№ п/п | Виды нарушения речи | Характеристика | Особенности коррекции |
1 | Дислалия | Нарушение звукопроизношения. Слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. Механическая дислалия: нарушение строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого нёба и др. Функциональная дислалия: неправильным речевым воспитанием ребенка в семье; неправильное звукопроизношение взрослых в ближайшем окружении ребенка; педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия. | Обратиться к логопеду. Проводить специальную работу по развитию звукопроизносительной стороны речи при ее нарушении. |
2 | Нарушение голоса | Отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата | Охранительный голосовой режим. Нельзя перенапрягать и форсировать голос. Лицам, профессия которых связана с длительной голосовой нагрузкой, рекомендуется специальная постановка речевого голоса, которая предохраняет его от перенапряжения. |
1.Дисфония | Частичное нарушение голоса |
2.Афония | Полное отсутствие голоса |
3 | Ринолалия | Нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата. | нужда в ранней диспансеризации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь таким детям необходима как в до-, так и в послеоперационный период. Она должна быть систематической и достаточно длительной. |
4 | Дизартрия | Нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. | Раннее начало логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта. |
1.Анартрия | Утрата способности произносить звуки речи в результате паралича мышц и нервов языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции |
2.Стертая дизартрия | Речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. |
5 | Заикание | Нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. | Требуется систематическая помощь логопеда, а в тех случаях, когда заикание имеет затяжной характер , — также помощь психолога. |
6 | Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга. | Необходима длительная логопедическая помощь. Коррекционная работа с такими детьми последовательно осуществляется в специальных дошкольных учреждениях, а затем в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи |
1.Экспрессионная (моторная) алалия | Не формируется звуковой образ слова. Характерны упрощения слоговой структуры слов, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, а также слов во фразе. |
2.Импрессивная (сенсорная) алалия | Характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомом этого нарушения является расстройство фонематического восприятия. |
7 | Афазия | Полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражения ми головного мозга. | Логопедическая помощь должна обязательно сочетаться с целым комплексом реабилитационных воздействий. Помощь лицам с афазией осуществляется через систему здравоохранения |
8 | Общее недоразвитие речи (ОНР) | Нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической. I ур. — самый низкий. Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и звукоподражания, а также небольшое число существительных и глаголов, которые существенно искажены в звуковом отношении. II ур. — имеются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито. Дети более активно общаются при помощи речи. III ур. — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. | I ур. речевого развития должны обучаться в специальном дошкольном учреждении. Компенсация речевого дефекта ограничена, поэтому такие дети в дальнейшем нуждаются в длительном обучении в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. II ур. речевого развития нуждаются в специальном логопедическом воздействии длительное время как в дошкольном, так и школьном возрасте. Компенсация речевого дефекта ограничена. В зависимости от степени этой компенсации дети могут быть направлены как в общеобразовательную школу, так и в школу для детей с тяжелыми нарушениями речи. При поступлении в общеобразовательную школу они должны получать систематическую логопедическую помощь, так как овладение письмом и чтением у этих детей затруднено III ур. речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. |
9 | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) | Характеризуется нарушением произношения и восприятия фонем родного языка, формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. | Преодоление ФФН требует целенаправленной логопедической работы. |
10 | Дислексия | Многочисленные повторяющиеся ошибки в виде замен, перестановок, пропусков букв и т. п., что обусловлено несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс овладения чтением | Дети нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения. |
1.Фонематическая дислексия | У детей с несформированными функциями фонематического восприятия, анализа и синтеза. В процессе чтения путают буквы, обозначающие звуки, сходные по акустико-артикуляционным параметрам. При недоразвитии функций фонематического анализа и синтеза наблюдаются побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова . |
2.Семантическая дислексия | Несформированность процессов эвуко-слогового синтеза и отсутствием дифференцированных представлений о синтаксических связях внутри предложения. Такие дети овладевают техникой чтения, но читают механически, без понимания смысла читаемого. |
3.Аграмматическая дислексия | Несформированность грамматической стороны устной речи. При чтении предложений наблюдаются ошибки грамматического характера. |
4.Мнестическая дислекция | Нарушение установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука, т. е. дети не могут запомнить буквы и сопоставить их с соответствующими звуками. |
5.Оптическая дислексия | Те же механизмами, что и оптическая дисграфия. При чтении буквы, сходные по начертанию, смешиваются и взаимозаменяются детьми. Иногда может наблюдаться «зеркальное чтение». |
11 | Алексия | Нарушения чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения. | Консультации, которые помогают справиться с заболеванием, и помочь семье узнать, как лучше общаться с больным алексией. Индивидуальная программа реабилитации, чтобы сосредоточиться на устранении причины, вызвавшей заболевание алексией. |
12 | Дисграфия | Стойкие и повторяющиеся ошибки письма. Эти ошибки обычно группируют по следующим принципам: смещения и замены букв; искажения Звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизм; смешения букв по оптическому сходству. | Дети нуждаются в логопедических занятиях, на которых используются специальные методы формирования навыков письма и чтения. |
1.Артикулляционно-акустическая дисграфия | Искажения звукопроизношения и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Проявляется в заменах букв, которые соответствуют заменам звуков в устной речи ребенка |
2.Акустическая дисграфия | Несформированность процессов фонематического восприятия. Это проявляется в заменах и смешениях букв, которые обозначают звуки, различающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. |
| 3.Связанная с нарушением языкового анализа и синтеза | Нарушением языкового анализа и синтеза. Учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзов с последующим словом ; к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня |
4.Аграмматическая дисграфия | Более ярко, чем другие, прослеживается в связи с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи у детей. На письме нарушаются грамматические связи между словами, а также смысловые связи между предложениями. |
5.Оптическая дисграфия | Недоразвитием пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия. Проявляется в заменах и искажениях сходных по начертанию букв , неправильному расположению элементов букв и т. п. К этому виду дисграфии относится так называемое «зеркальное письмо». |
13 | Аграфия | Потеря способности писать при сохранности интеллекта и без расстройства координации движений верхних конечностей; возникает при поражении задних отделов верхней лобной извилины в левом полушарии у правшей. | Лечение, кроме направленного на устранение расстройства, заключается в регулярных тренировках навыков — списывании текста, записи под диктовку. |
Варианты | Характеристика отклоняющегося поведения | Примеры |
Определение 1 |
Девиантное поведение | отклоняющееся поведение, т. е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам | поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т. д. |
Варианты отклоняющегося поведения |
1-й вариант | отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм | поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры) |
2-й вариант | нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями | жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям |
3-й вариант | правонарушения | поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства |
4-й вариант | отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями | может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей (Л. М. Зюбин) |
Определение 2 |
Девиантное поведение | связано с неблагоприятными условиями социального развития | характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность |
Варианты отклоняющегося поведения |
1-й вариант | отклонения социально-пассивного типа | выражается в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома) |
2-й вариант | отклонения корыстной направленности | проявляется в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.) |
3-й вариант | отклонения агрессивной ориентации | проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений) (С. А. Беличева) |
Определение 3 |
Девиантное поведение | имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив) | обусловлено психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием |
Варианты отклоняющегося поведения |
1-й вариант | особенности отдельных психических процессов | повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность и др. |
2-й вариант | социально обусловленные качества личности и черты характера | неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость и др. |
3-й вариант | низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям | неопрятность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы и др. |
4-й вариант | вредные привычки | курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми |
Классификации отклоняющегося поведения детей и подростков |
Медицинский (психобиологический) аспект |
Названная группа дефектов (по В.П. Кащенко) | Проявления дефектов |
1) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные | психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев и др. |
2) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами | болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными и др. |
Педагогический аспект |
Разновидности отклоняющегося поведения подростков (по А.Л. Гройсман, В.Ф. Матвеевой) |
1) страхи навязчивости |
2) двигательная расторможенность |
3) заикание |
4) побеги из дома и бродяжничество |
5) расстройство аппетита |
6) патологическое фантазирование |
7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия) |
8) патологические увлечения (хобби-реакции) |
Социально-психологический аспект |
Уровни дезадаптации детей и подростков (по С.А. Беличивой) | Характеристика проявлений дезадаптации детей и подростков |
1) патогенная дезадаптация | как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах) |
2) психосоциальная дезадаптация | связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации) |
3) социальная дезадаптация | проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков) |
Психолого-педагогический аспект |
Возрастной период | |
Младший школьный возраст (1-4-й классы) | присущи капризность, упрямство, лень, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности |
Средний школьный возраст (5-9-й классы) | грубость, озлобленность, нежелание учиться и трудиться на общую пользу, стремление сделать что-нибудь «вредное», повышенный интерес к сексуальным вопросам |
Старший школьный возраст (10-11-й классы) | пренебрежительное отношение к родителям, взрослым, товарищам, к своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость |
Категория трудных детей (по М.А. Алемаксину) | Поведенческое проявления |
1) трудновоспитуемые дети | равнодушно относятся к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность) |
2) педагогически запущенные подростки | отрицательно относятся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление вина), постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость) |
3)подростки-правонарушители - трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки | совершавшие правонарушение (мелкое воровство, хулиганство и т.д.), нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища |
4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши | совершавшие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии |
Нравственно-правовой (криминологический) аспект |
Категории несовершеннолетних (по Б.Н. Алмазову и Л.А. Грищенко) |
1) несовершеннолетние преступники, нарушают уголовный закон в возрасте, обязывающем их нести ответственность |
2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности по возрасту |
3) остальные несовершеннолетние, проступки не выходят за рамки шалости. |
Категории несовершеннолетних (по Д.И. Фельдштейн) |
1) подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями |
2) подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе |
3)подростки с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями |
4) подростки со слабо деформированными потребностями, безвольные |
5) подростки, случайно вставшие на путь правонарушений |
Категории несовершеннолетних (по А.И. Долговой, В.Д, Ермаковой, Г.М. Миньковскому) |
1) подростки, для которых криминогенное поведение случайно, противоречащее общей направленности личности |
2) подростки, для которых криминогенное поведение вероятно, но неизбежно, как результат наличия у них «шатающейся», неустойчивой направленности личности |
3) ) подростки, для которых криминогенное поведение случайно с точки зрения повода и ситуации, но неизбежным в силу направленности личности на совершение преступления |
4) ) подростки, для которых криминогенное поведение соответствующее преступной установке личности, включающей поиск и создание повода и соответствующей ситуации для противоправных действий |
|
№ | Название реакций | Проявления |
Детские поведенческие реакции – это… |
1. | реакция отказа (от пищи, деятельности) | реакция на внезапное перемещение из привычной среды в необычную обстановку (при разводе родителей, при смене ученического коллектива в школе) |
2. | реакция оппозиции (сопротивление, невосприятие требований) | желание вернуть утраченные условия, как реакция на чрезмерные претензии к ребенку (требование отлично учиться, заниматься в музыкальной или художественной школе) |
3. | реакция имитации | стремление подражать кому-нибудь, имитируя его поведение, манеру одеваться |
4. | реакция компенсации | желание (стремление) восполнить неудачи, недостатки в одной области успехами в другой (неуспеваемость -физической силой, бравадой) |
5. | реакция гиперкомпенсации | отчаянные, безрассудные действия, направленные на замещение недостатка (при физическом недостатке - занятие борьбой, при заикании - художественным чтением, пением) |
| Подростковый комплекс – это.. |
1. | реакция эмансипации | стремление высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших, борьба за самостоятельность. Крайняя форма эмансипации может проявиться в побегах из дома, бродяжничестве, желании пожить «свободной жизнью» |
2. | реакция группировки | со сверстниками как потребность найти поле для самоутверждения, самовыражения, осознания собственного Я |
3. | реакция увлечения (хобби-реакция) | проявляется через интересы и потребности подростков; выделяют несколько типов увлечений как с положительной, так и отрицательной направленностью (интеллектуально-эстетические, телесно-мануальные, информационно-коммуникативные, эгоцентрические накопительские, азартные) |
4. | сексуальные влечения-реакции | связанные с половым созреванием несовершеннолетних; при отсутствии компетентного сексуального просвещения подростков эти влечения могут превратиться в перверзии (отклонения) |