СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды словосочетаний по характеру главного слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями данного урока являются: 1) дать представление о видах словосочетаний по характеру главного слова; 2) развивать умение определять вид словосочетания по характеру главного слова, выделять средства связи слов в словосочетании; 3) воспитывать культуру умственного труда, положительное отношение к предмету.

Просмотр содержимого документа
««Виды словосочетаний по характеру главного слова»»

План- конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: «Виды словосочетаний по характеру главного слова».

Цели: 1) дать представление о видах словосочетаний по характеру главного слова; 2) развивать умение определять вид словосочетания по характеру главного слова, выделять средства связи слов в словосочетании; 3) воспитывать культуру умственного труда, положительное отношение к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, классная доска.

Учебник: «Русский язык. 1 часть», С.И.Львова, В.В. Львов.

Формы организации: фронтальный опрос, цифровой диктант, самостоятельная работа, работа у доски, словарный диктант.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания.

Организует работу с упражнением 321 (с. 123).

Учащиеся поочерёдно читают словосочетания, называя главное и зависимое слова, ставят вопрос.

Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока посвящена одной из единиц синтаксиса – словосочетанию.


Постановка задач урока.

- Сегодня нам необходимо вспомнить, что такое словосочетание. Также мы будем учиться правильно определять вид словосочетания по характеру главного слова.


Целенаправленное повторение ранее пройденного материала.

- Сейчас я проверю, как вы усвоили пройденный материал (организует фронтальный опрос):

1) Что изучает синтаксис?





2) Дайте определение словосочетанию как единице синтаксиса.




3) Как в словосочетании определяется главное и зависимое слово?

4) С помощью каких средств в словосочетании устанавливается грамматическая связь?



5) Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?









6) Что показывает модель словосочетания?





- Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.

- Словосочетание – это сочетание 2-х слов, связанных по смыслу и грамматически. Одно из них является главным, а другое – зависимым.

- От главного слова задаётся вопрос к зависимому.

- грамматическая связь в словосочетании устанавливается с помощью окончания или окончания и предлога.

- Нет. Подлежащее и сказуемое тоже связаны между собой, но это не словосочетание, а грамматическая основа.

- Модель словосочетания показывает, какое из 2-х слов является главным, а какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала:

  1. Слово учителя.












  1. Цифровой диктант (Цель: отрабатывать умение отличать словосочетания от грамматической основы).





- Словосочетание произошло от древнерусского «чета», что значит «два». Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании 2 компонента: главное и зависимое слова. От главного слова задаётся вопрос к зависимому.

- В цифровой ряд запишите только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания: 1) лист берёзы, 2) иглы сосны, 3) серые тучи, 4) пробирался ёж, 5) осень проснётся, 6) ранние заморозки, 7)погожий день, 8) улетают птицы, 9) температура воздуха, 10) появляются грибы.

- Открывайте тетради, запишите число и классная работа.















Взаимопроверка.










Делают запись в тетрадях.

Изучение нового материала:

  1. Работа с учебником

(Цель: знакомство с группами словосочетаний)




  1. Слово учителя



- Внимательно рассмотрите схему упражнения 324 (с.123) и постарайтесь объяснить названия групп словосочетаний по характеру главного слова.

- В именных словосочетаниях главным словом является именная (склоняемая) часть речи: имя сущ-ое, имя прилаг-ое, имя числит-ое, местоимение; а в глагольных словосочетаниях главное слово – глагол или его особые формы.

- Приведите примеры словосочетаний разных видов.




Работают со схемой.
















Приводят примеры.

Первичное закрепление материала:

  1. Самостоятельная работа (Цель: формировать умение определять вид словосочетания по характеру главного слова).








  1. Работа у доски (Цель: закреплять умение распределять словосочетания на группы; выделять средства связи слов в словосочетании).



Учитель даёт образец ответа: «В словосочетании «чистосердечное признание» главное слово «признание» (признание (какое?) чистосер-ое). Это словосочетание именное, т.к. соответствует модели «прил.+сущ.», где сущ-ое – главное слово.





На доске:

прил.+сущ.


сущ.+сущ.


нареч.+гл.



Выполняют упражнение 325 (с.124), распределяя словосочетания в 2 столбика: именные и глагольные; выделяют главное и зависимое слова. Устная проверка по цепочке ( по образцу, данному учителем).



Выполняют упр.327 на стр.124: 3 ученика выходят к доске, заполняя каждый столбик. Совместная проверка: 1) мелодичный голос, международный кинофестиваль; 2) олимпиада по лингвистике, укрощение медведей, поздравление победителей; 3) радостно приветствовать, внимательно рассмотреть.

Обобщение изученного материала:

  1. Словарный диктант (Цель: развивать умение самостоятельно составлять словосочетания, определять их вид).



Диктует слова: вечер, прохлада, весенний, солнце, лёгкий, вечерний, ветерок.

- Составьте с данными словами словосочетания, определите их вид.



Записывают слова, составляют словосочетания и определяют их вид.

Задавание домашнего задания.

Упр.326 (с.124)

- Рассмотрите фотографию. Вам нужно будет составить 5 именных и 5 глагольных словосочетаний. Вы их запишите, распределяя по соответствующим группам (см. схему упр.324).

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока.

  1. Выставление отметок.

  2. – Назовите виды словосочетаний по характеру главного слова. Чем они отличаются?

- Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.

- Было ли вам интересно на уроке?

- Что понравилось?

- Что было трудным?



Отвечают на вопросы, приводят примеры.