СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видеоурок. СПП с придаточным времени.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Видеоурок. СПП с придаточным времени.Видеоурок. СПП с придаточным времени.

Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными времени»

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)


Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ « СОШ№16»

Учитель: Спицина Ольга Борисовна

Класс: 9

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени;

  2. Научить учащихся:

а) распознавать придаточные времени;

б) отличать их от других видов придаточных предложений;

в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.

3. Развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени.

4 Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.


Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация Power Point, электронный учебник: «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 9 класс

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


1.

Организация начала урока.





2 мин.





Подготовка учащихся к работе.





организация внимания и внутренней готовности



умение организоваться




словесный





фронтальный





презентация Power Point Слайды № 1, 2.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


2.

Проверка выполнения домашнего задания.










7 мин.








Выявление уровня знаний по заданному на дом заданию, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.





владение навыками грамотного письма.






перестраивать простые предложения в СПП с придаточными места; по данным схемам составлять СПП, определять значения придаточных.

метод словесный







коллективная








презентация Power Point Слайд № 3,4,5





Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.


1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

  1. …туда , где… . 2) …сущ. , где… .

3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .

5) …глаг. , куда… .


2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные?

  1. Теплоход остановился у того берега…

  2. Мы не знали…

  3. Город Астрахань стоит там…









3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

  1. Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

  2. Все бросились к месту приземления самолёта.

  3. Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки.




  • Беседа с классом.

  • Какое предложение называется сложноподчинённым?

  • На что указывают придаточные предложения места?

  • На какие вопросы отвечают придаточные места?

  • С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.


  1. Проверка упр.138, 137, 136.



  • Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;




  • Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)


  • Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.


  • Отвечают на вопросы учителя.







Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


3.

Повторение изученного.





















3

мин.











Выявление уровня знаний по ранее изученному материалу, определение недостатков в знаниях и их ликвидация.

владение навыками грамотного письма; СПП с придаточными места.








умение видеть орфограммы и объяснять их; находить СПП с придаточным места.








метод словесный










коллективная











презентация Power Point Слайд № 6 - 7








Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • «Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

  • Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)

  • В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

  • 3) Там, где днём были лужи, теперь трещал под ногами ледок.


  • Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.

  • Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


4.

Словарная работа.























5 мин.










Выявление уровня знаний по изучению словарных слов и толкованию лексического значения

владение навыками грамотного письма








определять слово по его лексическому значению








метод словесный








коллективная









презентация Power Point Слайд № 8






Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • Задание: по лексическому значению определить, какое это слово и подчеркнуть.

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

  • Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

  1. экология;

  2. президент;

  3. экологический;

  4. опера;

  5. балет.











Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


5.Усвоение новых знаний








































5

мин.





























1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложносочинённых предложений с придаточными времени;

2. Научить учащихся: а) находить СПП с придаточными времени в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают;

в) правильно расставлять знаки препинания.

знать особенности СПП с придаточными времени, на какие вопросы они отвечают.

























уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.



























словесный (объяснение, беседа, работа с учебником, таблицей)





















коллективная, индивидуальная



























презентация Power Point Слайд № 9 - 11


























Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • Анализ предложений:

  1. Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.

  2. Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

  3. Как стемнеет, устроим привал.


  • Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

Вид

придаточного предложения

Вопросы,

на которые

он отвечает

Союзы

и союзные слова

Времени


когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?


когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).


Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению: любое.


  • Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.



  • Работают с таблицами

и отвечают на вопросы учителя.


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


6.

Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.




















3 мин












Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы

знать особенности СПП с придаточными условия.








уметь применять

полученные знания на практике.










словесный (беседа), наглядные








фронтальная











презентация Power Point Слайд № 12, 13







Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • В каком сложноподчинённом предложении есть

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

  • Работа с учебником.

  • УПРАЖНЕНИЕ № 140

  • Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.








  • Находят СПП с придаточным времени:

Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).





  • Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2) Пока… , .

3) Когда… , .

4) Как только , .

5) …того , как… .

6) В то… , как… , … .


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


7.

Усвоение новых знаний























5 мин.













Научить учащихся: а) отличать СПП с придаточными времени от СПП с придаточными внешне сходными с ними.

знать отличительные признаки СПП с придаточными времени от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.







уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.










словесный (беседа), наглядные.









фронтальная.












презентация Power Point Слайд № 14 - 15









презентация Power Point Слайд № 12 - 14






  • Анализ предложений (СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

  • Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

  • Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

  • Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

  • Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

  • Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.












Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


8.

Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.










8 мин.











Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.




знать отличительные признаки СПП с придаточными времени от СПП с придаточными, по форме сходными с ними.





уметь отличать СПП с придаточными времени от СПП с придаточным, по форме сходными с ними.






практический, самоконтроля.








индивидуальная, коллективная, групповая.






презентация Power Point Слайд № 16 - 17








Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

  • Работа с учебником.

  • УПРАЖНЕНИЕ № 145.

  • Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I.


  • Находят СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.



  • Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I:

1) …там , откуда… .

2) …с той , откуда… .

3) , когда… , .


Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения


9.

Применение полученных знаний.

Проверочная работа.






















































5 мин.






















Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.















отличать их от других видов придаточных предложений;

определять их место в сложноподчинённом предложении; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени

быстро находить СПП с придаточными времени;

составлять схемы




















практический, самоконтроля.



















индивидуальная, коллективная, групповая.

















презентация Power Point Слайд № 18 – 22



















Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.
























  • Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

  • Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

  • Придаточные времени относятся ко всей главной части.

  • Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

  • Средство связи – союзы (простые и составные).

  • Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

[ ], (пока… ).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где… ), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

[ ], (пока… ).


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы


знания

умения





10.

Подведение итогов и информация о домашнем задании.













2 мин.













Подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.



Внимательно слушать, своевременно вести записи в дневнике, делать пометки (если нужно).








словесный












фронтальный












Презентация Power Point Слайды № 22 - 24










Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  • Подведение итогов урока

  • Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.

  • Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».

  • Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

  • Слушают, записывают домашнее задание.

  • Задают вопросы по наиболее трудным случаям.






Литература:

1.Учебник: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др., Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006 г.

2.Методические рекомендации к учебнику для 9 класса: Бархударов С.Г., Максимов Л.Ю. и др., – М.: Просвещение, 2006г.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточными времени»

1. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённы предложений с придаточными времени;   2. Научиться: а) распознавать придаточные времени; б) отличать их от других видов придаточных предложений; в) определять их место в сложноподчинённом предложении; г) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

1. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённы предложений с придаточными времени;

2. Научиться:

а) распознавать придаточные времени;

б) отличать их от других видов придаточных предложений;

в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

г) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений.

Какое предложение называется сложноподчинённым? На что указывают придаточные предложения места? На какие вопросы отвечают придаточные места? С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.
  • Какое предложение называется сложноподчинённым?
  • На что указывают придаточные предложения места?
  • На какие вопросы отвечают придаточные места?
  • С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.
Едва я открывал окна в комнату зал…тали яркие кл…новые листья.  В том месте где зашло сол…це небо ещё рдело б…гряными п…л…сами.  Едва его кудрявая г…лова поднялась над палубой француз выстрелил.

Едва я открывал окна в комнату зал…тали яркие кл…новые листья. В том месте где зашло сол…це небо ещё рдело б…гряными п…л…сами. Едва его кудрявая г…лова поднялась над палубой француз выстрелил.

Едва я открывал окна, в комнату залетали яркие кленовые листья.  В том месте, где зашло сол н це небо ещё рдело б а гряными п о л о сами.  Едва его кудрявая г о лова поднялась над палубой, француз выстрелил.

Едва я открывал окна, в комнату залетали яркие кленовые листья. В том месте, где зашло сол н це небо ещё рдело б а гряными п о л о сами. Едва его кудрявая г о лова поднялась над палубой, француз выстрелил.

Балет   опера   экология   экологический   президент  Балет   опера   экология  экологический   президент FUNCTION 9

Балет опера экология экологический президент

Балет опера экология экологический президент

FUNCTION

9

1. Мы прибежали на вокзал  когда  поезд уже отправился . [ ], ( союз когда… ). 2. Не двинусь с места никуда пока не наслушаюсь 2. Не двинусь с места никуда пока не наслушаюсь  досыта незатейливой родниковой чистотой песенки . [ ], ( союз пока не… ). 3. Как стемнеет устроим привал . ( союз как… ), [ ]. 9

1. Мы прибежали на вокзал когда поезд уже отправился .

[ ], ( союз когда… ).

2. Не двинусь с места никуда пока не наслушаюсь

  • 2. Не двинусь с места никуда пока не наслушаюсь

досыта незатейливой родниковой чистотой песенки .

[ ], ( союз пока не… ).

3. Как стемнеет устроим привал .

( союз как… ), [ ].

9

Вид придаточного предложения  Вопросы, на  которые он отвечает  Времени  Союзы и союзные слова когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени ?  когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Вид придаточного предложения

Вопросы, на

которые

он отвечает

Времени

Союзы и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени ?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Содержат:  указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении. 2.  Отвечают на вопросы:  когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? 3.  Используются союзы и союзные слова:  едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как). 4. Место по отношению к главному предложению : любое.

  • Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению : любое.

Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески (Сергеев-Ценский). Как только стало светать, мы двинулись дальше (Катаев). Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко (Каверин).

Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески (Сергеев-Ценский).

Как только стало светать, мы двинулись дальше (Катаев).

Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко (Каверин).

УПРАЖНЕНИЕ № 140 Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.
  • УПРАЖНЕНИЕ № 140
  • Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2. (Пока…),

3. (Когда…),

4. (Как…),

5. (После того как…),

6. (В то время как…),

Что?   Скажите когда отправляется поезд ? Союзное сл .   Но самое трудное нас ожидало в лесу когда  мы вышли на поляну Когда?  Союз  ? союзн. сл . когда…  ( Придаточное изъяснительное )  когда…

Что?

Скажите когда

отправляется поезд ?

Союзное сл .

Но самое трудное нас

ожидало в лесу когда

мы вышли на поляну

Когда?

Союз

?

союзн. сл . когда…

( Придаточное изъяснительное )

когда…

Какие?   Бывают осенние ночи,  оглохшие и немые  когда безветрие стоит  чёрным лесистым краем  Но самое трудное нас ожидало в лесу когда мы вышли на поляну Когда?  Союз  Союз  когда…  когда…  ( Придаточное определительное )

Какие?

Бывают осенние ночи,

оглохшие и немые

когда безветрие стоит

чёрным лесистым краем

Но самое трудное нас

ожидало в лесу когда

мы вышли на поляну

Когда?

Союз

Союз

когда…

когда…

( Придаточное определительное )

Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.  Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.  Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

УПРАЖНЕНИЕ № 145 Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений из п. I .
  • УПРАЖНЕНИЕ № 145
  • Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений из п. I .

1.

там

откуда…

2.

откуда…

с той…

3.

когда…

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок. 2 . Когда ты шутишь я смеюсь. 3 . Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась. ГРУППА 1 . ВЫПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ДАННЫЙ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЙ.  ГРУППА 2. ВЫПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ.  ГРУППА 3 . СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ ИХ СХЕМЫ.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2 . Когда ты шутишь я смеюсь.

3 . Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

ГРУППА 1 . ВЫПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ДАННЫЙ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ГРУППА 2. ВЫПИШИТЕ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМ ВРЕМЕНИ, СОСТАВЬТЕ СХЕМЫ.

ГРУППА 3 . СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ ИХ СХЕМЫ.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор? Придаточные времени относятся ко всей главной части. Указательных слов, как правило, в главном предложении нет. Средство связи – союзы (простые и составные). Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

  • Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?
  • Придаточные времени относятся ко всей главной части.
  • Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.
  • Средство связи – союзы (простые и составные).
  • Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой. [ ], (пока… ).

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

[ ], (пока… ).

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. [ ,(где… ), ]. 2 . Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 3 . Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась. [ ], (пока… ).

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где… ), ].

2 . Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

3 . Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

[ ], (пока… ).

1. Какие предложения называются СПП с придаточными времени?  (СПП с придаточными, которые содержат  указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.) 2.  На какие вопросы отвечают придаточные времени?  (Когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?). 3. Какие союзы используются в СПП с придаточными времени?  ( Едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как). 4. Где могут находиться придаточные условия по отношению к главному предложению?  (В любом месте). 5. Что сегодня на уроке у вас вызвало наибольшее затруднение? (Отличие придаточного времени от придаточного внешне сходного с ним).

1. Какие предложения называются СПП с придаточными времени?

(СПП с придаточными, которые содержат указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.)

2. На какие вопросы отвечают придаточные времени?

(Когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?).

3. Какие союзы используются в СПП с придаточными времени?

( Едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Где могут находиться придаточные условия по отношению к главному предложению?

(В любом месте).

5. Что сегодня на уроке у вас вызвало наибольшее затруднение?

(Отличие придаточного времени от придаточного внешне сходного с ним).