«Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки». (Аристотель, древнегреческий философ.) «Чувство юмора заставляет рассматривать свои и чужие поступки под более широким углом и с более дальних позиций, отчего они выглядят нелепыми». (Т. Уайлдер, американский писатель.) – Можно ли эти афоризмы отнести к прочитанному произведению? – Сегодня мы будем читать весёлые стихи известного вам автора. Его произведения знакомы нам, они встречались в учебнике «Моя любимая Азбука» (теперь он называется «Букварь») и «Маленькая дверь в большой мир». Я начну, а вы продолжите и дочитаете до конца. Вечером девочка Мила В садике клумбу разбила. Брат её…(мальчик Иван Тоже разбил… стакан). Велосипед меня понёс... (Понёс куда-то под откос. Он там остался без колёс, А дальше я его понёс.) (Олег Григорьев.) – Кто автор этих стихов? – Сколько было строчек в каждом маленьком стихотворении? (Четыре.) – А бывают ли стихи ещё короче? Работа с двустишиями О. Григорьева (с. 173). 1. Работа с текстами до чтения. – Сколько стихов мы прочитаем? (10.) Чем они интересны? Их называют двустишиями, потому что… (Они состоят из двух строчек.) – Можете ли что-то предположить об их характере? (Будут весёлые, остроумные, т.к. включены в этот раздел, а их автор – О. Григорьев.) 2. Работа с текстами во время чтения. На доске предварительно записаны вопросы: – Кто герой двустишия? – Что он чувствует, переживает? – Над чем задумывается герой? 1. Первичное чтение вслух. Олег Григорьев * * * Копали яму глубоченную, Получили гору высоченную. (Откуда взялась гора? Ответы детей. Что так удивило героя? – Он увидел противоречие.) * * * Съел я обеда две порции, У меня исказились пропорции. (Пропорции – это соразмерность частей тела, их определённое соотношение между собой. Исказились – значит сильно изменились, потерялась соразмерность частей тела. Как вы это себе представляете – после двух съеденных порций обеда? – Очень объелся человек, живот, наверное, сильно увеличился в размере… – Это шутка, конечно, но вы заметили: наш герой подшучивает над собой!) * * * Я в луже стою босиком на Луне, (Как это? Что вы представили? – В луже отражается луна; вечер, значит. И человек босиком стоит в луже на этом отражении…) Не нужно скафандра для этого мне. (А скафандр – это специальный костюм... чей? Да, космонавта. Конечно, он герою не понадобится, потому что… Дети заканчивают мысль.) * * * Я ударился об угол, Значит, мир не очень кругл. (Вы догадались, что имеет в виду наш герой? – Он знает, что Земля круглая, но острых углов вокруг тоже очень много!) * * * В уголке сидит паук – Восемь ног, а может, рук. (На какой вопрос не может ответить наш герой? А художник смог?) * * * Чёрные тучи падучи, А белые тучи летучи. (Вы согласны с этим утверждением? Объясните почему.) * * * Я волновался от страха, Как на верёвке рубаха. (Представьте себе рубаху, вывешенную сушиться на верёвке. Расскажите, что представили. Ответы детей. Значит, теперь вы представляете, как волновался от страха наш герой.) * * * Пёс тоскует на цепи, (Жалко собаку, правда? Каково это – сидеть на цепи!) А попробуй – отцепи. (И что случится? Можно так делать?) * * * Время устало и встало... (Так бывает? Что вы представили?) И ничего не стало. (А как это понять?) * * * Пошёл кочан на стрижку, Остригся в кочерыжку. (Что вы представили? Кто же сделал такую стрижку кочану?) 2. Беседа после чтения. – Обратите внимание на вопросы, записанные на доске. Попробуйте на них ответить. (Вероятнее всего, герой – ребёнок. Он всё время удивляется, делает свои открытия, по-своему видит мир…) – Какое двустишие показалось самым весёлым? – В каком из них вы для себя сделали открытие? – Как вы думаете, какие качества необходимы автору, чтобы написать такие стихи? (Наблюдательность, точность выбора слова, юмор.) 3. Творческий эксперимент. – Я прочту вам другие стихи О. Григорьева, а вы попробуйте сами сочинить вторую строчку, а потом сравним с авторской. I вариант. Называется стихотворение «В коляске». Ревел человек в коляске. ……… (Видно, хотел он ласки.) II вариант. Называется стихотворение «На всю жизнь». Ходил я против ветра носом. …… … (Остался на всю жизнь курносым.) Сначала ученики зачитывают свои варианты, затем учитель читает авторское продолжение. Работа со стихотворением Ю. Мориц «Малиновая кошка». 1. Работа с текстом до чтения. – Бывают ли малиновые кошки? Как же могло случиться, что автор так назвала стихотворение? Предположения детей. – Рассмотрите иллюстрации. Нашли ответы? – Какое это стихотворение: сюжетное или лирическое? А по настроению: грустное или весёлое? Как вы догадались? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Чтение стихотворения про себя. Затем ученики читают вслух по строфам и сами задают вопросы по ходу чтения. (Почему кошка улыбалась во сне? Почему Марфа и лесник не заметили кошку?) 2. Вопросы после чтения. – Какой характер был у кошки? (Хитрюга, лакомка.) Докажите словами из текста. – А у Марфы? (Рассеянная, болтливая, но добрая.) – Почему кошку никто не заметил? – Могла ли такая история произойти на самом деле? – Почему стихотворение так называется? Почитайте строчки, в которых объясняется это название. 3. Выразительное чтение стихотворения. 4. Творческий эксперимент. – Попробуйте пересказать содержание стихотворения. Было ли смешно? А вот талант и фантазия Юнны Мориц сумели вызвать улыбку у читателя. Что делает стихотворение смешным? (Сюжет, описание, повторяющиеся строчки – рефрен.) – Какие звуки мы слышим, читая стихотворение? Какие запахи чувствуем? |