Фольклорный праздник
«ВЕРБНЫЙ БАЗАР»
Шувалова Римма Наильевна
музыкальный руководитель, МКДОУ
детского сада № 14 г. Лузы Кировской
Из истории: Вербное воскресенье проходит под знаком освященной вербы. В этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим на маленьком ослике. Его встретила толпа, размахивающая ветвями оливкового дерева. В России климат суровый и такое дерево не растет, поэтому православные христиане приходят в храм с пушистыми веточками вербы. Отсюда и название праздника «Вербное воскресение». Растение это, особенно сережки, распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным, наделенным особой силой. По древнему поверью, верба защищает дом от всякой нечисти.
В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине. Также пекли «барашки» - печенье в форме вербных почек.
Ветками принесенными из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая:
Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест бьет до слез.
Верба синя бьет не сильно, Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело, Верба хлест бьет до слез.
Не я бью – Верба бьет! Верба хлест бьет до слез.
Вербная неделя считалась детским праздником. В этот период проводились вербные базары, на которых продавались игрушки и сладости, устраивали цирковые и балаганные представления, катание на лошадях, ставили качели.
Цель: Сформировать у детей представление о русских народных традициях, труде, празднике «Вербное воскресение»
Образовательная область « Познание»
Задачи:
-Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
-Знакомить с различными изделиями русского народа: городецкие, гжель, хохлома, береста, бисероплетние, по дереву и т.д.
Образовательная область « Чтение художественной литературы»
Задачи:
-Развивать интерес детей к малым фольклорным формам (загадки, считалки, частушки), формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
-Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
Образовательная область « Музыка»
Задачи:
-Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.
-Воспитывать любовь к народной музыке, развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, её эмоционально – образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому темпу.
-Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, соответствующий характеру музыки.
-Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.
-Обогащать музыкальные впечатления детей.
Образовательная игрушка «Социализация»
Задачи:
-Развивать интерес к народному празднику и способность испытывать чувство радости и удовлетворения от участия в совместной деятельности.
-Воспитывать уважительное и бережное отношение к народным традициям и истории России, продолжать знакомить с народными играми.
-Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.
Предварительная работа:
-Разучивание стихотворений, частушек, песен, танцев, связанных с праздником «Вербное воскресенье»;
Беседа, рассматривание: народных глиняных и дымковских игрушек различных промыслов, вышивки, вязание крючком и на спицах, лоскутное шитье, вятская роспись по дереву, плетение из бересты – учить видеть характерные отличия их изготовления, формы и орнаменты.
Оборудование:
- веточки вербы на каждого ребенка, ведерки с водой для вербы.
-русские народные костюмы для детей и взрослых.
-игрушки «Би-ба-бо» для показа кукольного спектакля.
Участники:
дети старшей группы;
дети подготовительных к школе групп;
Хозяйка – воспитатель;
Хозяин – Музыкальный руководитель
Время проведения:
10.00 – для детей старшей группы,
10.50 – для детей подготовительной к школе «А» группы,
15.30 – для детей подготовительной группы
Ход праздника:
*** под музыку «Улица широкая» дети в русских народных костюмах заходят в зал, их встречает Хозяйка и Хозяин.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные!
Собрались мы с вами разговоры вести, вести плести, петь, играть, хороводы водить и шутки шутить!
А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретились? А какое время года?
А весенние месяцы назвать сможете? Какой первый…, а второй…, а третий?
Хозяин: Здравствуйте, ребятушки дорогие, солнышки мои золотые,
Уж, я рад видеть вас, моих любимых, уж, я рад видеть вас, моих красивых.
Хозяйка: Дайте-ка мы вас вербочкой похлещем, чтобы вы здоровы были.
(легонько хлещут, приговаривая)
Верба из-за моря, дай, Верба, здоровья!
Хозяин: Верба, Верба, Верба хлест, Верба хлест бьет до слез.
Верба синя бьет не сильно, Верба красна бьет напрасно,
Хозяйка: Верба бела бьет за дело, Верба хлест бьет до слез.
Хозяин: Не я бью – Верба бьет! Верба хлест бьет до слез.
Хозяйка: Возьмите-ка, детоки, вербочку-красавицу.
(каждый ребенок берет веточку вербы)
Ребенок: Верба, Верба, Вербушка, золотая Вербушка!
Стоит Верба над водой, да над Северной Двиной.
*** «Верба» русский народный хоровод с вербой

Хозяйка: Коль любо, дак поклонись, а не любо, отворотись.
Все кланяются, ставят веточки вербы в «ведерочки»
Хозяин: А расскажите – ка мне какие приметы, пословицы и поговорки о вербе знаете.
(дети говорят по выбору воспитателя)
Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной.
На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут.
Если вербная неделя ведренная, утренники морозные, то яровые будут хорошими.
Без вербы – не весна.
Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
Где вода, там верба, а где верба, там и вода.
Хозяин: Что ж, уважили Вербу, а теперь и поиграем в мою любимую игру «Дедушка Рожок». Давайте-ка выберем Дедушку считалкой.
***ИГРА «Дедушка Рожок»
(говорят считалку) По божьей росе, по половой полосе,
Там шишки, орешки, медок, сахарок,
Поди вон, Дед Рожок!.
(Дед берет ветку вербы, садится в уголок, дети его дразнят)
-Ах, ты Дедушка Рожок, на плече дыру прожег.
-Кто меня боится?
-Никто! (Дед догоняет и тихонько задевает веточкой, кого задели, выходят из игры)
…………………………. Играют 2-3 раза.

Хозяйка: А на Вербное воскресенье устраивали вербные базары.
*** заходит под музыку «Коробейники» Коробейник
Коробейник: (поет) Ой полным полна моя коробушка, в Коробейниках хожу.
Выходи, душа моя зазнобушка, все товары разложу!
И частушки есть веселые и задорный перепляс,
Песни русские, раздольные, приготовил я для вас.
У меня товары дельные, подходи-ка веселей,
Плату я беру не деньгами, а улыбками друзей.
(говорит) Здравствуйте, красны девицы!.... Здравствуйте, добры молодцы!....
Рад видеть вас на вербном базаре.
Подходи, налетай, мои товары покупай.
(поет) Эх, полным-полна моя коробушка, и спою и расскажу,
Выходи, душа моя зазнобушка, все товары разложу!
(заранее готовые дети подходят к Коробейнику, выбирают товар и говорят)
Ребенок - 1: (показывает ложки) Золотая хохлома, ей не налюбуешься.
И в Париже и в Нью-Йорке, хохлома красуется!
Ребенок - 2: (показывает на дымковскую свистульку)
Я куплю себе свистульку, буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки никогда нам не забыть.
Ребенок - 3: (показывает на городецкие изделия)
Любовались гости чудом, громко восхищалися,
Городецкой красотой сражены осталися.
Ребенок - 4: (показывает на изделия из гжели)
В гжели делают посуду, сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.
Ребенок - 5: (показывает на матрешки)
На Руси играют ложки, на Руси поет рожок.
На Руси живут матрешки, погляди на них дружок.
Ребенок - 6: (показывает на изделия из бересты)
Русь моя, берёзовая!
Зори – ярко-алые.
Трели соловьиные позднею весной.
Нивы, реки плёсовые,
С паводками шалыми.
Руки очарованы чудной берестой.
Ребенок - 7: (показывает на изделия из бисера)
Из бисера колье, серёжки украсят девичье лицо,
А вот – гердан, браслеты, брошки, цветы, пасхальное яйцо...
Какие вещи- загляденье! От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа, он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода, но бисер всё же не забыт.
Ребенок - 8: (показывает на расписные платки)
У Посада, у Посада вьётся синяя река,
Нет на всём на белом свете, краше нашего платка.
Все цвета вобрал красавец: с голубых небес до звёзд,
Кроны дуба, кроны ели, милой Родины, берёз.
Нет на свете уголка, где б не видели платка
Из Посада, из Посада, там, где синяя река.
Прямо чудо, прямо чудо, сотворили на века,
Рукодельницы Посада, рукотворницы платка.
Хозяйка: Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
1-й молодец: Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь, разжигают в нас огонь!
2-й молодец: Раздайся народ, меня пляска берет!
Пойду, попляшу, на людей погляжу!
Коробейник: (предлагает взять тот товар, с которым дети будут танцевать)
Что ж, молодцы выходите, для своих девчат ложки берите.
*** «Как у наших у ворот» - танец с ложками, старшая группа

Хозяйка: Ну, а ты, Ванечка, что хочешь купить на вербной ярмарке-базаре
*** «Где был, Иванушка?» старшая группа

*** «Речка» - танец с платками, дети подготовительной «А» группы
……………………………………………………………..
*** «Травушка- муравушка» - танец с ложками, дети подготовительной группы
…………………………………………………………….
Коробейник: Тай, тай, налетай, в игру со мной поиграй
*** «Сиди, сиди, Яша» - русская народная игра - дети подготовительной группы
(дети ходят вокруг «Яши», он в центре круга с завязанными глазами)
Сиди, сиди, Яша, под ракитовым кустом,
Грызи, грызи Яша, орешки каленые, ядра золоченные.
Чок, чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета, как ее зовут и откуда привезут.
(Яша встает, ищет на ощупь девочку, отгадывает как ее зовут)
Коробейник: Вот счастливые подковы, если вы бросать здоровы,
Подходите к нам сюда и бросайте без труда.
*** ИГРА «Счастливая подкова»
Набрасывают бутафорские подковы на баночки с соком, кто попал, тот забирает себе сок.
Коробейник: Тише, тише вы мальчишки, не галдите вы матрешки.
Ударяю в барабан, открываю, балаган.
*** КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР» - «Колобок» на новый лад
Хозяин, Коробейник, воспитатель группы заходят за ширму и показывают представление, в конце выходят на поклон.
*** «Веселый перепляс» 1/ 27

Хозяин: Ну и удаль, ну и стать, молодым бы снова стать,
Как певали мы частушки, вы их знаете подружки.
Хозяйка: Как частушек нашим девочкам не знать, любят петь их, и весело плясать.
*** «Частушки»
Все мы в Лузе живем, вкусны шанежки, жуем.
И частушек много знаем, все сейчас для вас споем.
Ветер дут…3р, с Севера
А мы Лузские ребята, чуть повыше клевера.
Моя дроля маленька, чуть повыше валенка,
В туфельки обуется, как пузырь надуется.
Балалайка не играет, и не держится в руках,
Ягодиночки не пляшут, видно, в рваных башмаках.
А по Лузе по реке, красна лодочка плывет.
У миленка нос курносый, аж до неба достает.
Ах, ах, аханьки, наши девки маханьки,
А мне нарвятся таки, какие ростом высоки.
Я девчонка боевая, и нигде не пропаду.
С самолета упаду отряхнуся и пойду.
Попросила я мальчишку показать мне грузовик,
А мальчишка, как мартышка показал в ответ язык.
Ох, топну ногой да притопну другой,
Сколько я ни топочу, все равно плясать хочу.
В нашем славном городишке на окошках цветики,
А, мы Лузские ребята, чистые портретики.
Наши руки крендельком щёки словно яблоки
С нами издавна знаком весь народ на Ярмарке!
Хорошо частушки пели, хорошо и окали.
Мы бы очень все хотели, что бы нам похлопали.
Хозяин: Русь талантами богата, Русь талантами сильна,
Если будут петь девчата, значит, будет жить она!
Коробейник: Молодцы ребята Лузские, вот вам пряники русские.
Сладкие да вкусные. К чаю ароматному угощенье знатное.
(угощает пряниками)
Коробейник: Ну, что, Хозяюшка, вот тебе Вербочка.
У нее цветочки – пушистые комочки.
По весне она цветет, праздник Пасхи к нам зовет.
Хозяйка: Мальчики и девочки, возьмите веточки верб и понесите домой.
*** «Звон колоколов» - дети уходят из зала.

Список литературы:
«Круглый год» русский земледельческий календарь А.Ф. Некрыловой, Москва – 1991г.
«Праздники народов мира в детском саду» М.Ю. Картушина, Москва – 2009г.