II. Самоопределение. Стадия вызова. | Определить тему урока, цели и задачи. | Как вы считаете, чему должен быть посвящен последний урок темы о Великой Отечественной войне? Как можно его назвать с точки зрения оценки? Сегодня мы попытаемся определить : 1.итоги войны, уже можем сказать, скажите об основных итогах войны. 2.уроки войны 3.цена войны. Над двумя вопросами мы поработаем на уроке. Работать будем в группах. В каждой группе есть спикер, аналитик и рефлексаторы.
На каждом этапе урока будем делать вывод, и заполнять кластер (схему). | Ответы учащихся: Итоги Великой Отечественной войны; 1. итог. Разгром фашистской Германии. Государство -построенное на лжи, крови и насилии, исторически всегда обречено. 2. итогом можно назвать создание и совместная деятельность антигитлеровской коалиции. Государства. Столь разные по своему строю, традициям, истории, смогли объединиться во имя общей, великой цели – сокрушить фашизм. 3. итог Советский народ - народ победитель, героизм, которого невозможно оценить.
Проверка готовности работы в группах. Записывают тему урока. |
| Выступление групп. | Вопросы к первой группе с темой «Человек на фронте» 1.Опишите облик призывника 1941 года(одежда, вооружение, обученность). Зависело ли , на ваш взгляд, общее самочувствие солдат от организации их быта? 2.Какие чувства могли поднять солдат в атаку? 3.Чему могли быть рады солдаты в часы досуга? 4.Когда и в связи с какими условиями были приняты приказы №270 и 227? 5. Каково участие Южноуральцев на фронтах ВОВ (рассказать о об одном из земляков)
Вопросы к второй группе : Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей? Какой вклад внесли подростки? Объясните девиз «Все для фронта, все для победы!» В чем, по вашему, выразился трудовой подвиг южноуральцев в годы ВОВ. (рассказать об одном из земляков)
Вопросы к третьей группе : 1.Раскройте смысл « Нового порядка» на оккупированных территориях. 2.Какую цель преследовали нацисты. 3.Что вы знаете о холокосте(массовом уничтожении евреев нацистами)? 4.Какую роль играли оккупированные территории в экономике третьего рейха? 5.Чем можно объяснить причины массового размаха партизанского движения? 6.Расскажите о 85-й Челябинской стрелковой дивизии, и ее роль в партизанском движении Белоруссии. 7. Дети – партизаны, что вы об этом знаете.
Вопросы к четвертой группе:
1.Почему и как человек мог попасть в плен? 2.Чем объяснить особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных? 3.Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? 4.Оцените ее с точки зрения военной, идеологической, нравственной?
| Выступление лидера 1 группы (или нескольких человек от группы) Сохранились волнующие документы- предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Каждый боец мечтал о доме, защитить свою семью, многие были наслышаны как зверствуют фашисты на оккупированных территориях. Многие части Красной армии сражались самоотверженно. Об этом свидетельствует в своих дневниках генерал Гальдер Сталина решительных мер приказ № 270 был направлен о недопустимости попадания в плен , человека обвиняли в дезертирстве . Приказ № 227 вошел в историю как приказ «Ни шагу назад» Всего из Челябинской области ушли более 60 стрелковых и артиллерийских дивизий и бригад, авиационных и самоходных артиллерийских полков, танковых бригад и лыжных батальонов. История в лицах об В.И. Медведеве.- Герой советского Союза, житель г. Троицка Челяб-ой обл.
Выступление лидера 2 группы Уже за первые пять месяцев войны из прифронтовых в восточные районы страны удалось направить более 1500 крупных промышленных предприятий (примерно столько, сколько было создано в годы первой пятилетки) и свыше 10 млн. человек. Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. Порой станки и оборудование монтировались под открытым небом, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов. Самоотверженные усилия советских людей вскоре дали свой результат. Если выпуск валовой промышленной продукции к ноябрю 1941 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с довоенным, то уже в декабре падение производства прекратилось, а с марта 1942 г. начался его стремительный рост. К середине 1942 г. завершился перевод экономики на военный лад, выпуск военной продукции по своему объему превзошел германский уровень Каждый человек в тылу понимал его значимость в достижении победы. Так как мужчины ушли на фронт , у станков на заводах их заменили женщины и подростки, в полях трудились так же женщины и дети со стариками. В свободное время вязали , шили теплые вещи на фронт. Уральцы вместе с эвакуированными людьми мужественно переносили все тяготы сурового военного времени и старались как можно скорее выдавать боевую технику, так необходимую фронту. Так, на ЧТЗ в течении 3 недель было смонтировано и установлено 5800 металлорежущих станков, 230 электропечей и другое оборудование. Строительство цехов и сборка танков разворачивалось одновременно. Разводились костры для, того чтобы обогреться. Уже в декабре 1941г тяжелы танки КВ с маркировкой кировского завода начали поступать на фронт. Начиная с 1942г и до конца войны на территории края производилось больше половины всех выплавлявшихся в стране металлов. Рассказ о И.М. Зальцмане- его вклад в победу.
Выступление лидера 3 группы Нацистский «новый порядок» представлял собой: безграничное оккупационное управление на захваченных территориях Уничтожение коммунистической идеологии и Советского государства. Политика геноцида. Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны. Использование экономического потенциала страны в личных целях. План «Ост» предполагал уничтожить 30 млн. русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. Евреи, цыгане и др. «неполноценные» народы вообще подлежали полному истреблению. Советский союз должен был стать аграрно - сырьевым придатком и источником дешевой рабочей силы. Борьба в тылу врага разворачивалась стихийно, были созданы партизанские отряды. В годы войны на территории страны действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых воевало более 1 млн. человек. Партизанские края и зоны стали базами развертывания борьбы с немецко-фашистскими оккупантами Они сковывали значительные силы фашистов, заставляя их отвлекать войска с фронта для борьбы с партизанами. 85 – я Челябинская стрелковая дивизия, в которой служило около 18 тыс. южноуральцев. Многие ее бойцы стали активными участниками партизанских движений Белоруссии, они совершали рейды в тылы противника, уничтожавшие вражеские гарнизоны, склады, мосты, ведущие подрывную деятельность на железных дорогах. Рассказ о Сереже Алешкове (Алешкине) и о Надежде Богдановой. С началом боевых действий на советско-германском фронте огромные массы бойцов и командиров Красной Армии по различным причинам попали в окружение. После ожесточенных боев многие из них погибли, незначительные группы вышли к своим, часть стали партизанами, но немало из них ввиду ранений, болезни, отсутствия боеприпасов, горючего и провианта были захвачены противником в плен. С оккупированных территорий за годы войны было угнано в Германию до 6 мил. Советских людей, преимущественно молодежи и детей. Начиная войну против СССР, политическое и военное руководство третьего рейха рассматривало советских военнопленных не только как людей «неполноценной расы», но и как потенциальных врагов Германии, с которыми не обязательно обращаться в соответствии с требованиями международного гуманитарного права. И это решение было возведено в ранг государственной политики. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях. Постановление Государственного Комитета Обороны от 27 декабря 1941г. В целях выявления среди бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену, в окружении противника, изменников Родины, шпионов и дезертиров, Государственный Комитет Обороны постановляет: …Для содержания указанных выше категорий бывших военнослужащих Красной Армии организовать специальные лагеря, назначив начальниками лагерей опытных оперативных работников НКВД, организовать в каждом из перечисленных выше лагерей Особые отделы. Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин Для тех кто возвращался из фашистской неволи , на родине ждали подозрения, суровая проверка органами МГБ и МВД, а многим пришлось сменить немецкие концлагеря на сталинско-бериевские. Кто же избежал участи ГУЛАГа, должны были жить под постоянным страхом. |
VI. Рефлексия. |
Эмоциональное завершение урока. | 1.Почему Великая Отечественная война никогда не будет забыта в памяти нашего народа? 2. Назовите крупнейшие сражения в Отечественной войне, героев и примеры их героизма? 3.Благодаря чему наш народ одержал Великую Победу в 1945 г.? С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы? Я увидела у вас стремление к исследовательской деятельности. Учитель благодарит детей за работу. | 1Принесла горе практически в каждый дом, разрушены города и сёла, экономика и армия в упадке. 2. Московская битва, Блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, Берлин 3.Героизм народа и солдат, единство фронта и тыла, роль великих полководцев, партизанское движение ская битва. |