СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды речевых нарушений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды речевых нарушений»

……….

Виды речевых нарушений


п/п

Виды нарушения речи

Характеристика

Особенности коррекции

1

Дислалия

Нарушение звукопроизношения. Слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. Механическая дислалия: нарушение строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба и др. Функциональная дислалия: неправильным речевым воспитанием ребенка в семье; неправильное звукопроизношение взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия.

Обратиться к логопеду. Проводить специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении.

2

Нарушение голоса

Отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата

Охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения.

1.Дисфония

Частичное нарушение голоса

2.Афония

Полное отсутствие голоса

3

Ринолалия

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.

нужда в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной.

4

Дизартрия

Нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

Раннее начало логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта.

1.Анартрия

Утрата способности произносить звуки речи в результате паралича мышц и нервов языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции

2.Стертая дизартрия

Речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

5

Заикание

Нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание имеет затяжной характер , — также помощь психолога.

6

Алалия

Отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми последовательно осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи

1.Экспрессионная (моторная) алалия

Не формируется звуковой образ слова. Характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе.

2.Импрессивная (сенсорная) алалия

Характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия.

7

Афазия

Полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга.

Логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения

8

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.

I ур. — самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания, а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении.

II ур. — имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи.

III ур. — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни.

I ур. речевого развития должны обучаться в специальном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в длительном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

II ур. речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. В зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено

III ур. речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении.

9

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

Характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка, формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы.

10

Дислексия

Многочисленные повторяющиеся ошибки в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением

Дети нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.

1.Фонематическая дислексия

У детей с несформированными функциями фонематического восприятия, анализа и синтеза. В процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова .

2.Семантическая дислексия

Несформированность процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого.

3.Аграмматическая дислексия

Несформированность грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются ошибки грамматического характера.

4.Мнестическая дислекция

Нарушение установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками.

5.Оптическая дислексия

Те же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение».

11

Алексия

Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

Консультации, которые помогают справиться с заболеванием, и помочь семье узнать, как лучше общаться с больным алексией. Индивидуальная программа реабилитации, чтобы сосредоточиться на устранении причины, вызвавшей заболевание алексией.

12

Дисграфия

Стойкие и повторяющиеся ошибки письма. Эти ошибки обычно группируют по следующим принципам: смещения и замены букв; искажения Звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству.

Дети нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения.

1.Артикулляционно-акустическая дисграфия

Искажения звукопроизношения и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Проявляется в заменах букв, которые соответствуют заменам звуков в устной речи ребенка

2.Акустическая дисграфия

Несформированность процессов фонематического восприятия. Это проявляется в заменах и смешениях букв, которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками.


3.Связанная с нарушением языкового анализа и синтеза

Нарушением языкового анализа и синтеза. Учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзов с последующим словом ; к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня

4.Аграмматическая дисграфия

Более ярко, чем другие, прослеживается в связи с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи у детей. На письме нарушаются грамматические связи между словами, а также смысловые связи между предложениями.

5.Оптическая дисграфия

Недоразвитием пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия. Проявляется в заменах и искажениях сходных по начертанию букв , неправильному расположению элементов букв и т. п. К этому виду дисграфии относится так называемое «зеркальное письмо».

13

Аграфия

Потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей.

Лечение, кроме направленного на устранение расстройства, заключается в регулярных тренировках навыков — списывании текста, записи под диктовку.

Варианты отклоняющегося поведения


Варианты

Характеристика отклоняющегося поведения

Примеры

Определение 1

Девиантное поведение

отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам

поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д.

Варианты отклоняющегося поведения

1-й вариант

отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм

поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры)

2-й вариант

нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями

жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям

3-й вариант

правонарушения

поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства

4-й вариант

отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями

может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей (Л. М. Зюбин)

Определение 2

Девиантное поведение

связано с неблагоприятными условиями социального развития

характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность

Варианты отклоняющегося поведения

1-й вариант

отклонения социально-пассивного типа

выражается в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома)

2-й вариант

отклонения корыстной направленности

проявляется в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.)

3-й вариант

отклонения агрессивной ориентации

проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений) (С. А. Беличева)

Определение 3

Девиантное поведение

имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив)

обусловлено психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием

Варианты отклоняющегося поведения

1-й вариант

особенности отдельных психических процессов

повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность и др.

2-й вариант

социально обусловленные качества личности и черты характера

неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость и др.

3-й вариант

низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям

неопрятность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы и др.

4-й вариант

вредные привычки

курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми

Теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков


Классификации отклоняющегося поведения детей и подростков

  1. Медицинский (психобиологический) аспект

Названная группа дефектов (по В.П. Кащенко)

Проявления дефектов

1) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные

психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев и др.

2) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами

болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными и др.

  1. Педагогический аспект

Разновидности отклоняющегося поведения подростков (по А.Л. Гройсман, В.Ф. Матвеевой)

1) страхи навязчивости

2) двигательная расторможенность

3) заикание

4) побеги из дома и бродяжничество

5) расстройство аппетита

6) патологическое фантазирование

7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия)

8) патологические увлечения (хобби-реакции)

  1. Социально-психологический аспект

Уровни дезадаптации детей и подростков (по С.А. Беличивой)

Характеристика проявлений дезадаптации детей и подростков

1) патогенная дезадаптация

как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах)

2) психосоциальная дезадаптация

связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации)

3) социальная дезадаптация

проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков)

  1. Психолого-педагогический аспект

Возрастной период


Младший школьный возраст (1-4-й классы)

присущи капризность, упрямство, лень, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности

Средний школьный возраст (5-9-й классы)

грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться на общую пользу, стремление сделать что-нибудь «вредное», повышенный интерес к сексуальным вопросам

Старший школьный возраст (10-11-й классы)

пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость

Категория трудных детей (по М.А. Алемаксину)

Поведенческое проявления

1) трудновоспитуемые дети

равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность)

2) педагогически запущенные подростки

отрицательно относятся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление вина), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость)

3)подростки-правонарушители - трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки

совершавшие правонарушение (мелкое воровство, хулиганство и т.д.), нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища

4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши

совершавшие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии

  1. Нравственно-правовой (криминологический) аспект

  1. Категории несовершеннолетних (по Б.Н. Алмазову и Л.А. Грищенко)

1) несовершеннолетние преступники, нарушают уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность

2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту

3) остальные несовершеннолетние, проступки не выходят за рамки шалости.

  1. Категории несовершеннолетних (по Д.И. Фельдштейн)

1) подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями

2) подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе

3)подростки с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями

4) подростки со слабо деформированными потребностями, безвольные

5) подростки, случайно вставшие на путь правонарушений

  1. Категории несовершеннолетних (по А.И. Долговой, В.Д, Ермаковой, Г.М. Миньковскому)

1) подростки, для которых криминогенное поведение случайно, противоречащее общей направленности личности

2) подростки, для которых криминогенное поведение вероятно, но неизбежно, как результат наличия у них «шатающейся», неустойчивой направленности личности

3) ) подростки, для которых криминогенное поведение случайно с точки зрения повода и ситуации, но неизбежным в силу направленности личности на совершение преступления

4) ) подростки, для которых криминогенное поведение соответствующее преступной установке личности, включающей поиск и создание повода и соответствующей ситуации для противоправных действий


Характеристика детских поведенческих реакций и подросткового комплекса


Название реакций

Проявления

  1. Детские поведенческие реакции – это…

1.

реакция отказа (от пищи, деятельности)

реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе)

2.

реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований)

желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной или художественной школе)

3.

реакция имитации

стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться

4.

реакция компенсации

желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость -физической силой, бравадой)

5.

реакция гиперкомпенсации

отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке - занятие борьбой, при заикании - художественным чтением, пением)


  1. Подростковый комплекс – это..

1.

реакция эмансипации

стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью»

2.

реакция группировки

со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я

3.

реакция увлечения (хобби-реакция)

проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, информационно-коммуникативные, эгоцентрические накопительские, азартные)

4.

сексуальные влечения-реакции

связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения)