В помощь ученику баянисту, аккордеонисту (методичка-шпаргалка )
Подготовила:
методист МБУ ДО «Аксарковская ДШИ»
преподаватель высшей квалификационной категории
Е.Н. Шевцова
Цель: простыми словами к сложным понятиям
Задача: изучение музыкального материала в
1,2 классе ДШИ
Структура презентации
- I. Знакомство с инструментом (4-10)
- II.Изучаем нотную грамоту (11-29)
- III. Средства музыкальной выразительности (30-45)
- IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала (46-53)
- V. Использованные материалы (54)
I. Знакомство с инструментом Аккордеон Баян
Мех
Левая клавиатура
Правая клавиатура
Правая клавиатура баяна А ппликатура «по рядам»: 1 ряд – 2 палец 2 ряд – 3 палец 3 ряд – 4 палец
Левая клавиатура баяна и аккордеона ( название рядов )
1 ряд - ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
2 ряд - ОСНОВНОЙ
3 ряд - МАЖОРНЫЕ
аккорды (Б)
4 ряд - МИНОРНЫЕ
аккорды (М)
5 ряд - СЕПТаккорды (7)
БАСЫ
АККОРДЫ
По ОСНОВНОМУ ряду левой клавиатуры можно определить: - порядок диезов и бемолей - количество знаков в тональности
Аппликатура левой руки
мажорной гаммы
до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до
3 2 3 4 2 4 2 3
В В В
Аппликатура левой руки
минорной гаммы
натуральный
ля – си - до - ре – ми – фа – соль - ля
3 2 5 3 2 5 4 3
гармонический
ля – си - до - ре – ми – фа – соль # - ля
3 2 5 3 2 5 2 3
В
мелодический
ля – си - до - ре – ми – фа # – соль # - ля
3 2 5 3 2 4 2 3
В В
II.Изучаем нотную грамоту
Нота – знак для записи звука. Нотный стан – 5 линеечек, на которых пишутся ноты.
Скрипичный ключ – ключ
для записи звуков 1,2,3,4 октав
Басовый ключ – ключ для записи
звуков большой и малой октав
Длительность ноты – это продолжительность звучания
Считается на четыре счета
1 и 2 и 3 и 4 и
Считается на два счета
1 и 2 и 3 и 4 и
Считается на один счет
1 и 2 и 3 и 4 и
Считаются 2 ноты на один счет
1 и 2 и
3 и 4 и
Октава – это расстояние от ноты до её повторения
Гамма – это 8 звуков, расположенных по-порядку вверх или вниз Строение мажорной и минорной гаммы
Пауза – знак молчания, перерыв в звучании
Соответствие длительности пауз длительности нот
Знаки альтерации
Буквенное обозначение нот. Диез – окончание is Бемоль – окончание es
Мажор - dur минор - moll
Ремарки – знаки, указывающие на сокращение текста, изменение темпа и другие знаки в тексте
Устойчивые Неустойчивые ступени ступени
Обращения трезвучия: секстаккорд (терция+кварта) квартсекстаккорд (кварта+терция)
Главные ступени лада
I - тоника T
IV – субдоминанта S
V - доминанта D
Главные трезвучия лада
на I ступени - тоническое T 5 3
на IV ступени – субдоминантовое S 5 3
на V ступени - доминантовое D 5 3
Доминантовый септаккорд с обращениями: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
III.Средства музыкальной выразительности
- Лад
- Размер
- Метр
- Ритм
- Штрихи
- Динамика
- Темп
- Музыкальная форма
Мажорный лад Минорный лад
Размер – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной записи. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя цифра говорит о том, какие эти доли по длительности
Ритм – чередование длительностей.
Метр - чередование сильных и слабых долей в такте.
2 4
4 4
3
4
Штрихи – способ извлечения звука
Динамика – громкость звука
- f форте - громко
- p пиано - тихо
- mf не очень громко
- mp не очень тихо
- crechendo – постепенно усиливать силу звука
- diminuendo – постепенно уменьшать силу звука
Темп - скорость исполнения
Adagio - медленно
Largo - широко
Lento - протяжно
Andante – не спеша
Allegro - быстро
Presto - очень быстро
Vivo - живо
Moderato - умеренно
Andantino – быстрее, чем andante,
Allegretto - медленнее, чем allegro
Sostenuto - сдержанно
Музыкальная форма – это строение музыкального произведения.
Самая маленькая музыкальная форма – ПЕРИОД.
Строение музыкальной формы
ПЕРИОД
предложение
фраза
мотив
фраза
мотив
мотив
предложение
мотив
фраза
мотив
фраза
мотив
мотив
мотив
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БЫВАЮТ
МАЛЫЕ
Простые
Сложные
- Период
- Простая двухчастная
- Простая трёхчастная
- Сложная двухчастная
- Сложная трёхчастная
КРУПНЫЕ
Двухчастная музыкальная форма
Первый период
Первое предложение
Второе предложение
Второй период
Новое предложение
Реприза
1-ого или
2-ого предложения
Простая трёхчастная форма
1 часть
(экспозиция)
1-ый период
2 часть
2-ой период
3 часть
3-ий период
(реприза)
1-ый период
Новый музыкальный материал
2-ой период
Форма – вариации (видоизменение темы)
Тема
1-ая вариация
2-ая вариация
3-я вариация
Музыкальная форма – рондо (круг)
рефрен
1-ый эпизод
рефрен
2-ой эпизод
рефрен
Сонатная форма
1 раздел
(экспозиция)
Главная партия
2 раздел
( ГП )
Основная тональность
Побочная партия
(разработка)
3 раздел
Родственные тональности
( ПП )
Развитие партий экспозиции
(реприза)
Главная партия
Новые тональности
( ГП )
Основная тональность
Побочная партия
( ПП )
Основная тональность
IV. Разминка для ума и закрепление изученного материала!
Задание придумай сам!
Раздагай кроссворд!
3
По вертикали
- Гамма до -…
- Вторая нота звукоряда
- Одновременное сочетание
звуков
По горизонтали
- Главная нота
- Знак, при помощи которого,
записывается музыка.
3 . Название песни.
1
2
3
2
1
Ответы на кроссворд
3
А
1
2
Мурлыка
Л
Ы
К
А
Р
М
3
У
А
Е
К
О
А
Т
Н
2
Ж
о
Р
р
Д
1
О
Подумай и найди ошибки!
- Andante очень быстро
- Moderato медленно
- Largo умеренно
- Presto протяжно
- Allegretto широко
- Andantino быстро
- Lento живо
- Vivo не спеша
- Allegro неторопливо
- Adagio очень быстро
V.Использованные материалы
- Методическая литература для баяна и аккордеона
- Личный опыт работы с детьми
- Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание!
Надеюсь, подготовленный материал,
будет удобной «шпаргалкой» в работе
преподавателя и ученика!
[email protected]