СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В помощь педагогам

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствование его мастерства все чаще выступает самообразование.

Просмотр содержимого документа
«В помощь педагогам»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Эрудит»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

«В помощь педагогам по самообразованию»





















С А М О О Б Р А З О В А Н И Е П Е Д А Г О Г А

Самообразование как инструмент профессионального роста

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Cамообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:

  • ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;

  • изучение учебной и научно-методической литературы;

  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • изучение новых программ и педагогических технологий;

  • ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

  • повышение общекультурного уровня.


Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

  • изучение научно-методической и учебной литературы;

  • участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.



Выбор темы самообразования и этапы работы над ней


Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Технология организации самообразования педагогов может быть пред­ставлена в виде следующих этапов:

1 -и этап - диагностический, который предусматривает создание опреде­ленного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постанов­ку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме.

2 -и этап - прогностический, который включает определение цели и задач работы над темой, разработку шагов по решению проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

3-й этап - практический, во время которого происходит накопление пе­дагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождать­ся изучением литературы.

4-й этап - обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

5-й этап - внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей ра­боты использует собственный опыт, а также занимается его распространением.


Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:


  • изучение материалов глобальной сети Интернет;

  • участие в работе научных конференций, семинаров;

  • ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.


Несколько советов занимающимся самообразованием:


ВАЖНО чтобы знания, по какому- вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться эффективно, пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.







Приложение №1


Примерный план работы педагога

над темой по самообразованию

Этап


Содержание работы

Срок

1.Диагностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Первый год работы над темой

2.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

3. Практический

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Второй год (третий, четвертый)

4. Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

Третий год (четвертый, пятый)

5. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности












Приложение №2


Структура отчета

о работе над темой по самообразованию

( I-III этапы)


1.

Ф. И. О. ПДО




2.

Объединение




3.

Индивидуальная тема







4

Цель самообразования

по теме







5

Задачи самообразования








6.

Год работы над

темой




7.

Деятельность по

реализации темы








изучил литературу; познакомился с опытом работы какого-то педагога;

посетил открытые занятия, мероприятия; семинары;

прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия;

выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале, газете и т.д.


перечислить:










Приложение № 3


По окончании работы над темой по самообразованию сдается итоговый отчет.

Итоговый отчет

по самообразованию


1.

Ф. И. О. ПДО




2.

Объединение




3.

Индивидуальная тема





4.

Цель самообразования

по теме






5.

Задачи самообразования






6..

Срок и период

работы над темой





7.

Изучена литература





8.

Посещено открытых занятий, мероприятий, семинаров и т.д.






9.

Наработанный материал





10.

Форма представления материалов:





Результаты работы могут быть представлены (на выбор):

доклад, реферат, статья в журнале, программы, дидактического материала, методического пособия, научно-методической разработки. Наработанный материал поступает в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

Формы представления (на выбор):

отчет на заседании методсовета, педсовета, семинар, практикум, тренинг, мастер-класс, открытое занятие.


Темы самообразования педагогов

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

А. Дистервег



Примерные темы самообразования


«Проблемный метод обучения при изучении математики»

«Эффективное развитие логического мышления у младших школьников»

«Использование игрового метода на занятиях английского языка при обучении детей младшего школьного возраста»

«Повышение качества и эффективности учебных занятий посредством современных педагогических технологий (методов, методик)

Развитие познавательно - эмоционально

волевых и мыслительных способностей обучающихся с помощью нестандартных методов обучения (ребусов, загадок, логических задач)

«Организация самостоятельной работы как фактор развития познавательной деятельности обучающихся на занятиях английского языка»

«Развитие лексических навыков на занятиях английского языка»

«Активные формы работы с обучающимися»

«Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии»

«Воспитание уважительного отношения к традиционной культуре народов Кавказа посредством обучения народным танцам»

«Развитие поликультурной личности посредством познавательной деятельности детей»

«Совершенствование личностно-ориентированного подхода в процессе проведения занятий по национальным танцам»

«Формирование творческой личности ребенка»

«Организация коллективной творческой деятельности обучающихся»

«Организация коллективной творческой деятельности обучающихся»

«Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности»

«Активные формы работы с обучающимися»

«Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства»

«Формирование творческой личности ребенка»

«Развитие творческой индивидуальности ребенка в процессе обучения технике ковровой вышивки»

«Формирование основ музыкальной культуры в процессе восприятия музыки»

«Формирование духовно-нравственных ценностей средствами хореографического искусства»

«Художественно-эстетическое воспитание обучающихся на примере изобразительног8о искусства»

«Формирование личности ребенка средствами хореографии»



8