Просмотр содержимого документа
«Великая тайна театра»
Театр жив, пока у него есть зрители: 2019 – год театра.
Великая тайна театра
«Это форма искусства живого общения. Общение – это то, что способно спасти театр. Живую энергетику нельзя получить ни в кино, ни по телевизору…» /Ю. Любимов/
Я очень люблю театр и хочу, чтобы он жил вечно, удивляя, потрясая своего благодарного и преданного зрителя. Прекрасное старинное здание нашего Волковского театра всегда для меня было овеяно какой-то непостижимой тайной. Театр для меня – дорогой сердцу остров великой русской культуры. И вот я в очередной раз открываю знакомые старые двери, немного волнуюсь и предвкушаю незабываемую встречу. Гастроли Малого театра и бессмертная комедия А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Островский описал обычную ситуацию для своего времени. Великий драматург считал, что зритель должен забыть, что он находится в театре, и просто наблюдать жизнь. Главный герой, Егор Глумов, молодой авантюрист, задача которого с помощью личного обаяния, лицемерия, лжи добиться тёплого, доходного места в жизни. Герой Островского удивительно современен: он не гнушается никакими средствами ради достижения вожделенной цели. «Умён, зол, завистлив», - так Глумов характеризует сам себя. Этот обаятельный подлец – пружина театрального действия, его стержень. Он готов на всё: унижаться перед сильными мира сего, притворяться пылко влюблённым, подкупать, обманывать, писать клеветнические письма. Его изобретательность поражает зрителя, герой прикидывается то смиренным кротким юношей, ищущим мудрых наставников, то ловко подыгрывает глуповатым Мамаеву, Городулину, Крутицкому, льстя им, лицемеря, но постоянно убеждая их в своей незаменимости и чрезвычайной полезности. Он изображает то консерватора, то либерала, в этой безумной пляске жизни Глумов беспрестанно меняет маски. Артист В. Г. Зотов сумел прекрасно передать безнравственные «метания» своего персонажа. В последний миг, когда невеста была уже в руках, а доходное место в кармане, всё рухнуло, дневник Егора становится его распятием и теперь его враги с удовольствием глумятся над ним. Все маски сброшены. Игра актёров потрясает мастерством, глубиной и точностью трактовок; эмоциональный заряд, получаемый зрителем, огромен. Ирина Вадимовна Муравьёва, исполняющая роль Клеопатры Львовны Мамаевой – просто фейерверк женского кокетства, постоянно одержимая желанием быть в центре мужского внимания, она способна на всё: броситься, как в омут с головой, в любовный роман, совершать сомнительные с точки зрения морали поступки, лгать, лицемерить. Её буквально несёт неудержимый ветер любовных интриг – это смысл существования героини. Мамаева-Муравьёва и женственна, и хитра, и коварна, и необыкновенно современна в своём желании во что бы то ни стало обольстить Глумова. Актриса просто великолепно создаёт образ сластолюбивой порочной интриганки, необыкновенно обаятельной, с непередаваемой мимикой и пластикой. Пьеса удивительно актуальна и злободневна и в наши дни. Разве мало молодых людей, подобных Глумову, стремящихся сделать карьеру в жизни путём приспособленчества, лицемерия, лжи, подхалимства? Люди, не имеющие нравственного стержня, готовы продать душу дьяволу взамен на положение в обществе и материальный достаток. Меня поразила просто гениальная задумка режиссёра: свой последний обличительный монолог Глумов произносит не на сцене, а в зрительном зале, как бы сливаясь со зрителями, делая их сопричастными всему происходящему на сцене. Многие реплики актёров вызывали самый искренний отклик у зрителей: смех, аплодисменты. Гениальная пьеса, воплощённая на сцене талантливыми актёрами, продолжает жить, удивляя и восхищая великим пророчеством Островского. Талант драматурга, неудержимая режиссёрская фантазия, прекрасное актёрское мастерство и горячая зрительская сопричастность – вот залог жизни театра. Театр жив и будет жить вечно!