СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В помощь ученику баянисту, аккордеонисту" (методичка-шпаргалка)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для широкого круга:преподавателей, обучающихся, родителей. Работая в сельской школе искусств, в которой 50 % учащихся национальности ханты, ненцы, коми, я  столкнулась с тем, что дети сложно усваивают теоретический материал,  медленнее овладевают навыками игры на инструменте. Цель "методички-шпаргалки" - простыми словами к сложным понятиям.

Просмотр содержимого документа
«"В помощь ученику баянисту, аккордеонисту" (методичка-шпаргалка)»

В помощь ученику  баянисту, аккордеонисту  (методичка-шпаргалка ) Подготовила: методист МБУ ДО «Аксарковская ДШИ» преподаватель высшей квалификационной категории Е.Н. Шевцова

В помощь ученику баянисту, аккордеонисту (методичка-шпаргалка )

Подготовила:

методист МБУ ДО «Аксарковская ДШИ»

преподаватель высшей квалификационной категории

Е.Н. Шевцова

Цель: простыми словами к сложным понятиям Задача: изучение музыкального материала в 1,2 классе ДШИ

Цель: простыми словами к сложным понятиям

Задача: изучение музыкального материала в

1,2 классе ДШИ

Структура презентации I. Знакомство с инструментом (4-10) II.Изучаем нотную грамоту (11-29) III. Средства музыкальной выразительности (30-45) IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала (46-53) V. Использованные материалы (54)   

Структура презентации

  • I. Знакомство с инструментом (4-10)
  • II.Изучаем нотную грамоту (11-29)
  • III. Средства музыкальной выразительности (30-45)
  • IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала (46-53)
  • V. Использованные материалы (54)  
 I. Знакомство с инструментом     Аккордеон  Баян Мех Левая клавиатура Правая клавиатура

I. Знакомство с инструментом Аккордеон Баян

Мех

Левая клавиатура

Правая клавиатура

Правая клавиатура  баяна   А ппликатура  «по рядам»:   1 ряд – 2 палец  2 ряд – 3 палец  3 ряд – 4 палец

Правая клавиатура баяна А ппликатура «по рядам»: 1 ряд – 2 палец 2 ряд – 3 палец 3 ряд – 4 палец

Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов ) 1 ряд - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ 2 ряд - ОСНОВНОЙ 3 ряд - МАЖОРНЫЕ   аккорды (Б) 4 ряд - МИНОРНЫЕ  аккорды (М) 5 ряд - СЕПТаккорды (7) БАСЫ АККОРДЫ

Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов )

1 ряд - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ

2 ряд - ОСНОВНОЙ

3 ряд - МАЖОРНЫЕ

аккорды (Б)

4 ряд - МИНОРНЫЕ

аккорды (М)

5 ряд - СЕПТаккорды (7)

БАСЫ

АККОРДЫ

По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить:   -  порядок диезов и бемолей   - количество знаков в тональности

По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить: - порядок диезов и бемолей - количество знаков в тональности

Аппликатура левой руки мажорной гаммы  до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до 3 2 3 4 2 4 2 3  В В В

Аппликатура левой руки

мажорной гаммы

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до

3 2 3 4 2 4 2 3

В В В

   Аппликатура левой руки минорной  гаммы  натуральный ля – си - до - ре – ми – фа – соль - ля  3 2 5 3 2 5 4 3  гармонический ля – си - до - ре – ми – фа – соль # - ля  3 2 5 3 2 5 2 3  В мелодический ля – си - до - ре – ми – фа  #  – соль  #  - ля  3 2 5 3 2 4 2 3  В В  

Аппликатура левой руки

минорной гаммы

натуральный

ля – си - до - ре – ми – фа – соль - ля

3 2 5 3 2 5 4 3

гармонический

ля – си - до - ре – ми – фа – соль # - ля

3 2 5 3 2 5 2 3

В

мелодический

ля – си - до - ре – ми – фа # – соль # - ля

3 2 5 3 2 4 2 3

В В

 

II.Изучаем нотную грамоту

II.Изучаем нотную грамоту

Нота –  знак для записи звука.  Нотный стан  – 5 линеечек, на которых пишутся ноты. Скрипичный ключ – ключ для записи звуков 1,2,3,4 октав   Басовый ключ – ключ для записи звуков большой и малой октав

Нота – знак для записи звука. Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты.

Скрипичный ключ – ключ

для записи звуков 1,2,3,4 октав

Басовый ключ – ключ для записи

звуков большой и малой октав

Длительность ноты – это продолжительность звучания

Длительность ноты – это продолжительность звучания

Считается на четыре счета 1 и 2 и 3 и 4 и

Считается на четыре счета

1 и 2 и 3 и 4 и

Считается на два счета 1 и 2 и 3 и 4 и

Считается на два счета

1 и 2 и 3 и 4 и

Считается на один счет 1 и 2 и 3 и 4 и

Считается на один счет

1 и 2 и 3 и 4 и

Считаются  2 ноты на один счет  1 и 2 и  3 и 4 и

Считаются 2 ноты на один счет

1 и 2 и

3 и 4 и

Октава  – это расстояние  от ноты до её повторения

Октава это расстояние от ноты до её повторения

 Гамма – это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз  Строение мажорной и минорной гаммы

Гамма это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз Строение мажорной и минорной гаммы

Пауза  – знак молчания,  перерыв в звучании Соответствие длительности пауз длительности нот

Пауза – знак молчания, перерыв в звучании

Соответствие длительности пауз длительности нот

Знаки альтерации

Знаки альтерации

Буквенное обозначение нот.  Диез – окончание  is  Бемоль – окончание  es    Мажор - dur минор - moll

Буквенное обозначение нот. Диез – окончание is Бемоль – окончание es

Мажор - dur минор - moll

Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте Реприза  Вольта  Фермата

Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте

  • Реприза

  • Вольта

  • Фермата
 Устойчивые Неустойчивые   ступени  ступени I III V II I IV III VI V VII I

Устойчивые Неустойчивые ступени ступени

  • I
  • III
  • V
  • II I
  • IV III
  • VI V
  • VII I
Обращения трезвучия:  секстаккорд  (терция+кварта) квартсекстаккорд  (кварта+терция)

Обращения трезвучия: секстаккорд (терция+кварта) квартсекстаккорд (кварта+терция)

Главные ступени лада  I - тоника T IV – субдоминанта S V - доминанта D

Главные ступени лада

I - тоника T

IV – субдоминанта S

V - доминанта D

Главные трезвучия лада на I ступени  - тоническое  T 5 3 на IV ступени  – субдоминантовое  S 5 3 на V ступени - доминантовое  D 5 3

Главные трезвучия лада

на I ступени - тоническое T 5 3

на IV ступени – субдоминантовое S 5 3

на V ступени - доминантовое D 5 3

Доминантовый септаккорд  с обращениями:  квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд

Доминантовый септаккорд с обращениями: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд

III.Средства музыкальной  выразительности Лад Размер Метр Ритм Штрихи Динамика Темп Музыкальная форма

III.Средства музыкальной выразительности

  • Лад
  • Размер
  • Метр
  • Ритм
  • Штрихи
  • Динамика
  • Темп
  • Музыкальная форма
Мажорный лад Минорный лад

Мажорный лад Минорный лад

Размер –  цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи.   Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя цифра говорит о том, какие эти доли по длительности

Размер цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя цифра говорит о том, какие эти доли по длительности

Ритм –   чередование длительностей.

Ритм – чередование длительностей.

Метр  - чередование сильных и слабых долей в такте. 2 4 4 4 3 4

Метр - чередование сильных и слабых долей в такте.

2 4

4 4

3

4

Штрихи – способ извлечения звука Legato    Non legato   Staccato

Штрихи способ извлечения звука

  • Legato

  • Non legato

  • Staccato
Динамика  – громкость звука f форте - громко p   пиано - тихо mf   не очень громко mp   не очень тихо crechendo  – постепенно усиливать силу звука diminuendo  – постепенно уменьшать силу звука

Динамика – громкость звука

  • f форте - громко
  • p пиано - тихо
  • mf не очень громко
  • mp не очень тихо
  • crechendo – постепенно усиливать силу звука
  • diminuendo – постепенно уменьшать силу звука
Темп -  скорость исполнения Медленные темпы:  Adagio - медленно  Largo - широко  Lento - протяжно  Andante – не спеша  Быстрые темпы:  Allegro - быстро  Presto - очень быстро  Vivo - живо

Темп - скорость исполнения

  • Медленные темпы:

Adagio - медленно

Largo - широко

Lento - протяжно

Andante – не спеша

  • Быстрые темпы:

Allegro - быстро

Presto - очень быстро

Vivo - живо

Умеренные темпы :  Moderato - умеренно  Andantino – быстрее, чем andante,  Allegretto - медленнее, чем allegro  Sostenuto - сдержанно
  • Умеренные темпы :

Moderato - умеренно

Andantino – быстрее, чем andante,

Allegretto - медленнее, чем allegro

Sostenuto - сдержанно

Музыкальная форма –  это строение музыкального произведения.    Самая маленькая музыкальная форма – ПЕРИОД.  Строение музыкальной формы ПЕРИОД предложение фраза мотив фраза мотив мотив предложение мотив фраза мотив фраза мотив мотив мотив

Музыкальная форма – это строение музыкального произведения.

Самая маленькая музыкальная форма – ПЕРИОД.

Строение музыкальной формы

ПЕРИОД

предложение

фраза

мотив

фраза

мотив

мотив

предложение

мотив

фраза

мотив

фраза

мотив

мотив

мотив

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫВАЮТ МАЛЫЕ Простые Сложные  Период  Простая двухчастная  Простая трёхчастная  Сложная двухчастная  Сложная трёхчастная КРУПНЫЕ  Вариации  Рондо  Сонатная

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫВАЮТ

МАЛЫЕ

Простые

Сложные

  • Период
  • Простая двухчастная
  • Простая трёхчастная
  • Сложная двухчастная
  • Сложная трёхчастная

КРУПНЫЕ

  • Вариации
  • Рондо
  • Сонатная
Двухчастная  музыкальная форма Первый период Первое предложение Второе предложение Второй период Новое предложение Реприза 1-ого или 2-ого предложения

Двухчастная музыкальная форма

Первый период

Первое предложение

Второе предложение

Второй период

Новое предложение

Реприза

1-ого или

2-ого предложения

Простая трёхчастная форма 1 часть (экспозиция) 1-ый период 2 часть 2-ой период  3 часть 3-ий период (реприза) 1-ый период Новый музыкальный материал 2-ой период

Простая трёхчастная форма

1 часть

(экспозиция)

1-ый период

2 часть

2-ой период

3 часть

3-ий период

(реприза)

1-ый период

Новый музыкальный материал

2-ой период

Форма – вариации  (видоизменение темы)  Тема 1-ая вариация 2-ая вариация 3-я вариация

Форма – вариации (видоизменение темы)

Тема

1-ая вариация

2-ая вариация

3-я вариация

Музыкальная форма –  рондо (круг) рефрен 1-ый эпизод рефрен 2-ой эпизод рефрен

Музыкальная форма – рондо (круг)

рефрен

1-ый эпизод

рефрен

2-ой эпизод

рефрен

Сонатная форма 1 раздел (экспозиция) Главная партия 2 раздел ( ГП ) Основная тональность Побочная партия (разработка) 3 раздел Родственные тональности ( ПП ) Развитие партий экспозиции (реприза) Главная партия Новые тональности ( ГП ) Основная тональность Побочная партия ( ПП ) Основная тональность

Сонатная форма

1 раздел

(экспозиция)

Главная партия

2 раздел

( ГП )

Основная тональность

Побочная партия

(разработка)

3 раздел

Родственные тональности

( ПП )

Развитие партий экспозиции

(реприза)

Главная партия

Новые тональности

( ГП )

Основная тональность

Побочная партия

( ПП )

Основная тональность

IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала!

IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала!

Задание придумай сам!

Задание придумай сам!

Раздагай кроссворд! 3  По вертикали Гамма до -… Вторая нота звукоряда Одновременное сочетание  звуков  По горизонтали Главная нота Знак, при помощи которого,  записывается музыка. 3 . Название песни. 1 2  3  2 1

Раздагай кроссворд!

3

По вертикали

  • Гамма до -…
  • Вторая нота звукоряда
  • Одновременное сочетание

звуков

По горизонтали

  • Главная нота
  • Знак, при помощи которого,

записывается музыка.

3 . Название песни.

1

2

3

2

1

Ответы на кроссворд 3 А 1 2 Мурлыка Л Ы К А Р М 3 У А  Е К О А Т Н 2 Ж о Р р Д 1 О

Ответы на кроссворд

3

А

1

2

Мурлыка

Л

Ы

К

А

Р

М

3

У

А

Е

К

О

А

Т

Н

2

Ж

о

Р

р

Д

1

О

Подумай и найди ошибки! Andante очень быстро Moderato медленно Largo умеренно Presto протяжно Allegretto широко Andantino быстро Lento живо Vivo не спеша Allegro неторопливо Adagio очень быстро

Подумай и найди ошибки!

  • Andante очень быстро
  • Moderato медленно
  • Largo умеренно
  • Presto протяжно
  • Allegretto широко
  • Andantino быстро
  • Lento живо
  • Vivo не спеша
  • Allegro неторопливо
  • Adagio очень быстро
V.Использованные материалы Методическая литература для баяна и аккордеона Личный опыт работы с детьми Интернет-ресурсы

V.Использованные материалы

  • Методическая литература для баяна и аккордеона
  • Личный опыт работы с детьми
  • Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание! Надеюсь, подготовленный материал, будет удобной «шпаргалкой» в работе преподавателя и ученика! shievtsova67@mail.ru

Спасибо за внимание!

Надеюсь, подготовленный материал,

будет удобной «шпаргалкой» в работе

преподавателя и ученика!

[email protected]