Урок литературного чтения
4 класс
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
Валерий Яковлевич Брюсов
1873-1924 поэт, драматург, прозаик, критик
Детские годы
- Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида.
Образование
- С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университет а.
Частная гимназия Ф. И. Креймана
Московский Университет на Моховой
Творчество
- В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк.
- Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. Перу Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы»
- (1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.
Дом-музей В.Я.Брюсова
Валерий Яковлевич жил в этом доме (Москва, пр. Мира, 30) в 1910—1924. Сейчас там литературный музей.
Могила Брюсова на Новодевичьем кладбище.
Словарная работа
- Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.
- Гиппопотам – бегемот.
- Утес – высокая скала.
- Ворох – куча, груда.
- Виденья – что-то, возникшее в воображении.
- Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
- (неполная темнота).
- Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.
Валерий Брюсов «Опять сон»
Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, метнув шуршащий ворох
Листьев, тянется к реке.
Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: ото ль духи
Иль пещеры царь — медведь!
Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.
Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.
На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.
Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?
Работа в парах
- – Прочитайте стихотворение «Детская» друг другу.
Тест
– Выберите правильный вариант ответа.
- Кто приснился поэту в стихотворении «Опять сон»?
а) Дебри, глушь пустынь, заката тишь;
б) джунгли, пальмы, пламенеющее солнце;
в) море с шумом бьется об утесы и вползает на песок.
2. Какие виденья старых басен возмущают дух поэта?
а) Приведения и эльфы;
б) огненный змей и племя карликов;
в) ведьмы и черти.
3. Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»?
- а) Прятки; б) жмурки; в) палочка-выручалочка; г) лото.
4. Чего не догнать бегом?
а) Ветра; б) тени; в) телеги.
5. Между чем надо вертеться?
а) Двумя столбами; б) двумя стенами; в) ямой и высью
Взаимопроверка
– Выберите правильный вариант ответа.
1. Кто приснился поэту в стихотворении «Опять сон»?
а) Дебри, глушь пустынь, заката тишь;
б) джунгли, пальмы, пламенеющее солнце;
в) море с шумом бьется об утесы и вползает на песок.
2. Какие виденья старых басен возмущают дух поэта?
а) Приведения и эльфы;
б) огненный змей и племя карликов;
в) ведьмы и черти.
3. Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»?
а) Прятки; б) жмурки; в) палочка-выручалочка; г) лото.
4. Чего не догнать бегом?
а) Ветра; б) тени; в) телеги.
5. Между чем надо вертеться?
а) Двумя столбами; б) двумя стенами; в) ямой и высью
Рефлексия
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».
По желанию выучить одно из стихотворений.