СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"вербный базар"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий фольклорного праздника "Вербный базар" , воспитывать у детей любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Просмотр содержимого документа
«"вербный базар"»

Фольклорный праздник

«ВЕРБНЫЙ БАЗАР»

Шувалова Римма Наильевна

музыкальный руководитель, МКДОУ

детского сада № 14 г. Лузы Кировской


Из истории: Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. В этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим на маленьком ослике. Его встретила толпа, размахивающая ветвями оливкового дерева. В России климат суровый и такое дерево не растет, поэтому православные христиане приходят в храм с пушистыми веточками вербы. Отсюда и название праздника «Вербное воскресение». Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой. По древнему поверью, верба защищает дом от всякой нечисти.

В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине. Также пекли «барашки» - печенье в форме вербных почек.

Ветками принесенными из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:

Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест бьет до слез.

Верба синя бьет не сильно, Верба красна бьет напрасно,

Верба бела бьет за дело, Верба хлест бьет до слез.


Не я бью – Верба бьет! Верба хлест бьет до слез.


Вербная неделя считалась детским праздником. В этот период проводились вербные базары, на которых продавались игрушки и сладости, устраивали цирковые и балаганные представления, катание на лошадях, ставили качели.


Цель: Сформировать у детей представление о русских народных традициях, труде, празднике «Вербное воскресение»


Образовательная область « Познание»

Задачи:

-Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

-Знакомить с различными изделиями русского народа: городецкие, гжель, хохлома, береста, бисероплетние, по дереву и т.д.


Образовательная область « Чтение художественной литературы»

Задачи:

-Развивать интерес детей к малым фольклорным формам (загадки, считалки, частушки), формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

-Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

Образовательная область « Музыка»

Задачи:

-Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.

-Воспитывать любовь к народной музыке, развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, её эмоционально – образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому темпу.

-Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, соответствующий характеру музыки.

-Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.

-Обогащать музыкальные впечатления детей.



Образовательная игрушка «Социализация»

Задачи:

-Развивать интерес к народному празднику и способность испытывать чувство радости и удовлетворения от участия в совместной деятельности.

-Воспитывать уважительное и бережное отношение к народным традициям и истории России, продолжать знакомить с народными играми.

-Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.


Предварительная работа:

-Разучивание стихотворений, частушек, песен, танцев, связанных с праздником «Вербное воскресенье»;

Беседа, рассматривание: народных глиняных и дымковских игрушек различных промыслов, вышивки, вязание крючком и на спицах, лоскутное шитье, вятская роспись по дереву, плетение из бересты – учить видеть характерные отличия их изготовления, формы и орнаменты.


Оборудование:

- веточки вербы на каждого ребенка, ведерки с водой для вербы.

-русские народные костюмы для детей и взрослых.

-игрушки «Би-ба-бо» для показа кукольного спектакля.


Участники:

дети старшей группы;

дети подготовительных к школе групп;

Хозяйка – воспитатель;

Хозяин – Музыкальный руководитель


Время проведения:

10.00 – для детей старшей группы,

10.50 – для детей подготовительной к школе «А» группы,

15.30 – для детей подготовительной группы


Ход праздника:


*** под музыку «Улица широкая» дети в русских народных костюмах заходят в зал, их встречает Хозяйка и Хозяин.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные!

Собрались мы с вами разговоры вести, вести плести, петь, играть, хороводы водить и шутки шутить!

А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретились? А какое время года?

А весенние месяцы назвать сможете? Какой первый…, а второй…, а третий?


Хозяин: Здравствуйте, ребятушки дорогие, солнышки мои золотые,

Уж, я рад видеть вас, моих любимых, уж, я рад видеть вас, моих красивых.


Хозяйка: Дайте-ка мы вас вербочкой похлещем, чтобы вы здоровы были.

(легонько хлещут, приговаривая)

Верба из-за моря, дай, Верба, здоровья!

Хозяин: Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест бьет до слез.

Верба синя бьет не сильно, Верба красна бьет напрасно,

Хозяйка: Верба бела бьет за дело, Верба хлест бьет до слез.


Хозяин: Не я бью – Верба бьет! Верба хлест бьет до слез.


Хозяйка: Возьмите-ка, детоки, вербочку-красавицу.

(каждый ребенок берет веточку вербы)


Ребенок: Верба, Верба, Вербушка, золотая Вербушка!

Стоит Верба над водой, да над Северной Двиной.


*** «Верба» русский народный хоровод с вербой

Хозяйка: Коль любо, дак поклонись, а не любо, отворотись.

Все кланяются, ставят веточки вербы в «ведерочки»

Хозяин: А расскажите – ка мне какие приметы, пословицы и поговорки о вербе знаете.

(дети говорят по выбору воспитателя)

  • Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной.

  • На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут.

  • Если вербная неделя ведренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.

  • Без вербы – не весна.

  • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

  • Где вода, там верба, а где верба, там и вода.



Хозяин: Что ж, уважили Вербу, а теперь и поиграем в мою любимую игру «Дедушка Рожок». Давайте-ка выберем Дедушку считалкой.


***ИГРА «Дедушка Рожок»

(говорят считалку) По божьей росе, по половой полосе,

Там шишки, орешки, медок, сахарок,

Поди вон, Дед Рожок!.

(Дед берет ветку вербы, садится в уголок, дети его дразнят)

-Ах, ты Дедушка Рожок, на плече дыру прожег.

-Кто меня боится?

-Никто! (Дед догоняет и тихонько задевает веточкой, кого задели, выходят из игры)

…………………………. Играют 2-3 раза.

Хозяйка: А на Вербное воскресенье устраивали вербные базары.

*** заходит под музыку «Коробейники» Коробейник

Коробейник: (поет) Ой полным полна моя коробушка, в Коробейниках хожу.

Выходи, душа моя зазнобушка, все товары разложу!

И частушки есть веселые и задорный перепляс,

Песни русские, раздольные, приготовил я для вас.

У меня товары дельные, подходи-ка веселей,

Плату я беру не деньгами, а улыбками друзей.


(говорит) Здравствуйте, красны девицы!.... Здравствуйте, добры молодцы!....

Рад видеть вас на вербном базаре.

Подходи, налетай, мои товары покупай.


(поет) Эх, полным-полна моя коробушка, и спою и расскажу,

Выходи, душа моя зазнобушка, все товары разложу!


(заранее готовые дети подходят к Коробейнику, выбирают товар и говорят)


Ребенок - 1: (показывает ложки) Золотая хохлома, ей не налюбуешься.

И в Париже и в Нью-Йорке, хохлома красуется!


Ребенок - 2: (показывает на дымковскую свистульку)

Я куплю себе свистульку, буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.


Ребенок - 3: (показывает на городецкие изделия)

Любовались гости чудом, громко восхищалися,

Городецкой красотой сражены осталися.


Ребенок - 4: (показывает на изделия из гжели)

В гжели делают посуду, сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.


Ребенок - 5: (показывает на матрешки)

На Руси играют ложки, на Руси поет рожок.

На Руси живут матрешки, погляди на них дружок.


Ребенок - 6: (показывает на изделия из бересты)

Русь моя, берёзовая!
Зори – ярко-алые.
Трели соловьиные позднею весной.
Нивы, реки плёсовые,
С паводками шалыми.
Руки очарованы чудной берестой.


Ребенок - 7: (показывает на изделия из бисера)

Из бисера колье, серёжки украсят девичье лицо,
А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо...
Какие вещи- загляденье! От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер всё же не забыт.

Ребенок - 8: (показывает на расписные платки)

У Посада, у Посада вьётся синяя река,
Нет на всём на белом свете, краше нашего платка.
Все цвета вобрал красавец: с голубых небес до звёзд,
Кроны дуба, кроны ели, милой Родины, берёз.

Нет на свете уголка, где б не видели платка
Из Посада, из Посада, там, где синяя река.
Прямо чудо, прямо чудо, сотворили на века,
Рукодельницы Посада, рукотворницы платка.


Хозяйка: Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

1-й молодец: Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!

Балалайка и гармонь, разжигают в нас огонь!

2-й молодец: Раздайся народ, меня пляска берет!

Пойду, попляшу, на людей погляжу!


Коробейник: (предлагает взять тот товар, с которым дети будут танцевать)

Что ж, молодцы выходите, для своих девчат ложки берите.


*** «Как у наших у ворот» - танец с ложками, старшая группа


Хозяйка: Ну, а ты, Ванечка, что хочешь купить на вербной ярмарке-базаре


*** «Где был, Иванушка?» старшая группа


*** «Речка» - танец с платками, дети подготовительной «А» группы

……………………………………………………………..

*** «Травушка- муравушка» - танец с ложками, дети подготовительной группы

…………………………………………………………….


Коробейник: Тай, тай, налетай, в игру со мной поиграй

*** «Сиди, сиди, Яша» - русская народная игра - дети подготовительной группы

(дети ходят вокруг «Яши», он в центре круга с завязанными глазами)

Сиди, сиди, Яша, под ракитовым кустом,

Грызи, грызи Яша, орешки каленые, ядра золоченные.

Чок, чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,

Где твоя невеста, в чем она одета, как ее зовут и откуда привезут.


(Яша встает, ищет на ощупь девочку, отгадывает как ее зовут)


Коробейник: Вот счастливые подковы, если вы бросать здоровы,

Подходите к нам сюда и бросайте без труда.


*** ИГРА «Счастливая подкова»

Набрасывают бутафорские подковы на баночки с соком, кто попал, тот забирает себе сок.


Коробейник: Тише, тише вы мальчишки, не галдите вы матрешки.

Ударяю в барабан, открываю, балаган.


*** КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» - «Колобок» на новый лад

Хозяин, Коробейник, воспитатель группы заходят за ширму и показывают представление, в конце выходят на поклон.


*** «Веселый перепляс» 1/ 27


Хозяин: Ну и удаль, ну и стать, молодым бы снова стать,

Как певали мы частушки, вы их знаете подружки.


Хозяйка: Как частушек нашим девочкам не знать, любят петь их, и весело плясать.


*** «Частушки»

  1. Все мы в Лузе живем, вкусны шанежки, жуем.

И частушек много знаем, все сейчас для вас споем.

  1. Ветер дут…3р, с Севера

А мы Лузские ребята, чуть повыше клевера.

  1. Моя дроля маленька, чуть повыше валенка,

В туфельки обуется, как пузырь надуется.

  1. Балалайка не играет, и не держится в руках,

Ягодиночки не пляшут, видно, в рваных башмаках.

  1. А по Лузе по реке, красна лодочка плывет.

У миленка нос курносый, аж до неба достает.

  1. Ах, ах, аханьки, наши девки маханьки,

А мне нарвятся таки, какие ростом высоки.

  1. Я девчонка боевая, и нигде не пропаду.

С самолета упаду отряхнуся и пойду.

  1. Попросила я мальчишку показать мне грузовик,

А мальчишка, как мартышка показал в ответ язык.

  1. Ох, топну ногой да притопну другой,

Сколько я ни топочу, все равно плясать хочу.

  1. В нашем славном городишке на окошках цветики,

А, мы Лузские ребята, чистые портретики.

  1. Наши руки крендельком щёки словно яблоки

С нами издавна знаком весь народ на Ярмарке!

  1. Хорошо частушки пели, хорошо и окали.

Мы бы очень все хотели, что бы нам похлопали.


Хозяин: Русь талантами богата, Русь талантами сильна,

Если будут петь девчата, значит, будет жить она!


Коробейник: Молодцы ребята Лузские, вот вам пряники русские.

Сладкие да вкусные. К чаю ароматному угощенье знатное.


(угощает пряниками)


Коробейник: Ну, что, Хозяюшка, вот тебе Вербочка.

У нее цветочки – пушистые комочки.

По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.


Хозяйка: Мальчики и девочки, возьмите веточки верб и понесите домой.


*** «Звон колоколов» - дети уходят из зала.

Список литературы:

  1. «Круглый год» русский земледельческий календарь А.Ф. Некрыловой, Москва – 1991г.

  2. «Праздники народов мира в детском саду» М.Ю. Картушина, Москва – 2009г.