану-царевичу тайне Кащеевой смерти? (Баба-Яга).

6. Где находится смерть Кащея? (Смерть на конце иглы, игла - в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц – в кованом ларце, ларец – на вершине старого дуба).

7. Кто помогает Ивану-царевичу достать смерть Кащееву? (Медведь, заяц, селезень, щука).

8.Когда лягушку стали называть Василисой Премудрой?

а)когда лягушка подняла стрелу на болоте.

б)после свадьбы.

в)перед первым испытанием.

г)после спасения от Кащея Бессмертного.

«Нарисуй героя сказки словами»

1.Какой же предстаёт перед нами Василиса Премудрая? В чём её истинная красота?

2.Какой же он, Иван – царевич? Какие лучшие черты русского народа воплотились в литературном герое?



Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный ,в нём сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам А.М.Горького , Василисе Премудрой свойственны величавая простота, чувство собственного достоинства, недюжинный ум, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего мужа.

Иван-царевич - смелый герой. Он решителен, справедлив, добр, умеет признать свою неправоту, борется против Кощея.

Заключительный вопрос.

Можно ли согласиться с изречением «Добро всегда побеждает зло»?

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» рассказывает о том, как герои добиваются добра и справедливости, проходят тяжёлые испытания. Герои стремятся соединиться друг с другом, так как ими движет одно из лучших чувств на земле - любовь.

Подведение итогов урока-викторины.

Домашнее задание: придумайте сказку, где действующими лицами были бы средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, олицетворения и т.д.).