СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект урока 7х классов на тему «В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»».
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Вид урока: комбинированный
Цель: расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с творчеством композитора Б.И. Тищенко.
вспомнить историю произведения «Слово о полку Игореве».
вспомнить оперу «Князь Игорь» Бородина. Провести сравнительный анализ образов главных героев балета Б.И. Тищенко и оперы М.П. Бородина.
знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;
уметь — определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.
Воспитательные:
раскрыть роль и силу героической музыки;
воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства;
воспитание патриотизма.
Развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки при работе над песней «Прекрасный мир».
развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.
Методы и приёмы:
словесная группа методов (беседа, рассказ)
наглядно-зрительная группа методов (слайды)
методы эмоционального воздействия (ситуации успеха)
слуховая группа методов (аудиозаписи)
метод обобщения, закрепления
методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве
информационно-коммуникационные методы;
проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.
Музыкальный материал:
Б.И.Тищенко - Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, Стон русской земли, Первая битва с половцами, Плач Ярославны)
М.П. Бородин – фрагменты из оперы «Князь Игорь» (Половецкие пляски, Плач Ярославны.)
Песня «Прекрасный мир».
Техническое и материальное обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Планирумые результаты:
Познавательные:
усвоение, понимание героической темы путём встраивания её через музыкальные средства выразительности;
Регулятивные: опора на музыкально-жизненный опыт;
Коммуникативные: умение вступать в диалог с одноклассниками, учителем и учитывать их позиции, сотрудничать во время выполнения учебных заданий.
Информационные источники:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).
Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 7 класс. М. :Просвещение, 2014.
Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).
Рабочая учебная программа по музыке 5-8 класс / Демина К.В.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организ. Момент | Приветствие учеников. | Ответное приветствие учителю. | К. Ориентироваться на позицию партнёра в общении. Р. Организовывать свои действия. |
Целеполагание. | На доске или на проекторе написан следующий эпиграф: «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин» Вопрос к ученикам: «О чем идет речь в эпиграфе?» Следом указан кроссворд, в котором зашифрован сложный музыкальный жанр – балет (музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы?) Ученики его угадывают. Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора. Б.И. Тищенко и поговорим о его балете «Ярославна». | Дети активно участвуют в вопросе целеполагания урока. Отвечают на вопросы
- о театре.
Формулируют тему и цель урока | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению.
|
Актуализ. Опорных знаний | Вопрос ученикам: «Кто из русских композиторов писал балеты?»
«Мы с вами знаем, из чего состоит опера - это арии, хоры и т.д., а из чего состоит балет?» -
Русский балет славится уже несколько веков. Имена каких знаменитых балерин и танцовщиков вы знаете?
| Активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы. - Чайковский, Прокофьев, Стравинский…. па-де-де – танец двоих па-де-труа - трио гран-па – большой танец. адажио – медленный лирический танец главных героев
• Анна Павлова • Галина Уланова • Раиса Стручкова • Майя Плисецкая • Вацлав Нижинский • Михаил Барышников | П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Новые занния. | «Вернемся к теме нашего урока. Скажите, в честь какого исторического персонажа композитор назвал свой балет?» «А какое литературное произведение увековечило имена этих героев?» Вспомним действующих лиц:
«А кто из композиторов в своем творчестве прибегал к теме данного произведения» Композитор М.П. Бородин предложил слушателям классическую версию данного литературного произведения. Современную же интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Сегодня мы сравним музыку этих разных композиторов. Сведения о композиторе. Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Умер в 2010 году. Лауреат многих международных конкурсов, профессор (с 1986), народный артист России (1987). Образование: Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Позже окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Работа: С 1965 Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года вл класс композиции. Ученики. Среди его учеников огромное количество современных композиторов, оперных режиссеров, деятелей искусств. Среди сочинений Б. Тищенко - 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, 9 концертов для разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета ("Муха-"Цокотуха" по К. Чуковскому, "Двенадцать" по А . Блоку, "Ярославна" по "Слову о полку Игореве"), опера "Краденое солнце" и оперетта "Тараканище" по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции. «Скажите, как вы думаете, почему композитор выбрал именно такое название?» Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности. Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление. Запишите, пожалуйста, в тетрадь 5-7 слов, характеризующие данную музыку. Отметьте для себя, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.
После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».
Прослушивание сцены «Первая битва с половцами», сравнение ее со сценой половецких плясок в опере «Князь Игорь» М.П. Бородина. Ученики в тетради при прослушивании двух этих фрагментов должны записать в два столбика музыкальные отличия. Ответ на вопрос: «Похожи ли образы половцев у композиоров?» Слушаем музыкальный портрет главной героини под названием «Плач Ярославны» - центральный фрагмент балета, сопоставляем его с «Плачем Ярославны» у М.П. Бородина. Находим сходства и отличия. Характеризуем героиню, ориентируясь на музыкальные средства выразительности. | - в честь Ярославны – жены князя Игоря. - Слово о полку Игореве.
- М.П. Бородин опера «Князь Игорь»
Кратко записываем в тетрадь.
Предлагают свои варианты.
Слушают музыку, выполняют задание, озвучивают свои варианты.
-флейта -да
Слушают и отвечают на вопросы.
Озвучивают свои варианты.
Записывают в тетрадь отличия. Озвучивают свои варианты. Характеризуют главную героиню у Б.И. Тищенко. | Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи и письменно. Доносить свою мысль до других.
Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему |
Вокально-хоровая работа | Поем песню «Прекрасный мир». Сначала повторяем вместе, после класс делится на группы, ученики работают в команде. | Пение. |
|
Рефлексия | - С каким композитором познакомились на уроке? - Как называется произведение, которое он сочинил? - Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?
| Дети отвечают на вопросы. | Ответственность за результаты. Развитие позитивной самооценки и самоуважения |
|
|
|
|