Иванова Оксана Леонидовна,
учитель начальных классов МБОУ СШ №2
города Сычевки Смоленской области
«В мире детства». Работа с творчеством Агнии Барто в процессе внеурочной деятельности младших школьников
Произведения Агнии Барто радуют и воспитывают многие поколения детей и даже взрослых уже целое столетие. (Слайд 1)Дедушки и бабушки, мамы и папы, дети и внуки, учителя и повара, врачи и монтажники, президенты и программисты – все в детстве читали и учили наизусть стихи Агнии Львовны. Кто из раннего детства не помнит строк: «Зайку бросила хозяйка…» или «Наша Таня громко плачет…». (Слайд 2)
Сейчас, когда научно-технический прогресс все набирает обороты, перед нами как никогда встает вопрос воспитания в наших детях нравственных ценностей. Это невозможно без обращения к творчеству детских писателей и поэтов, в том числе к творчеству советской писательницы Агнии Львовны Барто. Еще в детском садике ребенок знакомится с циклом стихов советской поэтессы Агнии Барто «Игрушки». Произведения Агнии Барто изучаются детьми в начальной школе на уроках литературного чтения. Главным достоинством поэтессы было и есть то, что она простым понятным для детей языком объясняет им глобальные вещи: как нужно и как не нужно поступать и почему? Ее стихи не потеряли своей актуальности и до сих пор, они также учат добру, терпению, трудолюбию, настойчивости.
Я, как учитель начальных классов, вижу, что многогранность творчества Агнии Львовны Барто нельзя охватить рамками программы по литературному чтению. Познакомиться со стихами, с многообразием образов помогает внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, осуществляемая после урока с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, литературного интереса и развития обучающихся, а главное формированию патриотизма и нравственных качеств.
В рамках «Круглого стола» я хочу вам рассказать, что использую и применяю в своей работе с творчеством Агнии Львовны Барто в процессе внеурочной деятельности? Как помогаю школьникам заинтересоваться миром чтения и книг? (Слайд3) В моей практике присутствуют такие формы внеурочной деятельности: внеклассное чтение, викторины, презентации, литературные конкурсы, исследовательские работы и проекты, участие в театральных постановках (инсценировки), литературные вечера и другие.
Внеурочная деятельность организуется по разным направлениям развития личности и в каждом можно использовать творчество А.Л. Барто. На занятиях интеллектуального направления уже с первого класса знакомимся с творчеством детской писательницы, стараясь охватить как можно больше стихов разной тематики и жанров. Стихи о семье: «Дедушкина внучка», «Я выросла», «Две бабушки», «Две сестры глядят на брата»; стихи о временах года «Каникулы», «Зарядка»; стихи о школе: «Первый урок», «Докладчик» и другие детские стихи. Ребята самостоятельно выбирают для чтения книги в школьной и домашней библиотеке. Читают, обмениваются впечатлениями. (Слайд4)
На занятиях по спортивно-оздоровительному направлению «Школа Неболейки» знакомимся со стихами о спорте и здоровом образе жизни, такие как «Зарядка», «Девочка Чумазая», проводим физкультминутки под короткие стихи Агнии Барто «Наша Таня громко плачет», «Кораблик», «Слон».
(Слайд 5) На занятиях социального направления «Бюро добрых дел» знакомимся со стихотворениями «Друг напомнил мне вчера», «Требуется друг», «Рукавички я забыла», «Ах, руки, руки», «Когда лопату отберут», «Эх, если бы», «Блинчики», «Рыцари», которые помогают ребятам понять какими должны быть друзья, почему нужно быть трудолюбивым и об уважении к труду других людей.
На занятиях по эстетическому направлению внеурочной деятельности мы также продолжаем знакомиться с творчеством Барто, а результатом работы будут уже рисунки, раскраски и поделки, книжки - малышки. В классе (в параллельных классах) и школе проходят выставки детских работ по творчеству А.Л. Барто. Лучшие работы участвуют в районных выставках ДДТ и библиотеки.
На занятие общекультурного направления был праздник «Всем знакомые стихи» (Слайд7) для первоклассников, цель занятия приобщение первоклассников к поэзии, расширение представлений о творчестве А.Л. Барто, развитие творческих способностей учеников. Обучающимся предлагались следующие задания: восстановить названия стихотворений по первым буквам:
ПОМО (“Помощница”)
ПЕРВО (“Первоклассница”)
ФО (“Фонарик”)
ГРУ (“Грузовик”)
САМО (“Самолёт”)
ЛЕ (“Лебеда”)
Очень понравилось ребятам из отдельных строк восстанавливать небольшие стихи.
С азартом прошел аукцион имен, которые встречаются в стихах Барто.
Витя
Ходит Витя мимо всех:
“Хоть бы мне один орех!..”
Таня
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел…
Петя
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?..
Серёжа
Соберу я все игрушки
И Сереже подарю…
Алёша
А разве Леша виноват?
Виновата муха!
Марина
На брата сердится сестра:
Её зовут Марина…
Маша
Маша – первоклассница;
Форменное платьице
С обучающими второго класса мы провели квест -игру по творчеству А. Л. Барто.
Начинался квест с игры, которую очень любила поэтесса. На встречах с детьми Агния Барто часто говорила: “Я начну читать стихотворение, а вы все вместе, его продолжайте, если знаете. Моё дело сочинять стихи, а читать их должны вы, наши читатели!” Когда поэтесса произносила только первые строчки стихотворения, дети дружно, продолжали его до конца. Дети с удовольствием читают стихи хором.
Далее мероприятие проходит по станциям.
1. станция «Собирайкино». Собрать пазлы, на которых зашифрована обложка книги А.Барто.
2.Станция «Угадайкино», где ребята должны назвать название стихотворения А.Л. Барто.
3. Станция «Заковыркино», разгадать ребус.
4.Станция «Кроссвордная», где ребята разгадывают кроссворд.
5. Станция «Шифровайкино», ребятам предстоит разгадать зашифрованное слово, ответом которой будет фраза «Уронили мишку на пол…»
В 3 классе на занятие по внеурочной деятельности мы выполняли проект на тему: «Мудрые, добрые и весёлые стихи Агнии Львовны Барто», где каждая группа получила задания:
1 группа – собрать материал о жизни и творчестве А.Л. Барто.
2 группа – подобрать художественную литературу (книги Барто) для оформления книжной выставки.
3группа – подготовить занимательный материал (кроссворды, рисунки для выставки, викторину «Знатоки поэзии Барто» и т.д.)
4 группа – собрать материал для подготовки устного журнала.
Индивидуальные задания: дети готовят полюбившиеся стихи наизусть; иллюстрируют одно из стихотворений Барто. После интересной работы ребята защищают свою работу, представив ее перед одноклассниками на занятие.
При проведении недели литературного чтения в школе, нами была сделана газета, посвященная творчеству поэтессы. (Слайд 8)
В процессе внеурочной деятельности можно провести викторину. Очень много можно найти в интернете, даже онлайн. Например, вопросы с выбором ответа.1. Из какого материала была сделана кукла Зина, которую купили в магазине? 2. Какой из этих предметов взят не из произведений А. Барто? 3. Какого цвета была юбка у девочки из стихотворения «Любочка»? 4. Продолжите стихотворение. Дело было в январе, Стояла ёлка на горе...5. К каким фильмам написала сценарии Агния Барто? 6. Чему была посвящена радиопередача «Найти человека», которую вела Агния Барто?
Одной из форм внеурочной деятельности является «Литературная гостиная», где также обучающиеся читают наизусть стихи А.Л.
Барто, можно пригласить в гости библиотекаря, или учитель может на себя взять роль Агнии Барто, а дети будут задавать вопросы по биографии и творчеству. Очень интересная форма, которая подразумевает большую подготовку учителя.
Хочется отметить одну из форм внеурочной работы - это экскурсия в библиотеку, где ребята слушают стихи, просматривают мультипликационные фильмы по мотивам произведений А.Л. Барто и кинофильмы. В этом юбилейном году обучающиеся нашего класса приняли в районном конкурсе чтецов. Я думаю, что результаты будут хорошие.
В прошлом году мы всей страной отмечали 75-летнюю годовщину со Дня Победы. На занятиях внеурочной деятельности познакомились с серьезными, глубоким стихами Барто о тех трагических днях для нашей огромной страны и героизме детей. На уроках мужества, которые проходили в нашей школе дети читали стихи о войне А.Л. Барто «Я с войны», «В дни войны», «У памятника Зое», «Наташа», «Партизанка Таня».
На занятиях по духовно-нравственному направлению (Слайд 9)можно рассказать о книге «Найти человека», зачитать с детьми отрывки писем.
Творчество Агнии Львовны настолько разнообразно, что ее стихи могут звучать на занятиях внеурочной деятельности по всем направлениям. Дети с удовольствием читают, слушают и впитывают незыбленные истины, которые несла и продолжает нести им А.Л. Барто.
Результатом работы являются рисунки, поделки, проекты, инсценировки и чтение наизусть. А самое главное, стремление жить по законам нравственности, доброты и любви. Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача – всесторонне раскрыть это достояние перед детьми. (Слайд10)
Литературные источники:
Барто Агния Львовна. Стихи детям. Библиотека мировой культуры для детей. М.: «Просвещение», 1981
Веретенникова А.В. Викторина, посвященная творчеству А.Л. Барто "Мир, в котором живут дети /А.В. Веретенникова //Фестиваль педагогических идей» Открытый урок». -ИД «Первое сентября».-Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/501351