Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества «Эрудит»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: |
«В помощь педагогам по самообразованию» |
|
|
|
|
|
|
С А М О О Б Р А З О В А Н И Е П Е Д А Г О Г А
Самообразование как инструмент профессионального роста
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Cамообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;
изучение учебной и научно-методической литературы;
ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
изучение новых программ и педагогических технологий;
ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;
повышение общекультурного уровня.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
Выбор темы самообразования и этапы работы над ней
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.
2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
3-й этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
изучение материалов глобальной сети Интернет;
участие в работе научных конференций, семинаров;
ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
ВАЖНО чтобы знания, по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться эффективно, пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Приложение №1
Примерный план работы педагога
над темой по самообразованию
Этап | Содержание работы | Срок |
1.Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | Первый год работы над темой |
2.Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Первый год работы над темой |
3. Практический | Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | Второй год (третий, четвертый) |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | Третий год (четвертый, пятый) |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Приложение №2
Структура отчета
о работе над темой по самообразованию
( I-III этапы)
1. | Ф. И. О. ПДО | |
2. | Объединение | |
3. | Индивидуальная тема | |
4 | Цель самообразования по теме | |
5 | Задачи самообразования | |
6. | Год работы над темой | |
7. | Деятельность по реализации темы | изучил литературу; познакомился с опытом работы какого-то педагога; посетил открытые занятия, мероприятия; семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале, газете и т.д. перечислить: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
По окончании работы над темой по самообразованию сдается итоговый отчет.
Итоговый отчет
по самообразованию
1. | Ф. И. О. ПДО | |
2. | Объединение | |
3. | Индивидуальная тема | |
4. | Цель самообразования по теме | |
5. | Задачи самообразования | |
6.. | Срок и период работы над темой | |
7. | Изучена литература | |
8. | Посещено открытых занятий, мероприятий, семинаров и т.д. | |
9. | Наработанный материал | |
10. | Форма представления материалов: | |
Результаты работы могут быть представлены (на выбор):
доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки. Наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
Формы представления (на выбор):
отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер-класс, открытое занятие.
Темы самообразования педагогов
| «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег |
Примерные темы самообразования |
«Проблемный метод обучения при изучении математики» |
«Эффективное развитие логического мышления у младших школьников» |
«Использование игрового метода на занятиях английского языка при обучении детей младшего школьного возраста» |
«Повышение качества и эффективности учебных занятий посредством современных педагогических технологий (методов, методик) |
Развитие познавательно - эмоционально волевых и мыслительных способностей обучающихся с помощью нестандартных методов обучения (ребусов, загадок, логических задач) |
«Организация самостоятельной работы как фактор развития познавательной деятельности обучающихся на занятиях английского языка» |
«Развитие лексических навыков на занятиях английского языка» |
«Активные формы работы с обучающимися» |
«Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии» |
«Воспитание уважительного отношения к традиционной культуре народов Кавказа посредством обучения народным танцам» |
«Развитие поликультурной личности посредством познавательной деятельности детей» |
«Совершенствование личностно-ориентированного подхода в процессе проведения занятий по национальным танцам» |
«Формирование творческой личности ребенка» |
«Организация коллективной творческой деятельности обучающихся» |
«Организация коллективной творческой деятельности обучающихся» |
«Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности» |
«Активные формы работы с обучающимися» |
«Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства» |
«Формирование творческой личности ребенка» |
«Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения технике ковровой вышивки» |
«Формирование основ музыкальной культуры в процессе восприятия музыки» |
«Формирование духовно-нравственных ценностей средствами хореографического искусства» |
«Художественно-эстетическое воспитание обучающихся на примере изобразительног8о искусства» |
«Формирование личности ребенка средствами хореографии» |
8