МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Краснодарского края
Н. В. Ищенко
«В. В. Маяковский. Трагическое одиночество поэта в современном мире.»
методическая разработка урока
Краснодар-2021
Учебная дисциплина ОУД.02 Литература
Преподаватель Ищенко Наталья Викторовна
Рассмотрена
на заседании УМО гуманитарных дисциплин
Протокол № __ от «___» ____ 20__ г.
Председатель ________ / Ищенко Н.В.
Учебно-методическая карта урока
Дисциплина: ОУД.02 Литература
Тема урока: В.В. Маяковский. Трагическое одиночество поэта в современном мире.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Вид урока: Комбинированный
Триединая дидактическая цель
Образовательный аспект: систематизировать и углубить знания о жизни и творчестве В. В. Маяковского на основе сочетания хронологического и проблемно-тематического принципов, раскрыть на конкретном материале произведений поэта художественное новаторство, слитность нового содержания и новой формы.
Развивающий аспект: развивать читательские умения и навыки филологического анализа художественного текста, формировать интерес к учебно-исследовательской и учебно-практической деятельности, способствовать становлению самостоятельного творческого мышления.
Воспитательный аспект: поддерживать интерес к изучению литературы как особой формы познания жизни, воспитывать стремление к созданию собственного речевого высказывания, формировать общекультурные и коммуникативные компетенции.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.
Технологии: личностно-ориентированная, проектный метод с использованием компьютерных технологий, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Обеспечение урока: раздаточный материал (тексты стихотворений В. В. Маяковского ), мультимедийная презентация.
Материал для словарно-семантической работы: системы стихосложения, тоническое стихосложение, футуризм, неологизмы, социалистический реализм, патриотизм, сатира, гротеск.
Литература:
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2018.
2. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
3. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учебное пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2015.
4. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2016.
5. Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2015.
6. Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2017.
Этапы урока
Структурные элементы урока, методы обучения | Содержание этапа | Время |
1. Организационный момент Метод: беседа | Проверка готовности аудитории к занятию. Тема: Новаторство творчества В. В. Маяковского. Постановка целей: преподаватель знакомит студентов с целями занятия, поясняет, что для эффективной работы и достижения поставленной цели необходимо внимание, собранность, иметь на рабочем столе тетради, ручки, карандаши, учебники Цели: систематизировать и углубить знания о жизни и творчестве В. В. Маяковского на основе сочетания хронологического и проблемно-тематического принципов, раскрыть на конкретном материале произведений поэта художественное новаторство, слитность нового содержания и новой формы. | 1 минута |
2. Проверка домашнего задания Метод: фронтальный, индивидуальный опрос | Проверка наличия у студентов группы письменного задания «Хронологическая таблица жизни и творчества В. В. Маяковского; индивидуального задания: «Триумф и трагедия В. В. Маяковского» (студент читает сообщение). | 5 минут |
3.Вызов. «Корзина» понятий. Метод: информация для размышления | Преподаватель знакомит студентов с громким вступлением Маяковского в литературу, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала, беседа по содержанию стихотворения «Нате». Записываются термины по теме: неологизмы, сатира, гротеск. В процессе студенты демонстрируют первичные знания по изучаемой теме, составляется «Корзина» понятий. | 10 мин. |
4. Реализация смысла Метод: лекция преподавателя и студента, самостоятельная работа | Происходит непосредственный контакт с новой информацией, преподаватель с планом лекции: 1. Раннее творчество Маяковского. Связь с футуризмом. Художественное новаторство. 2. Этапы сатиры Маяковского (сатирические гимны «Гимн судье», «Гимн обеду», « Окна Роста», «О дряни», «Прозаседавшиеся» и другие). 3. Патриотическая лирика В. В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте – пароходу и человеку»). Знакомство с автобиографией поэта, анализ стихотворений, новый теоретический материал способствуют усвоению новых знаний и применению их в практической деятельности. | 20 мин. |
5. Актуализация знаний, отработка умений и навыков Метод: объяснение, работа в группах, самостоятельная работа,беседа | Преподаватель предлагает выполнить задания обобщающего характера, которые помогают систематизировать знания. Студенты по группам анализируют стихотворения «О дряни», « Прозаседавшиеся» , «Стихи о советском паспорте», записывают выводы. | 35 мин. |
Физкультминутка | Комплекс упражнений для глаз | 4 минуты |
6. Рефлексия Метод: фронтальный опрос по применению новых знаний | Преподаватель проводит фронтальный опрос по изученному материалу. Просмотр презентации, подготовленной студентом под руководством преподавателя. | 10 минут |
7. Подведение итогов Метод: рассказ-информация | Преподаватель подводит итоги, формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии, правильные и полные ответы на вопрос, обращает внимание на то, что не все студенты готовы правильно оценить свою работу, последовательно и четко изложить свои мысли, напоминает о необходимости исправить ситуацию. | 2 минуты |
8. Задание на дом Метод: объяснение | Преподаватель комментирует домашнее задание: 1.Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…» 2.Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы. 3.Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях. 4.Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное) | 3 минуты |
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Познакомиться с биографией В. В. Маяковского, составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта.
Подготовить выразительное чтение стихотворений В. В. Маяковского («Нате», «Адище города», «Прозаседавшиеся», «Стихи о советском паспорте»).
Индивидуальное задание (сообщение «Триумф и трагедия В. В. Маяковского»).
Вызов. «Корзина» идей.
Слово преподавателя:
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам творчества яркого и неординарного поэта, жившего на рубеже 19-20 веков, Владимира Владимировича Маяковского. Основная задача урока – сформировать навыки анализа стихотворений поэта, ощутить поэтическое новаторство Маяковского и через призму хронологического и жанрово-проблемного принципов изучения материала понять масштабность личности поэта.
19 октября 1913 года на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной публики двадцатилетний Маяковский, автор двух десятков стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, и в пространстве зала прозвучал дрожащий от напряжения необыкновенного тембра бас. Поэт декламировал, размахивая рукавами своей несуразной желтой блузы.
Чтение стихотворения «Нате»
За столиками воцарилась тишина, затем в зале зашикали, кто-то неуверенно свистнул, дамы смущенно стали прятать руки, уснащенные бриллиантами. Зал вдруг взорвался, послышались оглушительные свистки, в поэта полетели объедки, раздался истерический крик «Долой!».
Таким ворвался в литературу Маяковский. В стихотворении звучит протест против несовершенства мироустройства, несоответствия мечты и действительности.
Беседа с аудиторией
- Какие чувства овладели поэтом? ( Маяковский страдает от того, что не понят и одинок. Он ищет человека-друга. Как важно иметь его рядом. Поэт любит людей, устремляется к ним, но вместо людей перед ним какие-то загадочные существа, безликие, бессердечные. Цинизм – оборотная сторона его протестующего и воинствующего одиночества).
- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? (Автор противопоставляет себя богатым, объевшимся буржуа, которые поэзию воспринимают как десерт)
- В чем смысл противопоставления лирического героя и толпы? Почему лирический герой называет себя «грубым гунном», есть ли для этого основания в стихотворении? (Поэт видит себя одиноким, которого не понимают, но все равно рвется в бой)
- Как вы понимаете строки: «Все вы на бабочку поэтиного сердца|взгромоздились, грязные, в калошах и без калош»? ( Это авторская метафора, где сравнивается сердце поэта с хрупкими крыльями бабочки)
- Каким видит себя лирический герой, только ли «грубым гунном»? (И кривлякой, клоуном, и хулиганом, готовым к бесчинствам, но в то же время – ранимым и одиноким).
- Вот так, во многих стихотворениях Маяковского лирический герой – неизменный участник поэтического действа.
IV. Реализация смысла.
1. Слово преподавателя:
- Итак, давайте проникнем в тайны своеобразного мироощущения поэта при помощи фактов его биографии и творчества. Запишите план исследовательской работы:
1. Раннее творчество Маяковского. Связь с футуризмом. Художественное новаторство.
2. Этапы сатиры Маяковского (сатирические гимны «Гимн судье», «Гимн обеду», « Окна Роста», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Маруся отравилась» и другие).
3. Патриотическая лирика В. В. Маяковского («Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте – пароходу и человеку»).
- Послушаем автобиографию В. В. Маяковского «Я сам»
2. Выступление студента, вопросы к аудитории:
– Где родился поэт, каков состав его семьи?
– Какие детские воспоминания он отбирает для своей автобиографии, какие жизненные и творческие принципы поэта они позволяют осмыслить?
(гл. “1 воспоминание”, “2 воспоминание”, “Дурные привычки”, “Работа”)
(гл. “Необычайное”, “Корни романтизма”, “Первая книга”, “Гимназия”, “Нелегальщина”;романтизм, нравственные принципы, интерес к живописи).
– Как формировались литературные и общехудожественные вкусы поэта?
(“Чтение”, “11 бутырских месяцев”, “Начало мастерства”, “В курилке” )
– Каковы причины выхода поэта из партии большевиков?
(“Так называемая дилемма”).
3. Слово преподавателя:
-Из автобиографии поэта мы узнали, что творческий путь Маяковского начинается со знакомства с Давидом Бурлюком и увлечения футуризмом.
Футуризм – одно из течений «Серебряного века» наряду с символизмом и акмеизмом, вспомните основные его принципы.
Студенты:
- Слово «футуризм» происходит от латинского слова «будущее», другое название «будетляне». Футуристы пытались полностью порвать с традиционной культурой, утверждая новую эстетику – эстетику будущего.
Преподаватель:
- Верно, для них все начиналось с разрыва с современностью и историей. Будущее мыслится как нечто абсолютно новое, ничем не связанное с настоящим. Но это будущее должны были понять и принять все и сразу. Футуристы презирали современность, считали, что старый мир должен быть выброшен на мусорную свалку истории. Но одновременно они страстно хотели быть услышанными и понятыми теми, кого презирали.
Борьбу с современностью они вели по нескольким направлениям сразу. Вспомним их манифесты: «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое», «Доители изнуренных жаб», «Дохлая луна», соавтором которых являлся Маяковский.
Принципы футуризма:1.Отрицание русской классической литературы. 2. Эпатаж как средство выразительности. 3. Словотворчество и словоновшество. 4. Освобождение слова от смысла.5. Неприятие буржуазной морали. 6. Устремленность в будущее.
Основные темы и мотивы поэзии раннего Маяковского и русского футуризма вообще – вызов существующему строю, общественному благополучию, желание взорвать устоявшиеся представления о поэзии, неудовлетворенность сложившимся порядком и смутная жажда яркой и необычной новизны.
Борьба за искусство и общество будущего для футуристов вылилась в борьбу с современной им действительностью, которую они считали пошлой, бездуховной, пропитанной ложью, материальными заботами. С тем, что принято называть буржуазной действительностью. Поэтому основные темы поэмы «Облако в штанах» Маяковский определяет так: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой вашу религию!». «Вашу» - это, прежде всего, буржуазную, довольную собой, глухую к чужой боли, равнодушную к подлинному искусству. Необычными, вызывающими были даже названия стихотворений: «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Мама и убитый немцами вечер», «Флейта-позвоночник».
4. Идейно-художественный анализ стихотворения «Адище города»
- Каковы тема и идея данного стихотворения? (Тема - город, идея – губительный фактор урбанизации для человека).
- Какой образ возникает при чтении стихотворения? (Каменные дома, провода, гул машин и трамваев, скрежет металла и среди всего этого «старикашка шарит очки»).
-Какие художественные средства использует Маяковский? (Гиперболы «адище города», олицетворения «трамвай взметнул зрачки», метафоры……..
- Можно ли утверждать, что здесь Маяковский – стопроцентный футурист? (Нет, так как для футуристов главное – эксперимент со словом, а не смысл. У Маяковского тема стихотворения ясна).
Чтение стихотворений «Вам», «А вы могли бы?», «Из улицы в улицу».
- В чем же новаторство ранней поэзии Владимира Маяковского? Во-первых, в стремлении говорить «языком улицы», грубым языком о грубой правде жизни. Во-вторых, в желании разрушить сложившуюся в обществе систему ценностей. Футуристы и ранний Маяковский декларируют необходимость пробуждения в человеке неудовлетворенности тем, что есть, и желания пересоздать мир и себя. В-третьих, в попытках изменить место и роль поэзии в жизни общества. Поэзия должна стать идеологией, т. е. учебником, сборником ответов на вопросы «что такое хорошо и что такое плохо». В-четвертых, поэтический словарь был расширен Маяковским за счет неологизмов: мещанье, двухметроворостая, серпастый, молоткастый, громадье, человечье и т. д.
Наконец, в изменении законов построения стиха. Футуристы и ранний Маяковский хотели уйти от размытого, привычного, «гладкого» поэтического слова. Призывы «сбросить Пушкина с корабля современности», утверждения о том, что они, футуристы, создают нечто небывалое, - все это своеобразная игра, способ привлечения к себе внимания публики. Порвать с традицией нельзя. Ее можно только переосмыслить. Чем, на самом деле, и занимался Маяковский. Который, кстати, знал наизусть роман Пушкина «Евгений Онегин», множество стихотворений Лермонтова, Некрасова, поэтов-современников. Да, футуристы заявляли о своей приверженности будущему. О том, что именно они приближают его в своем творчестве. Но основной формой приближения и утверждения прекрасного будущего для Маяковского стало неприятие современности. Раннее творчество Маяковского – это эпатаж, бунт, борьба. Но были и другие стихотворения, которые говорили о том, что за внешней грубостью скрывается нежная и ранимая душа поэта. Например, стихотворение «А вы могли бы?». Искренняя, трогательно-доверительная интонация этого стихотворения связана с поиском Маяковским морально-психологической опоры в реальном мире. Это отразилось в стихотворении «Послушайте!» (студент читает стихотворение «Послушайте!»).
Да, в творчестве раннего Маяковского соседствуют и переплетаются вызов, нарочитая грубость, хулиганство (один из фильмов, в котором снялся до революции Маяковский, так и называется – «Барышня и хулиган»), и удивительная нежность, ранимость, незащищенность.
Именно в ранний период творчества начинает формироваться поэтика Маяковского.
5. Системы стихосложения. Тонический стих Маяковского. Поэтика Маяковского.
Системы стихосложения – это различные системы организации стихотворной речи, возникающей благодаря ее особой ритмической, звуковой, строфической структуре. Вам известны такие системы стихосложения, как силлабическое (слоговое) и силлабо-тоническое (ударно-слоговое). При силлабическом стихосложении ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Силлабо-тоническое стихосложение в основе своей имеет равенство числа слогов в строке, количества и места ударений в стихотворных строках.
Тоническое стихосложение (от греч. «тонос» - ударение) – это система стихосложения, в которой ритмика стиха организуется относительной выравненностью количества ударных слогов по стихотворным строкам, число же слогов в строке и безударных слогов между ударениями здесь произвольно. В тоническом стихе резко повышается роль слов, несущих ударение, и пауз в организации ритма.
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
Уже в ранний период творчества Маяковский ориентируется на традиции русской классической русской сатиры Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, что проявляется в форме и содержании его произведений, например в приемах иронии и гротеска. Образный строй произведений Маяковского не мыслится также без гиперболы («скоро криком издерется рот»), развернутых метафор (ноги подкашиваются у нервов, «пожар сердца»), неологизмов (прозаседавшиеся, молоткастый). Однако только тесным взаимодействием всех изобразительных средств достигает поэт той силы чувства, какой покоряет его стих.
Особая роль в лирике Маяковского принадлежит лирическому герою (лирическому «я»), который не может прямолинейно отождествляться с личностью поэта, хотя между ними и существует единство. Лирический образ создается с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла. Лирический герой Маяковского своеобразен, он вездесущ, в поэме «Человек» образ Человека – это сам поэт, которого мучает разобщенность людей, он не может быть счастлив, пока несчастны другие.
6.Этапы сатиры Маяковского.
Творчество Маяковского неотделимо от понятия сатиры (сатира – злое высмеивание пороков человека и общества). Конечно, это следствие оригинальности его лирического героя, прямого соучастника поэтического действа, гиперболического и гротескного. Местоимение «я» популярно у поэта. Объекты сатиры менялись в зависимости от исторических перепетий, выделяют 3 этапа сатиры В. В. Маяковского.
1 этап сатиры относится к 1915-1916 годам, когда поэт был сотрудником журнала «Новый Сатирикон». Маяковский публикует знаменитые сатирические гимны «Гимн обеду», «Гимн критику», «Гимн судье» и другие, в них он использует принцип поэтического славословия.
Чтение стихотворений «Гимн обеду», «Гимн судье».
2 этап сатиры начинается с 1918 года, годовщины Октября. Маяковский вместе с Мейерхольдом и Аверченко пишут пьесу «Мистерия-буфф», впоследствии из этой пьесы вышли агитки, плакаты, сказки и т. д. знаменитых «Окон РОСТА».
В период гражданской войны Маяковский с другими поэтами и художниками рисовал плакаты «Окон РОСТА» (Российское телеграфное агентство). Сегодня это напомнило бы комиксы – картинки с надписями. Эти плакаты поддерживали патриотизм красноармейцев во время интервенции.
3 этап относится к 1920-м годам, теперь Маяковский рьяно и беспощадно борется с внутренними беспорядками в стране, мешающими построению нового общественного строя, о котором так мечтал поэт: мещанством и бюрократизмом ( «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Подлиза», «Сплетник», «Бюрократиада», «Служака» и другие).
7. Патриотическая лирика В. В. Маяковского
Слово преподавателя:
- Лирика Владимира Маяковского пронизана патриотическим пафосом. На примере
стихотворения «Стихи о советском паспорте», написанном в 193…году мы рассмотрим своеобразие решения данной темы. Маяковского, зачастую скрывающегося под маской хулигана, очень волновало все, что связано с родной страной. Об Октябрьской революции он сказал: «Моя революция», а далее клеймил позором вся и всех, мешающих построению нового счастливого общества. Стихотворение «Стихи о советском паспорте» демонстрирует гордость поэта за принадлежность к советской стране.
В основе сюжета стихотворения – проверка паспортов на таможне. Композиция:
1.Обрамление (ненависть к бюрократизму).
2. Основная часть (проверка паспортов на таможне).
3. Обрамление (гордость поэта за принадлежность к СССР).
Студент выразительно читает стихотворение «Стихи о советском паспорте».
В стихотворнии Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» исключительное значение приобретают внутристиховые паузы, при помощи которых акцентируется внимание на отдельных словах, словосочетаниях, слогах. И дело не только в чисто "логическом» выделении слов. Паузы в стихотворении Маяковского — это, так сказать, «мхатовские паузы», наполненные глубоким эмоциональным содержанием. Каждое новое звено стихотворной речи при вдумчивом чтении и выразительном исполнении наполняется новыми оттенками мысли и чувства. Кроме того, для Маяковского важен не только общий ритмический рисунок стихотворения — исключительное значение приобретает движение ритма, ритмические варианты. Ритм и интонация, оттеняя содержание, развиваются внутри каждого фрагмента, каждой строфы. Покажем это на стихах первой строфы стихотворения «Товарищу Нетте"...»:
Я недаром вздрогнул,
Не загробный вздор.
Крайнее потрясение поэта передано при помощи значительной внутристиховой паузы (стих состоит из двух самостоятельных предложений), повторов звуков и звукосочетаний р, др,гр.
В порт
горящий,
как расплавленное лето...
Напряжение нарастает, число' пауз в стихе увеличивается до трех. Паузы выделяют метафору горящий. Перед нашим взором уже картина грандиозного пожара. И только последняя ступенька стихотворной лесенки дает возможность понять, что речь идет о закате солнца. Зарисованный поэтом пейзаж предельно экспрессивен. Он готовит к рассказу о драматических событиях:
..разворачивался и входил
товарищ «Теодор
Нетте».
Медленно, неторопливо движется стих, и это соответствует картине медленного движения корабля. Заметим, кстати: мы лишь догадываемся о том, что речь идет о пароходе... «Входил товарищ „Теодор Нетте"» — пароход и человек сразу соотносятся, взаимозаменяются. Имя и фамилия героя выделены. Слово «Теодор» стоит в сильной позиции, в конце стиха. Фамилия «Нетте» занимает целый стих...
Продолжив подобный комментарий, мы увидели бы, как речь потрясенного человека сменяется интонацией задушевной беседы, а затем патетической интонацией Клятвы верности делу построения коммунизма, за которое Нетте отдал жизнь, как стих помогает поэту выразить каждое из этих переживаний.
V. Актуализация знаний. Отработка умений и навыков.
- Проанализируйте стихотворения «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Стихи о советском паспорте» по плану:
1.Тема, идея стихотворения.
2.Выпишите цитаты, демонстрирующие основную мысль стихотворения.
3. Найдите и запишите художественно-изобразительные средства стихотворения.
(Задание письменное).
4.Найти в стихотворении «Стихи о советском паспорте» неологизмы, вульгаризмы.
VI. Рефлексия.
-Назовите основные направления творчества В. В. Маяковского, произведения, отражающие основные темы творчества.
Просмотр презентации по творчеству В. В. Маяковского.
VII. Подведение итогов. Оценивание.
VIII.Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову…»
Сделать анализ стихотворений с точки зрения содержания и формы.
Сравнить образ лирического героя во всех трех стихотворениях.
Подготовить презентацию на тему «Любовь в жизни В. Маяковского» (задание индивидуальное).