Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Проверка домашнего задания. | Организует работу с упражнением 321 (с. 123). | Учащиеся поочерёдно читают словосочетания, называя главное и зависимое слова, ставят вопрос. |
Сообщение темы урока. | - Тема нашего урока посвящена одной из единиц синтаксиса – словосочетанию. | |
Постановка задач урока. | - Сегодня нам необходимо вспомнить, что такое словосочетание. Также мы будем учиться правильно определять вид словосочетания по характеру главного слова. | |
Целенаправленное повторение ранее пройденного материала. | - Сейчас я проверю, как вы усвоили пройденный материал (организует фронтальный опрос): 1) Что изучает синтаксис? 2) Дайте определение словосочетанию как единице синтаксиса. 3) Как в словосочетании определяется главное и зависимое слово? 4) С помощью каких средств в словосочетании устанавливается грамматическая связь? 5) Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием? 6) Что показывает модель словосочетания? | - Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи. - Словосочетание – это сочетание 2-х слов, связанных по смыслу и грамматически. Одно из них является главным, а другое – зависимым. - От главного слова задаётся вопрос к зависимому. - грамматическая связь в словосочетании устанавливается с помощью окончания или окончания и предлога. - Нет. Подлежащее и сказуемое тоже связаны между собой, но это не словосочетание, а грамматическая основа. - Модель словосочетания показывает, какое из 2-х слов является главным, а какое – зависимым и какими частями речи они выражены. |
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала: Слово учителя. Цифровой диктант (Цель: отрабатывать умение отличать словосочетания от грамматической основы). | - Словосочетание произошло от древнерусского «чета», что значит «два». Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании 2 компонента: главное и зависимое слова. От главного слова задаётся вопрос к зависимому. - В цифровой ряд запишите только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания: 1) лист берёзы, 2) иглы сосны, 3) серые тучи, 4) пробирался ёж, 5) осень проснётся, 6) ранние заморозки, 7)погожий день, 8) улетают птицы, 9) температура воздуха, 10) появляются грибы. - Открывайте тетради, запишите число и классная работа. | Взаимопроверка. Делают запись в тетрадях. |
Изучение нового материала: Работа с учебником (Цель: знакомство с группами словосочетаний) Слово учителя | - Внимательно рассмотрите схему упражнения 324 (с.123) и постарайтесь объяснить названия групп словосочетаний по характеру главного слова. - В именных словосочетаниях главным словом является именная (склоняемая) часть речи: имя сущ-ое, имя прилаг-ое, имя числит-ое, местоимение; а в глагольных словосочетаниях главное слово – глагол или его особые формы. - Приведите примеры словосочетаний разных видов. | Работают со схемой. Приводят примеры. |
Первичное закрепление материала: Самостоятельная работа (Цель: формировать умение определять вид словосочетания по характеру главного слова). Работа у доски (Цель: закреплять умение распределять словосочетания на группы; выделять средства связи слов в словосочетании). | Учитель даёт образец ответа: «В словосочетании «чистосердечное признание» главное слово «признание» (признание (какое?) чистосер-ое). Это словосочетание именное, т.к. соответствует модели «прил.+сущ.», где сущ-ое – главное слово. На доске: прил.+сущ. сущ.+сущ. нареч.+гл. | Выполняют упражнение 325 (с.124), распределяя словосочетания в 2 столбика: именные и глагольные; выделяют главное и зависимое слова. Устная проверка по цепочке ( по образцу, данному учителем). Выполняют упр.327 на стр.124: 3 ученика выходят к доске, заполняя каждый столбик. Совместная проверка: 1) мелодичный голос, международный кинофестиваль; 2) олимпиада по лингвистике, укрощение медведей, поздравление победителей; 3) радостно приветствовать, внимательно рассмотреть. |
Обобщение изученного материала: Словарный диктант (Цель: развивать умение самостоятельно составлять словосочетания, определять их вид). | Диктует слова: вечер, прохлада, весенний, солнце, лёгкий, вечерний, ветерок. - Составьте с данными словами словосочетания, определите их вид. | Записывают слова, составляют словосочетания и определяют их вид. |
Задавание домашнего задания. | Упр.326 (с.124) - Рассмотрите фотографию. Вам нужно будет составить 5 именных и 5 глагольных словосочетаний. Вы их запишите, распределяя по соответствующим группам (см. схему упр.324). | Записывают домашнее задание. |
Подведение итогов урока. | Выставление отметок. – Назовите виды словосочетаний по характеру главного слова. Чем они отличаются? - Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний. - Было ли вам интересно на уроке? - Что понравилось? - Что было трудным? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. |