СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. (А.Лиханов "Последние холода")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить с учащимися разговор-раздумье о трудностях военного времени, о сложностях человеческих отношении, о том, как самоотверженно и достойно перенесли дети лишения военных лет.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. (А.Лиханов "Последние холода")»

Урок внеклассного чтения по книге Альберта Лиханова

«Последние холода» (6 класс).


Тема урокаВеликая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы.

Альберт Лиханов. «Последние холода» (внеклассное чтение)


Цель урокаПродолжить с учащимися разговор – раздумье о трудностях военного времени, о сложностях человеческих отношений, о том, как самоотверженно и достойно перенесли дети лишения военных лет.

Развитие интереса к истории своей семьи и государства.


Оборудование: (на доске):

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

А.Т.Твардовский


«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны…и может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не давайте им забыть!»

(А.Лиханов)


Оборудование:

1. Газеты о писателе А.Лиханове, выпущенные учениками 6 «А» класса.

2. Иллюстрации к повести «Последние холода», выполненные учащимися 6 «А» класса.

3 Грамзапись (песня «Хотят ли русские войны»).


  1. Слово учителя: (на фоне клипа «Хотят ли русские войны»)

Вот уже более 75 лет отделяют нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Поэтому важно собирать, хранить, передавать из поколения в поколения то, что нам ещё могут рассказать очевидцы или те, кто помнит по рассказам очевидцев, как всё это было.

Эта война была по защите не только своей территории, но и по защите простого права жить на своей земле своей жизнью. Поэтому каждый старался внести свой вклад в приближение победы, нет ни одной семьи, которой бы война не коснулась. И хочется верить, что нет семей, где забыли о своих родных, защитивших нашу землю.

Прошло более 75 лет со дня Великой Победы. Значит, это о нашем времени писал поэт Сергей Орлов:

Чтение стихотворения подготовленным учеником:


Когда это будет – не знаю.

В тени белоствольных берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слёз…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны… С.Орлов


Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Все мы знаем, как трудно было во время войны. Трудно было всем, а особенно детям.

В те страшные, горестные годы войны дети быстро взрослели. И не удивительна ранняя гражданственность этих ребят: в тяжкое для страны время они сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. В дни войны были сотни таких ребят. Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времён войны! Честь и слава им!

Чтение стихотворения подготовленным учеником:


Гнездо родное сожжено врагами.

Отец в солдатах. На чужбине мать…

Вам приходилось видеть под ногами

Птенцов, не научившихся летать?

Какие невозможные усилья,

Чтоб жить, им надо делать каждый миг!

Ещё для взлёта не окрепли крылья,

А уж глаза грустят, как у больших…

Я встретил их под раненой берёзой

В прифронтовой непрочной тишине.

И вздрогнул от нежданного вопроса:

- Скажите, дядя, где конец войне?

(П. Железнов. «Дети»)


Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, болезнями, голодом, холодом и разлуками. О том, как вели себя дети в тяжелейших ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, мы должны знать и помнить.

До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Гитлеровцы поставили перед собой цель – у захваченных народов нет будущего! А будущее – это дети. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои Большой Войны… Дети войны… Они вписали свои строки в страшную историческую летопись и заслуживают не только памяти, но и нашего внимания и глубочайшего уважения.

Сегодня мы будем говорить о писателе, который во время войны был ребёнком. Имя его – Альберт Анатольевич Лиханов.

  1. Рассказ о писателе (учащиеся):

    1. Родился А. Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушёл на фронт и воевал до последних дней. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», - вспоминал Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка. «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам», - говорил он. У неё была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй.

    1. Детство Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты , участвовал в школьных концертах для раненых.

Много трудностей пережил Альберт Лиханов в детстве, и написанное им о военном детстве советских ребят покоряет правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство», - говорил писатель. Он вспоминал, как ждали отца с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались в детях добрые чувства: сострадание, вера в справедливость.

    1. Книги Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во всё доброе и справедливое.

    2. Тема взросления человека, становления личности – главная в творчестве писателя.

Альберт Лиханов удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, премии Ленинского комсомола, награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак почёта».


  1. Слово учителя:

Писатель Альберт Лиханов относится к поколению «дети войны».

Много горя принесла война. А сколько детской печали! Но война не разъединила людей, а объединила их, в том числе соединила детей и взрослых. Война учила стойкости, мужеству, доброте, состраданию. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. Дружба, единение, сопереживание помогли выстоять, выдержать все испытания, все невзгоды. Обо всём этом повесть А.Лиханова «Последние холода».

Вместе с героями автор заставляет нас возвратиться в своё детство, задуматься над тем, как навсегда сохранить человеку в своей душе то, что ему дано от рождения, - высокое чувство доброты, совести, человечности. Его герои, пережив тяжкие испытания, сохраняют в себе лучшие человеческие начала.


«Моё поколение училось грамоте, чтению, к сожалению, не по букварям, не по нарядным детским книжкам сказок – по страницам газет, где сообщалось в первые годы войны об отданных врагу городах, позднее – о взятых назад. Не детские считалки, не звонкие весёлые стихи были нашим первым чтением, а «Священная война» Лебедева-Кумача или «Жди меня» Симонова. Мы не всегда понимали текст, но душой чувствовали смысл, детским сознанием ощущали, что главное – это мужество и верность – верность Родине, присяге, отцу, воюющему на фронте, верность – до конца.


Эшелоны эвакуации, ползущие медленно в Сибирь, на Урал, бомбёжка во время этого долгого пути, ожидание писем с фронта, постоянный страх, что придёт не письмо, а зловещая «похоронка» - вот ощущения и впечатления детства».

(Владимир Амлинский)


Лиханов открывает закон сохранения человеческих начал благодаря наличию в человеке высшего чувства сострадания и сопереживания чужой боли. Впервые повесть «Последние холода» была напечатана в 1984 году в журнале «Юность».


IV. Беседа на выявление восприятия:

Ребята, вам было дано задание прочитать эту повесть, подумать над содержанием и подготовиться к обсуждению. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы изучали биографический материал о писателе Лиханове, выпускали газеты о писателе, рисовали иллюстрации к повести «Последние холода». Также вам было дано задание записать воспоминания ваших родных, которые были «детьми войны», и сегодня поделиться с нами собранными материалами.

    1. Давайте прочтём, кому посвящается повесть «Последние холода».

    2. От чьего имени ведётся рассказ?

    3. (От имени Коли – взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Прошло много лет, а Коля отчётливо помнит те страшные годы, потому что забыть такое невозможно.)

    4. Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой?

(Доброжелательные. Он был послушный сын и внук, но привык, что все заботились именно о нём, боялись за него, думали о нём.)

    1. Когда же Коля начинает по-настоящему познавать эту сложную жизнь, ощущать беду?

(Когда получил талоны на дополнительное питание в столовой. Шум, крики, длинные очереди за похлёбкой…)

    1. Каких ребят видит Коля в столовой?

(Разных: «шакалы», хулиганы, которые устраивают драки, отбирают еду)

    1. Как выглядят голодные дети?

(Жёлтые лица детей; глаза, горящие безумным огнём; девочка, тонкая, бледная, как бумага. Малокровие, обмороки.)

    1. Назовите ещё характерные приметы «голодного времени».

(Отсутствие еды, карточки, воробьи, на базаре, нападение на раненого офицера и т.д.)

    1. Кого выделяет писатель из всей массы детей?

(Из всей массы детей писатель выделяет двоих, Вадика и Машу. Им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли.)

    1. Что мы узнаём о Вадике и Маше?

(Эвакуированные. Живут в тыловом городе. Отец погиб на фронте. Мама лежит в больнице, в «тифозном бараке». Живут вдвоём. А тут ко всем бедам и ещё одна. Маша потеряла карточки, и дети голодают. Никто не знает об их беде, они никому не говорят, так как считают, что сами виноваты.)

    1. Что же помогло детям выжить, выстоять?

(Светящаяся доброта, любовь, забота о маме


(зачитать письма, которые пишут Вадик и Маша маме), забота друг о друге. Вадик чувствует ответственность за Машу, защищает её, кормит, даже в баню водил.

Какое счастье, что рядом с детьми оказался Коля!)

    1. Что сделал Коля для них?

(Коля умеет сострадать, желая помочь: кусок хлеба завернул для них, домой к себе привёл, куртку решил отдать, идёт с Вадиком «на промысел» и т.д. Коля не побоялся пойти в «тифозный барак», сумел преодолеть страх:

«У тифозных бараков я опять растерялся. На меня напал страх. Мама и бабушка всегда говорили, что именно к этой больнице даже приближаться опасно».

Коля начинает понимать, что доброта должна быть действенной.

«Но что стоят добрые слова без поступков?» - говорит он себе.

Мы видим, как мужает Коля, как становится сильным.)

    1. Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?

(Коля называет Вадика благороднейшим человеком. Ему стыдно перед Вадиком, так как только теперь он понял, какую тяжесть взвалил на себя этот мальчик, которому нужно было думать не только о Маше, но и о маме. Голодные, несчастные дети сумели пробудить в Коле добрые чувства; в нём появляется бескорыстие – готовность помочь, идти на любые жертвы. Такая готовность проявляется не вдруг, её нужно воспитывать в себе, преодолевать боязнь и страх.)

    1. Зачитать рассуждение Коли о взрослости.


Взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное… Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если не умом, то сердцем.»)


Многое Коля стал видеть и понимать по-другому. Теперь перед были не просто голодные ребята, а маленькие герои, перенёсшие голод, одиночество, смерть отца, мамы. Несмотря на все невзгоды, сколько в них чистоты, мужества, достоинства!


Прикоснувшись к их судьбе, Коля научился разделять радости и печали; он, привыкший к тому, чтобы думали, заботились о нём, боялись за него, теперь понимает, как это прекрасно – уметь бояться за кого-то, думать и заботиться о ком-то:


«А вот Вадька боялся…боялся за свою маму…Я бы никогда не сказал так и никогда не подумал. Я знаю, что боятся за меня – мама и бабушка».


Горе, беда, война сделали Вадика и Марусю очень взрослыми, маленькими старичками. Коля же не мог подняться до полного осознания их беды и горя.)

    1. Из-за чего, по мнению Коли, они не подружились?


(«Не вышла дружба у меня с Вадиком и Марьей, вышло знакомство. То ли я был слишком послушным тогда, то ли слишком слабым, то ли привык жить в таком коконе, какой сплели вокруг меня мама и бабушка, а я дрогнул духом. Впрочем, может быть, была другая причина, что мы не стали друзьями, – время».)

    1. Почему повесть называется «Последние холода»?

(«Заглавие книги – как флаг на корабле: оно и сигнал, которым должно привлечь внимание читателя, и условный код, которым характеризуется содержание произведения, и поэтический символ, несущий в себе образ произведения, его идею, его вывод».

В.Смирнова. «О детях и для детей». – М., 1967.


У природы – конец зимы, в книге – конец войны, а значит, кончится голод, не будет «шакалов», в душе начнётся «потепление», отсюда и название «Последние холода».)


(Фрагмент «День Победы»)

  1. Подведение итогов. Вывод:

Учитель:

Да, та весна была необыкновенной! Приближался особенный день. Первый день мира. Закончилась война. Народное ликование, радость…но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия войны.


Зачитаем последнюю главу повести со слов: «Осенью я пошёл в четвёртый класс


Альберт Лиханов словами учительницы Анны Николаевны ещё и ещё раз напоминает, что забывать о войне нельзя.


Зачитать слова, написанные на доске:


«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны…и может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не давайте им забыть!»

(А. Лиханов)


В этих словах – призыв никогда не забывать войну и сохранять мир, самое дорогое и святое на Земле. Как важно нам это помнить сегодня, в наше напряжённое время! Мы должны сделать всё, чтобы не повторились никогда ужасы войны, чтобы детство было счастливым, не знало выстрелов и таких слов, как тиф, эвакуация, артобстрел…


Чтение стихотворения подготовленным учеником:

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей. И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты.

И праздники, чья ширь и даль светла.


И позабытый, вновь встаёт рассвет

И кто-то в травы падает, сражённый,

И город, артиллерией сожжённый,

От дыма чёрен и от пепла сед.


Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Н. Грибачёв

Учитель:

Вот и прочитана книга о военном детстве, о жизни обыкновенных детей в страшную военную пору. Нельзя забыть о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым.

Возмужал, вырос на наших глазах мальчик Коля. Чужое горе, беда перевернули его жизнь. И не только Коля, но и мы все с самого детства должны воспитывать себя так, чтобы отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку.

  1. )

  1. Видеозапись (отрывок из фильма «Великая Отечественная война»

(Дети блокадного Ленинграда)

VII. Видеозапись встречи с блокадницей Рогозиной Евгенией Михайловной


«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете»

А.Т.Твардовский

«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны…и может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы! Не давайте им забыть! (А.Лиханов)















  1. Рассказ о писателе (учащиеся):

    1. Родился А. Лиханов в городе Кирове 13 сентября 1935 года.

    2. Отец его был слесарем. С первых дней войны он ушёл на фронт и воевал до последних дней. Мама – медицинская лаборантка, всю жизнь проработала в больнице. «Я с малых лет знал, что где-то рядом с лабораторией – боль и страдания», - вспоминал Лиханов.

Большую роль в судьбе будущего писателя сыграла бабушка. «Да, именно бабушка указала мне путь к книгам», - говорил он. У неё была великолепная память, и она рассказывала внуку много историй.

    1. Детство Лиханова проходило в тыловом городе. Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты , участвовал в школьных концертах для раненых.

Много трудностей пережил Альберт Лиханов в детстве, и написанное им о военном детстве советских ребят покоряет правдивостью. «Боже, как я благодарен судьбе за то трудное, счастливое детство», - говорил писатель. Он вспоминал, как ждали отца с фронта, как жили ожиданием победы, делили со взрослыми все тяготы, трудности, как рождались в детях добрые чувства: сострадание, вера в справедливость.



    1. Книги Лиханова решают важную задачу: как человеку остаться человеком, как сохранить в душе свет детства и веру во всё доброе и справедливое.


    1. Тема взросления человека, становления личности – главная в творчестве писателя.

Альберт Лиханов удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К.Крупской, премии Ленинского комсомола, награждён орденом Трудового Красного Знамени и орденом «Знак почёта».



Когда это будет – не знаю.

В тени белоствольных берёз

Победу Девятого мая

Отпразднуют люди без слёз…

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны… С.Орлов







Гнездо родное сожжено врагами.

Отец в солдатах. На чужбине мать…

Вам приходилось видеть под ногами

Птенцов, не научившихся летать?

Какие невозможные усилья,

Чтоб жить, им надо делать каждый миг!

Ещё для взлёта не окрепли крылья,

А уж глаза грустят, как у больших…

Я встретил их под раненой берёзой

В прифронтовой непрочной тишине.

И вздрогнул от нежданного вопроса:

- Скажите, дядя, где конец войне?

(П. Железнов. «Дети»)