СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия по объектам культурного литературного наследия города Владикавказа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия по объектам культурного литературного наследия города Владикавказа»

Международная научно-практическая конференция школьников «Ступени познания»











Секция: Мой край – моя Родина





Тема: «Виртуальная экскурсия по объектам

культурного литературного наследия города Владикавказа»







Автор работы:

Кайтукова Эмма Юрьевна



Место выполнения работы:

ГБОУ «Гимназия «Диалог», 5 класс



Научный руководитель:

Газзаева Альбина Резикоевна,

учитель начальных классов









Владикавказ, 2020-2021


Оглавление


1. Введение ……………………………………………………………………………………..….3


2. Основная часть………………………………………………………….……………..…..……3

2.1. Литературный Владикавказ ………………………………………………………...….…… .3

2.2. Для чего устанавливаются памятники?……………………………………….……..……….4


3. Практическая часть……………………………………………………………..………..……5

3.1. Опрос …………………………………………..…………………………………...………….5

2.3. Цели задачи, направления актуальность, познавательная значимость. ………….………..5

3.1. Разработка и размещение виртуальной экскурсии на сайте ……...………………..………7


4. Экскурсионные объекты………………….…..…………………………………...…….…….9


4.1. Памятник-бюст на могиле К.Л. Хетагурова во дворе Храма Рождества Богородицы..….9

4.2. Монумент перед зданием осетинского драматического театра им. Б. Тхапсаева……....12

4.3. Памятник Коста Хетагурову на проспекте Мира …………………………………………….13

4.4. Экскурсионные объекты «Памятники А. С. Пушкину»…………………………..……...14

4.4.1. «Бюст А. С. Пушкину»……..………………………………………….……………………14

4.4.2 . «Бюст А. С. Пушкину в Пушкинском сквере» …………………….………… …………15

4.4.3. А. С. Пушкин во Владикавказе..…………………………………………….…………………15

4.4.4. «Памятник А. С. Пушкину» ………………………………………….……………………17

4.4.5. «Памятник М.Ю.Лермонтову» …………………………...………….……………………18


4.4.6. Экскурсионный объект «Памятник М.А. Булгакову» ………….………………….……19

4.4.7. Мемориальная доска Гайто Газданову …………………………….…………….…….…20

4.4.8. Памятник Е.Б.Вахтангову………..………………………………….……………………21

4.4.9. Памятник Сека Гадиеву……………………………………………….……………………22

4.4.10. Памятник Аксо Колиеву …………………………………………….……………………23

5. Заключение ……………………………………………………………………………….…….24

6. Список литературы…………………………………………………………..…………………26


https://yadi.sk/d/SYXRTM-o5DlyLA Видео выступления!


Введение

В наш век стремительного технического прогресса мы все реже вспоминаем о наших духовных истоках, о наследии своего народа. Многие в наше время стремятся попасть в прекрасные уголки мира. Да, в мире много того, что вызывает восхищение. Но как же слепы бывают люди, которые не видят красоты своей Родины, не знают достопримечательности своего края, города, села.

Рреспублика Северная Осетия - Алания и ее столица г. Владикавказ располагают потенциальными возможностями для организации отечественного и международного туризма. В столице нашей республики большое количество историко-архитектурных  достопримечательностей,  живописные окрестности, мягкий климат, исключительно благоприятные условия для развития альпинизма и горнолыжного спорта, факторы, которые всегда привлекали и продолжают привлекать сюда туристов не только нашей страны, но и зарубежья. Владикавказ – город с уникальной историей. Общественные здания и жилые дома старой части города связаны с памятными историческими событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей  науки,  литературы,  искусства,  известных  архитекторов  и  военачальников. Исторический центр Владикавказа общей площадью 458 гектаров, сформировался в основном в конце XIX - первой четверти XX столетий и является уникальным градостроительным комплексом, который представляет значительную архитектурно-художественную ценность, не имеющую аналогов на Северном Кавказе. Около 250 зданий и сооружений, расположенных в центре, являются памятниками истории и архитектуры. А 13 из них – памятники федерального значения. Поэтому в феврале 1990 года Владикавказу был присвоен статус «Исторический город». Большая часть памятников расположена в центре города, поэтому не составит труда осмотреть значительное их количество, просто гуляя по городу. По мнению многих гостей – город Владикавказ (историческая его часть), является самым интересным и красивым городом на Кавказе. Владикавказ даже называют южным Петербургом.


1. Основная часть

2.1. Литературный Владикавказ

Литературные места Владикавказа – объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы. Но нужно живое, личное знакомство с той атмосферой, в которой писатель жил и работал, с тем дорогим для него уголком, который вдохновлял его. Литературные экскурсии обогащают человека духовно, доставляют ему эстетическое наслаждение.

Во Владикавказе в разные времена побывали мастера художественного слова. А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, А.Н.Островский, Кнут Гамсун, М.А.Булгаков, Г.Газданов, О.Ф.Берггольц, А. С. Серафимович … Здесь родился и учился режиссер Е. Б. Вахтангов. Поэты и прозаики, путешественники, музыканты, актеры, художники, в разные годы, жившие в нашем городе или проезжающие через него, оставляли о нем трогательно-нежные признания.

Я прошлась по старым улицам, где прогуливались Пушкин, Лермонтов, Коста, где творили Булгаков и Вахтангов. Знакомство с ними углубило мое впечатление от прикосновения к истории. Упоминаний в художественной литературе о Владикавказе встречается в «Путешествии в Арзрум» А. Пушкина, «Герое нашего времени» М. Лермонтова, «Записках на манжетах» М. Булгакова, «Вечере у Клэр» Г. Газданова…


2.2. Для чего устанавливаются памятники?

Во Владикавказе есть много различных памятников, монументов, скульптурных композиций, обелисков писателям и поэтам, и русским и осетинским, побывавшим во Владикавказе в разное время. Именами многих из них названы улицы.

И мое внимание привлекли именно эти памятники – памятники писателям, поэтам и другим деятелям культуры и искусства.

Памятник, память. Родственность этих слов не вызывает сомнения. В «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля читаем: «Память. ж. (мнить, мнети) – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего.». «Памятник – это всё, что сделано для облегчения памяти, для того чтобы помнить…».

Почему люди решают поставить памятник писателям, вообще деятелям культуры? Вероятно, потому что многие из этих людей сделали для нас многое: привили нам любовь к книгам, подарили нам ни с чем несравнимую радость общения с удивительным миром литературы. Они дарят каждый день читателям всего мира счастье, учат нас быть верными и добрыми, благородными и мужественными.

Установка памятников писателям и деятелям культуры и искусства – традиция, которая насчитывает не одно десятилетие. Во многих городах на улицах и площадях, в скверах и парках находятся скульптуры, посвященные различным поэтам и писателям. Каждый памятник имеет свою судьбу, свою историю.

Итак, памятники писателям, поэтам и другим деятелям культуры и искусства в городе Владикавказ стали объектом нашей исследовательской работы.


3. Практическая часть

3.1. Опрос

Мне стало интересно, а что знают о памятниках писателям и поэтам в нашем городе мои сверстники. Я провела опрос среди учащихся 4-х классов моей гимназии и задала один вопрос: «Что вы знаете о памятниках писателям и поэтам в нашем городе Владикавказ?».

В исследовании приняли участие 30 человек. Из них 12 человек (40%) – не владеют информацией вообще. 15 человек (50%) смогли назвать памятники, но они не смогли рассказать о них. И только 3 человека (10%) знают подробности о памятниках писателям и поэтам в нашем городе. Мною был сделан вывод: современное поколение не знакомо с архитектурными памятниками писателям и поэтам, установленным во Владикавказе. При этом не все родители уделяют внимание данной проблеме, считая ее неактуальной.

Не имея достаточного количества знаний о родном городе, трудно сформировать уважительное отношение к нему. Поэтому я твердо решила исследовать этот вопрос и совершила вместе с научным руководителем пешую экскурсию по исторической части Владикавказа, познакомилась с объектами культурного наследия города, связанными с писателями и поэтами, жившими или побывавшими во Владикавказе. Мне очень хотелось изучить жизнь и творчество писателей, относящееся к периоду пребывания в Осетии, а затем познакомить с ними наших сверстников. Так родилась идея создания собственного сайта, на страницах которого можно было бы не только совершить виртуальную экскурсию по старому Владикавказу, но и проверить свои знания, пройдя тест и получив сертификат.


2.3. Цели задачи, направления актуальность, познавательная значимость


Цель исследовательской работыразработать виртуальную экскурсию для учащихся моей гимназии, жителей и гостей нашего региона, дающее общее представление о нашем крае и о его достопримечательностях по Владикавказу по местам расположения памятников, установленных поэтам и писателям в городе.

Задачи исследовательской работы:

  • выяснить, кто и когда из писателей и поэтов побывали во Владикавказе;

  • выявить, кому из поэтов и писателей были установлены памятники во Владикавказе;

  • узнать, где и когда установлены памятники тем или иным писателям и кто автор скульптуры;

  • дать описание памятника с опорой на знание личности и творчества поэта или писателя;

  • развивать эстетическое восприятие окружающего культурного наследия родного города;

  • изучить теорию о технологиях создания одностраничных сайтов;

  • создание буклета карты экскурсионного маршрута;

  • составить виртуальную экскурсию по местам расположения памятников.

Методы исследования:

  • чтение учебной, научной, научно-популярной и справочной литературы;

  • опрос;

  • поиск информации в сети Интернет;

  • анализ;

  • обобщение и систематизация.

Актуальность работы.

Данную тему мы выбрали не случайно. Накопление опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры формирует у детей чувство любви к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление школьников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях, приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Актуальность темы состоит в том, что жители, гости Владикавказа и её маленькие жители мало знают о красивейших местах и достопримечательностях города, культурном наследии. Я считаю, что мы обязаны знать историю своего родного края. Только тот, кто хорошо знает историю своего края, его культуру, знает и гордится выдающимися людьми своей страны, станет настоящим патриотом Родины, заботящимся о сохранении и приумножении духовно культурного наследия своего народа. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

Актуальность работы продиктована также временем. В наше время появились новые развлечения: компьютер, ноутбук, телефон и другие приставки. Люди стали значительно меньше читать. Цифровой мир захватывает фактически все свободное время, как детей, так и взрослых. Люди начинают забывать великих писателей и поэтов. Продукт, который создан нами в ходе изучения и систематизации, будет интересен и востребован не только моими сверстниками, но и людьми старшего возраста.

Памятники писателям и поэтам – это напоминание нам о них. Памятники привлекают внимание людей, и таким образом возникнет интерес к личности писателя и поэта. Далее появляется желание познакомиться через личность писателя с его творчеством. Таким образом, возрастает интерес к чтению, к книгам. А в наше время это очень важно. Чтение художественной литературы играет большую роль в духовно-нравственном развитии и воспитании человека–гражданина России. высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Работа актуальна, потому что современное общество должно проникнуться уважением к памяти поэтов и писателей, признать их важную роль в формировании личности человека.

Новизна работы. Проанализировав представленные исследовательские работы, мы пришли к выводу, что исследований на данную тему практически нет. Есть работы, посвящённые памятникам литературным героям, памятникам историческим личностям, а вот исследований по нашей теме нет.

Практическая значимость работы. Считаю, что моя проектная работа может принести пользу учителям на уроках литературы, истории, ТКО, МХК, окружающего мира, на классных часах, на факультативных занятиях для расширения знаний обучающихся о своём городе. Данный проект будет в помощь и людям с ограниченными возможностями, маломобильным группам населения, которые смогут совершить экскурсию виртуально.

Основными преимуществами являются следующие:

1. Доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат.

2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

3. Возможность осмотра в любое время.

4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.
Основные недостатки:

1. Невозможно задать вопрос в режиме реального времени.

2. Зависимость от создателей - невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию.

3. Ограниченность впечатлений.


3.3. Разработка и размещение виртуальной экскурсии на сайте

Чтобы привлечь большее количество людей для знакомства с памятниками писателям и поэтам во Владикавказе, мы решили создать виртуальную заочную экскурсию в рамках нашего исследовательского проекта. Виртуальные экскурсии это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки. Виртуальные экскурсии, конечно, не заменят личное живое присутствие, но всё же приобретают большую популярность, потому что имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

    1. Не покидая помещения, можно с помощью компьютера посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны.

    2. За короткое время можно посетить несколько объектов.

    3. Виртуальная экскурсия позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. так как позволяют увидеть и детально рассмотреть тот или иной объект. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и др.

    4. В ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах необходимую информацию, но также они овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Многие музеи уже на протяжении длительного периода времени успешно применяют эту технологию. Последовав их примеру, мы разработали свой мультимедийный продукт, не имеющий аналогов среди общеобразовательных учреждений г.Владикавказа. 

Правильный отбор объектов влияет на качество экскурсии, поэтому очень важно их определить. Мы определили экскурсионные объекты и приступили к разработке виртуальной экскурсии.

Экскурсия, даже виртуальная, не должна быть перегружена большим количеством объектов, поскольку это увеличивает её длительность, а, следовательно, повышает утомляемость посетителей экскурсии.

Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающим, а по возможности - кратким.

Название нашей экскурсии «Виртуальная экскурсия по объектам культурного литературного наследия города Владикавказа»

Проект предполагал сбор и систематизацию информации об истории города, местных достопримечательностях, через литературные источники, летописи, беседы со старожилами, работу в архивах музеев для составления экскурсионного сайта. Мы прочитали много литературы по составлению экскурсий. Изучили биографию и творчество поэтов и писателей, чьи памятники нам предстоит посетить и представить аудитории. Провели беседы с учителями-филологами Кесаевой Е. К. и Колхидовой Э. М., которые нам поведали очень интересные факты из жизни писателей.

Проанализировали памятники с точки зрения истории проектирования, строительства, художественно – конструктивного решения. Затем подготовили описания выбранных объектов (исторические справки). И конечно помнили, что «краткость – сестра таланта». Постарались, чтобы текст экскурсии был не только информативным, но и не скучным, чтобы удерживать внимание посетителей нашего сайта.

Апробировать маршрут решили на уроке литературного чтения в 4 «А» классе ГБОУ «Гиманазия «Диалог», учитель Кодзасова М.К.

После успешной апробации мы разослали некоторым школам нашего города ссылку на наш сайт, тем самым приглашая своихпосетителей прогуляться по владикавказским улочкам и познакомиться с историей памятников, посвященных писателям и поэтам, в том числе и нашим выдающимся землякам, не выходя из дома.


4. Экскурсионные объекты


4.1. Памятник-бюст на могиле К.Л. Хетагурова

во дворе Храма Рождества Богородицы


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (из-за своего расположения на Осетинской горке, кратко именуемая в народе Осетинской церковью) основана и освящена в 1814-1815 гг. Осетинской Духовной Консисторией.

Церковь сооружена на высоком холме. Первоначально она была четырехугольной, затем стала крестообразной. В 1860 году ее обновили и расшири­ли, а в 1896 году уве­личили новой при­стройкой и обнесли каменной оградой. В 1890 году на территории Осетинской церкви была построена одноэтажная церковно-приходская школа. На этом месте ныне расположилась средняя школа № 13.

В советское время были размещены фонды художественного музея осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова. 13 апреля 1990 года решением № 111 исполнительного комитета Орджоникидзевского городского совета народных депутатов здание церкви и прилегающая территория были переданы Религиозному обществу православных христиан.

В сентябре 1992 г. в здании церкви состоялась первая после длительного перерыва служба. В сентябре 1993 г. церковь была реставрирована.

На территории церкви находится пантеон, где хоронили только из­бранных, заслуженных. Здесь покоятся лучшие сыны осетинского народа герои Кавказской войны и лучшие представители осетинской интелли­генции. Здесь похоронен выдающийся поэт, основоположник осетинской литературы, прозаик, драматург, художник, публицист, этнограф, краевед, просветитель, общественный деятель Коста Леванович Хетагуров.

Коста Хетагуров родился 15 (3) октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика русской армии Левана Елизбаровича.

Всю свою жизнь Коста посвятил служению народу, отдавая все силы на просвещение своих соотечественников. Внес большой вклад в литературное наследие своего народа. Его огромное дарование нашло воплощение в шедевре поэтического искусства осетинской лиры, жизнеутверждающей прозе, самобытной живописи и яркой публицистике.

"Я смерти не боюсь...

Холодный мрак могилы

Давно манит меня безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей.

Я счастья не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить".

Первый знаменитый сборник Коста Хетагурова увидел свет в 1899 году. Он назывался "Осетинская лира". Честнейший сын Осетии страдал и оплакивал в своих произведениях бедность муки и горе своего народа. Это была одна из главных тем творчества Хетагурова.

Наиболее известным и пронзительным его стихотворением считается «Мать сирот». Это стихотворение, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету, и обездоленность народа в которой живут обычные осетины. В тексте он описывает один из обычных вечеров простой многодетной горянки, оставшейся вдовой. Она уроженка его родного села Нар. Вечером женщине приходится возиться с костром в то время, как вокруг нее резвятся пятеро голодных и босых детей. Мать утешает только то, что совсем скоро будет готов ужин, на который каждый получит свою порцию бобов. Вместо этого замученные и уставшие дети засыпают, даже не дождавшись еды. Мать рыдает, так как знает, что, в конце концов, они все погибнут.

В сборнике «Осетинская лира» впервые в истории были опубликованы стихи для детей, написанные на осетинском языке. При этом много писал и на русском языке.

Литературная судьба Коста Хетагурова тесно переплетена с судьбой Лермонтова. Начиная от даты рождения: оба родились 15 октября, до места, которое осетинский писатель уделял Михаилу Юрьевичу в своем творчестве. Призрев все угрозы царской охраны, в 1889 году на открытии памятника Лермонтову в Пятигорске осетинский поэт выступил с речью, со стихами. Потом через некоторое время посвятил второе стихотворение ему. Оно называлось «Памяти Лермонтова». И там-то он сказал: «И в ущельях твоих будут слышны всегда его лиры могучей аккорды».

Произведения Коста Хетагурова переведены на многие языки мира. Знаменитый аварский поэт Расул Гамзатов писал: «Был я в Японии. И мне стало приятно, когда в одном из городов нам сказали, что хорошо знают нашего Коста».

Коста Хетагуров был не только талантливым поэтом, но и первым профессиональным художником – живописцем в Осетии. Первое произведение Коста, выставленное на выставке во Владикавказе, была картина "Святая Нина". Имя Коста – художника стало известно за пределами Осетии, и он получил заказ из Грузии, от заведения Святой Нины в г. Тифлисе. Картина была настолько удачно выполнена, что о ней писали в газете "Северный Кавказ" в 1887 году. В это же время Коста написал картину “Скорбящий ангел” – одно из наиболее выразительных его полотен. Шедевры Коста Хетагурова висят в музее искусств во Владикавказе.

Коста Хетагурова, защитника бедных и угнетенных, постоянно преследовали власти  и часто отправляли в ссылки. Из-за тяжелой жизни вдали от Родины Коста заболел. Измученный преследованиями и тяжелой болезнью, Коста умер 1 апреля (19 марта) 1906 года, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне — село Коста  Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики).

Первый раз он был похоронен 4 апреля (22 марта) 1906 года - в с. Георгиевско-Осетинское в одной могиле с отцом в ограде сельской церкви. Второй раз – 11 апреля (29 марта) 1906 года – во Владикавказе. По инициативе интеллигенции Терской области прах поэта решили перевезти во Владикавказ из с. Георгиевско-Осетинское.

Родственники Коста противились перевозке останков поэта и уступили лишь после настойчивых просьб общественности. Когда траурный поезд приблизился к первой осетинской станции Эльхотово, все селение вышло встретить прах любимого поэта. Особенно торжественной была встреча на станции Беслан. Сюда прибыли почитатели творчества поэта и все жители окрестных сел. На Владикавказском вокзале собрались тысячи людей разных национальностей, представители всех слоев населения области. «... Хотя приготовили траурную колесницу, но его все время несли на руках, даже на головах. Несли студенты, офицеры, простой народ – все старались хоть дотронуться до гроба. Грузин Шошиев покрыл гроб очень богатым парчовым покровом. Венков было около двенадцати.

Здесь состоялась панихида на осетинском, грузинском языках. По пути следования к осетинской церкви процессию встретило армянское духовенство города, отслужившее панихиду на армянском языке. После отпевания покойного поэта у могилы мулла произнес молитвы на арабском языке. В заключение траурного обряда было совершено традиционное посвящение коня умершему.    Надгробные речи в день похорон затянулись допоздна. Солнце уже почти зашло, горы, словно заволокло мрачной дымкой, когда начали опускать в могилу гроб. Так Осетия простилась со своим любимым сыном, великим поэтом, сумевшим подняться к вершинам передовой культуры своего времени и повести за сбой народ по пути борьбы за счастье и свободу. Простилась, но не забыла и не забудет никогда.

А в 1999 году, когда просвещенное человечество отмечало 140-летие со дня рождения поэта, имя Коста Хетагурова было увековечено «во вселенском масштабе». В его честь была названа звезда.

Международный звездный регистр. «Настоящее заверяется подписями и печатью Международного звездного регистра от 15.10.99. В соответствии с этим, Международный звездный регистр присваивает звезде в созвездии Дракона – 18 час 24 мин 48° 05' – имя Коста. Далее следует, что эта звезда будет отныне именоваться таким именем. Оно окончательно вносится в список регистра в Швейцарии и записывается в книгу, которая зарегистрирована в Регистрационной палате в США».

Первый памятник на могиле Коста, был выполнен в виде креста из железа и раскрашен под берёзовую кору. Вскоре железный крест поржавел и свалился, его забросили в церковную сторожку. Могильный холм постепенно сравнялся с землей, и только железная ограда, впоследствии поставленная почитателями поэта, являлась единственной защитой этого дорогого для осетинского народа места.

В 1956 году на могиле К.Л. Хетагурова был установлен памятник-бюст. Автоp – скульптор Сергей Павлович Санакоев.

Сергей Павлович заслуженный деятель искусств Северной Осетии и России, народный художник России, один из ведущих скульпторов республики. Окончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Родился 29 декабря 1920 года. Умер 27 мая 2002 года на 82-м году жизни. Похоронен на Аллее славы г. Владикавказ. Его работы хранятся в Художественном музее РСО-Алания, во многих российских городах. 



4.2. Монумент перед зданием осетинского драматического театра

им. Бало Тхапсаева


16 января 1955 года, во Владикавказе, пеpед зданием Осетинского дpаматического театpа (ул. К. Маpкса 57), в торжественной обстановке открылся памятник (бронза, гранит; высота памятника - 13 м) великому сыну осетинского народа Коста Хетагурову. На открытии присутствовали авторы памятника – знаменитый осетинский скульптор Сосланбек Тавасиев и архитектор Измаил Гайнутдинов. Приехали и высокие гости, в числе которых были известный советский писатель осетинского происхождения Николай Атаров, поэты Расул Гамзатов (Дагестан), Алим Кешоков (Кабарда), Александр Яшин (Москва) и Федор Гаглоев (Южная Осетия). Все они говорили о высокой духовной миссии поэзии Коста Хетагурова, о ее нетленной актуальности.

После того, когда отзвучали речи, были произнесены стихи, взору присутствующих открылся величественный памятник, на котором было начертано: Основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову (1859-1906) от Правительства Советского Союза 1955 г.

Памятник был преподнесен осетинскому народу в дар от Союзного правительства. Это было подтверждением на государственном общесоюзном уровне значения творчества Коста Хетагурова для многонационального СССР. В день открытия памятника был подписан Указ Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР, в соответствии с которым Тавасиеву Сосланбеку Дафаевичу было присвоено звание народного художника Северной Осетии, а Гайнутдинову Измаилу Галеевичу – заслуженного деятеля искусств Северной Осетии.

Памятник Коста Хетагурову украшает Владикавказ и сегодня.

4.3. Памятник Коста Хетагурову на проспекте Мира


Проспект Мира — центральный проспект во Владикавказе. Неповторимо красивый, необыкновенно уютный, в старину называвшийся Александровским. Трудно поверить, что там, где сейчас звенят трамваи, когда-то, не так давно, царствовали извозчики и не спеша передвигались пешеходы! Проспект начал формироваться в первой половине XIX века усилиями первого начальника военного Владикавказского округа и коменданта крепости генерал-лейтенанта Петра Нестерова и позднее был назван его именем Нестеровский бульвар.

В сентябре 1871 года в связи с посещением Владикавказа российским императором Александром II Нестеровский бульвар был переименован в Александровский проспект, а после революции в проспект Сталина. С 16 ноября 1961 года проспект Сталина стал называться проспектом Мира.

В 40-х годах XIX века по его инициативе были обустроены парк «Монплезир» (фр., «Мое удовольствие») — сегодня это прилегающая к проспекту часть парка, названного в честь Коста Хетагурова «Центральным парком культуры и отдыха им. Коста Хетагурова».

В 2009 году Владикавказу была подарена скульптура Коста его создателем, известным российским скульптором Владимиром Соскиевым.

Владимир Соскиев — признанный мастер, один из лучших скульпторов современности, академик Российской Академии художеств, член Союза художников РФ, народный художник РСО-Алания. Творчество его основано на национальных образах и традициях, академик Российской академии художеств, народный художник Северной Осетии. В 2011 году был награждён медалью «Во славу Осетии». Живёт и работает в Москве.

Его работы установлены в Москве, Париже, Владикавказе, Тарусе, Персональные выставки проходили во Франции и Аргентине. Среди известных работ скульптора — памятник Марине Цветаевой в городе Тарусе Калужской области (2006), памятник академику Пилюгину в Москве (2008), памятник Гайто Газданову в Париже, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа и др. Он — автор памятников Коста Хетагурову, установленных в Санкт-Петербурге и Владикавказе.

Работы В. Соскиева находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Бельгии, Румынии. Они всегда ярки и оригинальны, преисполнены душевной теплотой и спокойно-философским, искренним интересом скульптора к людям, к жизни. За лучшие работы года. 1992 году В. Соскиев был удостоен Гран – При Международной выставки в городе Нанси (Франция).

В самом центре старого Владикавказа, на аллее проспекта Мира, прямо напротив входа в Центральный парк, носящий его имя, на скамейку присел задумчивый поэт Коста Хетагуров. О чём задумался поэт? Что его так сильно волнует? Тяжёлая беспросветная жизнь его народа? Или его собственная тяжёлая судьба? Владимир Соскиев в своём интервью сказал: «Идея у меня изначально такой и была: показать Коста не как монумент, а как человека. Близкого нам, сегодняшним, живого, простого, доступного. Насколько получилось ее осуществить – судить уже горожанам. А сам замысел украсить такой скульптурой этот оживленный уголок старого Владикавказа – думаю, просто замечательный».

Стоит отметить, что первый скульптурный памятник Коста Хетагурова работы Владимира Соскиева был установлен в 2009 году в ноябре в сквере Санкт-Петербургского Государственного Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина, в котором в конце 19 века обучался будущий гений осетинского народа. И вот вторая работа Владимира Соскиева, посвященная Коста – теперь на исторической родине скульптора, где, несомненно, станет не только украшением, но и достопримечательностью города, в котором жил и творил поэт.


4.4. Экскурсионные объекты «Памятники А. С. Пушкину»


4.4.1. Бюст А. С. Пушкину

Всего в разных странах мира установлено около двухсот памятников великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Три из них находятся во Владикавказе.

В ознаменование 100–летия со дня рождения великого поэта в 1899 году во Владикавказе постановлением городской управы Владикавказа открыто начальное училище им. А.С.Пушкина на 120 мест в третьей части города. Это было частное здание господина Шкларского по ул. Кизлярской, рассчитанное на 120 и человек и состоявшее из 3 классных комнат. Первый выпуск состоял лишь из 7 человек. Городская дума пошла навстречу учителям и 18 марта 1899 года на своем заседании постановила построить начальное одноклассное приходское училище в затеречной части города, у Апшеронской церкви, и присвоить ему наименование «Пушкинское». Строительство школы было закончено лишь в 1903 году. На этом месте был установлен бюст поэта – самый первый владикавказский памятник поэту. Над входными дверями для него было сооружено специальное окошко в пушкинской школе. Автор – скульптор Шмидт. До наших дней сохранились и здание (здание детской музыкальной школы имени Тавасиева) и бюст, который является первым памятником Пушкину во Владикавказе, но не единственным.



4.4.2 . Бюст А. С. Пушкину в Пушкинском сквере


Пушкинский сквер во Владикавказе — историческое место. Именно здесь располагалась Владикавказская крепость, откуда начал строиться город. В 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина, Городская Дума постановила: «Назвать именем Пушкина сквер против Старого собора», который был сооружён в центре Владикавказской крепости храма.

С окончательным установлением советской власти сквер переименовали в сквер Красных пожарников, так как рядом разместилась городская пожарная команда. Правда вскоре одумались и скверу вернули прежнее имя. Но, ненадолго. В середине 30-х годов было решено построить правительственное здание и другого места кроме Пушкинского сквера не нашлось. А вскоре, в 1937 году, в год 100-летия со дня смерти поэта, из Москвы прибыл запрос — в каком состоянии Пушкинский сквер.

Местные власти спешно снесли уже закрытый Спасо–Преображенский собор и заровняли кладбище в его ограде, в центр нового сквера поставили памятник поэту и объявили, что это и есть дореволюционный Пушкинский сквер. Трагизм истории еще и в том, что здесь были похоронены те, с кем А.С. Пушкин общался, посещая Владикавказскую крепость — декабристы и крепостное начальство.

В 1994 г в Пушкинском сквере установлен Памятник-бюст А.С. Пушкину, на том месте, где в 1830-е гг. располагался «Дом для приезжих господ», в котором останавливался А.С. Пушкин. Автоp памятника - скульптоp В.В. Хаев.

4.4.3. А. С. Пушкин во Владикавказе

Наш край поэт посетил в 1829 году во время второй поездки на Кавказ. Пушкин 19-го мая приехал в укрепление Урухское, где остановился на ночлег. Он ехал с «оказией». Это прикрытие, состоящее из полроты пехоты и пушки, с которым ходят обозы через Кабарду из Владикавказа в Екатериноград». Пушкин в «Путешествии в Арзрум» рассказал, как отправлялись «оказии»: «Мы дожидались недолго. Почта пришла на другой день, и на третье утро в девять часов мы готовы были отправиться в путь». Поясню вам, что почта отправлялась в то время на юг два раза в неделю, и приезжим приходилось ждать «оказии».

Передвижение большого каравана, в котором было около 500 человек, совершалось медленно. По пути Пушкин посетил укрепление «Минарет», находившееся близ нынешнего селения Эльхотово, на противоположном берегу Терека. В своем «Путешествии в Арзрум» он дал описание развалин древнего города Татартуп (что в переводе означает «стан татар») и сохранившегося там стройного минарета. Развалины некогда богатого аула Татартуп произвели на Пушкина большое впечатление.

«...Наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрелись цветы, порожденные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная лесистая гора; за нею находилась крепость. Кругом ее видны следы разоренного аула, называвшегося Татартубом...Легкий, одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы.»

20 мая поэт остановился на ночлег в Ардоне, в доме его основателя Тасо Гайтова, а 21 мая Пушкин прибыл в крепость Владикавказ. «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружен осетинскими аулами,- писал Пушкин в своем путевом журнале.

Заинтересовавшись жизнью осетин, он посетил одно из ближайших к крепости селений и попал на похороны. Пушкин так описывает этот обряд:

«Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряженная двумя волами. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с горьким плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли смирно. Мертвеца вынесли на бурке, положили его на арбу. Один из остей взял ружье и положил его подле тела. Волы тронулись. Тело должно было быть похоронено в горах, верстах тридцати от аула».

Возможно, именно тогда возник у Пушкина замысел незавершенной поэмы «Тазит». С психологической точки зрения эта поэма представляет интерес неимоверный. Автор показывает разное отношение к кровной мести со стороны отца и сына.

Будучи во Владикавказе, Пушкин навестил местного коменданта Н.П.Скворцова. Мудрый и добрый генерал устроил многолюдный обед.

Генрий Кусов, известный наш историограф, пишет, что именно на этом званом обеде Пушкин заступился перед хозяином обширного края от Кабарды до Осетии за Битко-Василия, несправедливо, якобы, задержанного за убийство. Впоследствии Битко – Василия отпустили за недоказанностью улик. Говорят, эту необычную историю вызволения пленника пересказывали на Осетинской слободке друг другу на кувдах, и сам Кусов ее слышал во время встреч с интересными людьми слободки.

Во Владикавказе было написано стихотворение «Калмычке». Оно написано было 22 мая, а 23 мая Александр Сергеевич вместе со своими спутниками- графом Мусиным- Пушкиным и его зятем Шервалем Э.К.- в сопровождении пехоты и казаков направился в Грузию. В Ларсе они заночевали. По пути поэт видел «низенькие осетинские мельницы», колеса которых приводились в движение волнами Терека, и развалины какого-то замка»... они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездами ласточек»...


4.4.4. Памятник А. С. Пушкину


Следует отметить, что в 2014 году в честь 185-летия со дня приезда Александра Пушкина во Владикавказ - проездом из Петербурга в Тифлис, было принято решение открытия ещё одного памятника поэту в нашем славном городе. Новая скульптурная композиция в столице Северной Осетии. Аллею на улице Миллера теперь украшает памятник Пушкину. Работа выполнена настолько в необычном стиле, что еще до официального открытия вызвала бурное обсуждение. Одним памятник понравился, другим же такой Пушкин оказался незнаком. Так что вечен ли рукотворный памятник бессмертному поэту покажет время. Признанный художник Михаил Дзбоев, например, композицию находит уникальной. Говорит, нестандартный подход, это нечто большее, чем просто скульптура. Памятник представляет из себя скульптурную группу. Пушкин въезжает в крепость Владикавказ на бричке, запряженной быками – самый распространенный тогда вид транспорта у горцев. Один из эпизодов южной ссылки поэта.

Автор произведения – скульптор Владимир Соскиев. Такой подарок он решил преподнести городу в День поэзии. Финансовую поддержку оказал меценат Таймураз Боллоев.

Владимир Соскиев, скульптор: «Именно здесь, во Владикавказе, в старом городе. Подобрали светильники, как в старом городе. Мне очень хотелось, чтобы вплоть до дорожки было так, как это было. Но, к сожалению, не все удается, мне кажется, что не все удается, но мы это сделали в целом». По замыслу автора монумента Владимира Соскиева, подарившего скульптурную композицию городу, «памятник отражает дух старинного Владикавказа.

В день открытия монумента на пересечении улиц Миллера и Кирова с утра звучала классическая музыка, атмосферу и колорит пушкинской эпохи передавали актеры в костюмах 18 века. Один из них, изображая самого великого поэта, читал горожанам свои стихи.  

Новая достопримечательность привлекает любопытные взгляды горожан.


4.4.5. Памятник М.Ю.Лермонтову

О пребывании Михаила Лермонтова во Владикавказе его жителям напоминает бронзовый Лермонтов, всматривающийся с берега Терека в цепь Кавказских гор. Красоты Дарьяльского ущелья не оставили равнодушным поэта. Сохранился набросок карандашом, сделанный Лермонтовым, возможно даже в дороге – узнаваемый силуэт гор, одно из красивейших мест Северной Осетии.  Лермонтов бывал во Владикавказе дважды. Впервые поручик Лермонтов попал во Владикавказ в 1837 году, во время своей первой ссылки на Кавказ. Также известно, что именно в столице Северной Осетии автор начал писать одну из частей романа «Герой нашего времени».

Известно, что останавливался Михаил Юрьевич тогда в домике для проезжих господ в Пушкинском сквере сейчас, где гостил и Александр Сергеевич Пушкин. У Лермонтова можно найти описание этого домика и вообще Владикавказа 19-го века в его романе «Герой нашего времени»: «…к ужину я успел во Владикавказ. Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие… Смотрел в окно. Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается все шире и шире, мелькали из-за деревьев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке».

«Осетинский след» в творчестве Лермонтова можно проследить не только в его знаменитом романе. Как пишет Ирина Гуржибекова, народный поэт РСО-Алания, журналист: «Не все знают, что в основе «Демона» лежит легенда о духе гор Гуда, и рассказали ему об это именно в осетинском ауле. Когда берешь в руки Мцыри, Демона. То наши горы, все то, что мы любим, еще и еще раз всплывает. Он был русский, но где-то был горец как будто».

В 2011 году 21 мая во Владикавказе был установлен памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Автором памятника стал известный скульптор Николай Ходов. Бронзовый Лермонтов с берега Терека всматривается в цепь Кавказских гор на полюбившиеся ему вершины.

Скульптор подчеркнул, что Лермонтов – весьма значимая часть его творческой жизни, что воображаемый образ поэта все время с ним многие-многие годы.

Памятник Лермонтову интересен не только тем, что автор с хорошей долей художественной фантазии и исторической скрупулезностью подошел к воплощению своего замысла, но всей своей композицией, в которой скульптура и ее постамент составляют единое целое. Ходов даже признался, что именно скульптурные линии соотнес с рельефом природного камня, положенным в основание монумента.

Камень – мягко сказано. Это 40-тонная глыба, найденная в пойме Терека, которая оказалась непосильной для оборудования камнерезного цеха. На нее-то сразу и обратил внимание скульптор, увидев в ней то, что мысленно искал. Что касается самого Лермонтова, то он изображен таким, каким и прибыл на Кавказ – в форме Нижегородского драгунского полка с некоторыми индивидуальными особенностями. Дело в том, что по пути в Тифлис поэта в Ставрополе обокрали, и ему в Пятигорске пришлось заказывать новую форму, на которой по указанию Лермонтова сшили с каждой стороны по четыре газыря вместо шести. Даже эти тонкости учел в скульптуре поэта Николай Ходов.

«Я снял с этого валуна гипсовую форму, сделал модель 1 к 10 и лепил по этим линиям», – поделился нюансами творческого процесса Николай Ходов.


4.4.6. Памятник М.А. Булгакову

В 2012 году, в историческом центре Владикавказа, на улице Маяковского недалеко от дома №9, которая раньше называлась Слепцовской, был установлен его двухметровый памятник из бронзы Михаилу Булгакову. Там в квартире №2 на втором этаже в прошлом веке жил и творил русский писатель и драматург. Создатели скульптурной композиции не оставили писателя в одиночестве. Рядом с ним примостился кот Бегемот. А над головой Булгакова - веер исписанных страниц.

Автором памятника стал заслуженный художник России и Северной Осетии Станислав Тавасиев. Выпускник Московского художественного института имени Сурикова, мастер с большой буквы – так о нем отзываются коллеги. Особенностью его творчества было гармоничное сочетание традиций классического, современного и  национального искусства. В Союзе художников говорят, что его творчество стало достижением классики современного осетинского искусства, работы получили широкое признание специалистов и жителей  республики.

Владикавказ по праву может считаться литературной колыбельной великого русского писателя, о чем сам Михаила Булгаков писал в своей автобиографии. Здесь будущий писатель прожил два года, работал заведующим театральной секцией подотдела искусств.

Почти по минутам можно восстановить все, что делал Михаил Булгаков в нашем городе. Друзья и знакомые считали Булгакова одновременно обаятельным и очень скромным. Писатель всегда был вежливым и умел вовремя отойти «в тень». Булгаков любил пошутить, никогда никому не завидовал и не искал лучшей жизни. Его отличали общительность и скрытность, бесстрашие и неподкупность, сила характера и доверчивость. О романе «Мастер и Маргарита» писатель перед смертью сказал только одно: «Чтобы знали». Такова его скупая характеристика своему гениальному творению.

Как известно, жизненные и творческие успехи Михаила Булгакова связаны с Владикавказом с 1919 по 1921 год. Здесь, в городе на Тереке, в жизни будущего писателя произошло самое значительное событие в его жизни: бывший военврач навсегда покончил со своей специальностью и начал свой творческий путь. Именно во Владикавказе началась его журналистская, драматургическая и писательская деятельность.

Булгаков активно выступал с лекциями по литературе, принимал участие в вечерах юмора. Во Владикавказе он впервые попал в атмосферу творческой богемы и выступал на сцене совместно с известными русскими писателями и поэтами. Здесь были опубликованы его журналистские статьи и заметки, первые фельетоны, а на сцене городского драматического театра прошли с большим зрительским успехом первые пьесы, и среди них наиболее значительная – «Братья Турбины».



4.4.7. Мемориальная доска Гайто Газданову


Интересно взглянуть на дом на Гаппо Баева, 65. На стене дома установлена мемориальная доска. В этом доме жил Саге Газданов, дед знаменитого русского писателя Гайто Газданова. Здесь часто в гостях у своего деда бывала семья Гайто во Владикавказе.

Сам Гайто родился в 1903 году в Петербурге в доме Магомета (Иосифа) Николаевича Абациева дяди матери Гайто. Отец - Иван (Баппи) Сергеевич Газданов, окончил Лесной институт в Петербурге, служил лесничим. Мать - Вера Николаевна Абациева, родом из осетинского селения Кадгарон, воспитанная в доме дяди - Магомета Абациева, поэтому детские годы жизни Гайто провел в Санкт-Петербурге. Затем Гайто с семьей часто переезжал, так как отец Гайто Вано Газданов, был лесничим. Газдановы успели пожить в Сибири, Полтаве, Тверской губернии и Харькове.

Гайто Газданов является писателем российского происхождения. Газданов чрезвычайно популярен и почитаем в Европе, особенно во Франции, где он прожил большую часть жизни, однако в России его произведения стали широко публиковаться через десятилетия после смерти писателя.

Является автором многих романов (Вечер у Клэр, История одного путешествия, Ночные дороги, Возвращение Будды, Пробуждение, Эвелина и её друзья и т.д.) т и рассказов (Рассказ об Ольге, Вечерний спутник, Рассказы о свободном времени, и т.д.).

Газданов практически не знал родного языка, он до конца своих дней пронес в душе гордость за принадлежность к осетинскому народу. Родина также гордится своим известным сыном — во Владикавказе именем Гайто Ивановича Газданова названа улица. Его имя носит и Северо-Осетинская республиканская юношеская библиотека им. Гайто Газданова.

Умер 5 декабря 1971 года в Мюнхене. Похоронен под Парижем на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В 2001 году при содействии дирижёра Валерия Гергиева на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа  был открыт памятник на могиле Гайто Газданова, автором которого является знаменитый скульптор Владимир Соскиев.


4.4.8. Памятник Е.Б.Вахтангову


Во Владикавказе 8 июня в 2012 году был открыт памятник выдающемуся деятелю театрального искусства, талантливому театральному режиссеру, актёру и преподавателю Евгению Багратионовичу  Вахтангову. Он установлен в парке рядом с домом на пересечении улиц Армянской и Ч. Баева, во Владикавказе, в котором он родился, жил, провёл своё детство и юность.

Автор памятника Вахтангову во Владикавказе – известный осетинский скульптор Станислав Тавасиев. Он же автор нескольких городских скульптур - памятников Давиду Бугулову, Махарбеку Туганову, Михаилу Булгакову.

Евгений Вахтангов считается одним из основоположников русского театра. Театр для него стал судьбой, призванием и любовью. А была его жизнь до жгучей горечи короткой – неполных сорок лет. Но сколько он успел сделать для театрального искусства нашего Отечества за эти так скупо отпущенные ему судьбой годы!

Имя Евгения Вахтангова навсегда осталось в истории русского и мирового театра. Прославленный руководитель легендарной 1-й Студии МХТ, на основе которой позднее был создан Московский государственный академический театр, носящий его имя – Вахтанговский театр. Основатель знаменитой «вахтанговской школы», ставшей одним из самых ярких новаторских направлений в российском сценическом искусстве начала ХХ века… А началась эта дорога к вершинам здесь – в Осетии. В городе Владикавказе – столице Терской области, где 1 февраля 1883 года, 130 лет назад, в семье табачного фабриканта Багратиона Вахтангова появился на свет сын Евгений. И где – в каких-то пяти минутах ходьбы от дома родителей будущего великого режиссера, расположенного на углу улиц Купеческой и Армянской, стояло на Александровском проспекте здание городского театра. Ныне – Русского академического театра, тоже носящего имя Евгения Вахтангова, которое было присвоено ему в 1996 году. Дому семьи Вахтанговых около 160 лет. Здесь в полном объёме можно ощутить дух того времени.

Отец Евгения был жестоким и властным и, кроме своего дела, ничего не признавал. Но Евгений не пошёл по стопам отца. Во время учёбы в Московском университете он сразу же устроился в студенческий театральный кружок. Он решил посвятить театру всю свою жизнь, несмотря на запреты отца.

В студенческие годы, часто приезжал из Москвы во Владикавказ. Вахтангов пытался в родном городе организовать свой театр, он мечтал о том, чтобы здание фабрики отца было отдано под театр. Летом 1909 года Евгений Вахтангов руководит Владикавказским художественно-драматическим кружком и ставит в нем пьесы. Его отец снова был в ярости, считая, что расклеиваемые по городу афиши спектаклей с фамилией Вахтангов позорят его и наносит моральный ущерб фабрике. Летом 1910 года Вахтангов в очередной приезд во Владикавказ даже поставил оперетту, которая имела огромный успех.

Вскоре Евгений оставил юридический факультет Московского университета и поступил в Школу драмы А. Адашева в Москве. По окончании её он был принят в труппу Московского Художественного театра. Вскоре на молодого актера обратил внимание К. С. Станиславский. Он поручил Вахтангову вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХТ. Именно в этой студии дарование Евгения Вахтангова раскрылось в полной мере. Евгений Багратионович не только подарил театралам множество талантливых постановок, но и основал собственную студию, которая стала 3-й Студией МХТ, а позже переименована в Театр имени Вахтангова.

С открытием памятника Евгению Вахтангову он не просто вернулся во Владикавказ, а вернулся навсегда, словно остановившись рядом со своим первым домом и церковью, где его крестили.


4.4.9. Памятник Сека Гадиеву


В 2015 году в столице Северной Осетии в самом центре Владикавказа в исторической части города – на пересечении проспекта Мира и ул. Никитина был установлен памятник – монумент поэту, основоположнику осетинской художественной прозы, неутомимому просветителю, проповеднику православного христианства, безупречно совестливому человеку, который пользовался огромным авторитетом во всей Осетии Сека (Георгий) Гадиеву. Установка памятника приурочена к 160-летию со дня рождения писателя и 100-летию со дня его смерти. Это дань памяти славному сыну своего народа от благодарных потомков.

Автором памятника стал заслуженный художник России и Северной Осетии Станислав Тавасиев. Выпускник Московского художественного института имени Сурикова, мастер с большой буквы – так о нем отзываются коллеги. Монумент Сека Гадиеву стал последней работой скончавшегося в пошлом году талантливого скульптора, заслуженного художника России Станислава Тавасиева.

Сека Гадиев родился в 1855 году в горном селении Ганис Гудского ущелья, которое вместе с поселениями осетин в Трусовском ущелье и в Кобинской котловине составляли осетинские земли с многовековыми национальными традициями. Детство провёл в нужде и тяготах. В 18 лет самостоятельно научился грамоте и стал служителем в Гудской церкви. В1872 году он со своей семьёй переселился в Северную Осетию в поисках лучшей жизни. А позже поселился во Владикавказе на улице Тифлисской ныне пр. Коста, 161.

Писать Гадиев начал в конце семидесятых годов XIX века. Однако ему долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности. С самого начала своей творческой деятельности Сека испытал сильное влияние поэзии Коста Хетагурова. Первый сборник стихотворений Гадиева «Осетинский пастух» вышел в свет в 1905 году. Он состоял из 25 стихотворений и 22 басен. Всю свою жизнь Ссека провел с трудовым народом, среди бедноты. И он прекрасно знал мысли и чаяния бедных людей. Угнетенное положение народа, мечта и стремление к светлому будущему нашли четкое отражение в стихотворениях Гадиева. Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени.

Сека Гадиев погиб в результате трагического случая во Владикавказе на перекрёстке улиц Ардонской и Плиева в 1915 году. Он был похоронен около Ильинской часовни во Владикавказе. Но в советское время могила была утеряна. Но после стольких лет именно на территории храма пророка Ильи ему открыли надгробный памятник. Инициатором создания памятника выступил известный поэт и общественный деятель Кромвель Биазарти. Его поддержала Владикавказская епархия. Все расходы по созданию памятника взял на себя Ильинский храм. Проект памятника разработал скульптор Алан Корнаев. Кроме высоких чиновников на церемонии открытия памятника присутствовала правнучка Сека Гадиева – Виктория. Она пришла с фамильной реликвией – иконой Иисуса Христа, с которой отпевали Сека в 1915 году. Собравшиеся писатели, литературоведы, ученые говорили о том, что необходимо издать академическое собрание сочинений Гадиева, куда бы вошли все его разрозненные произведения.


4.4.10. Памятник Аксо Колиеву

Памятник Аксо Колиеву во Владикавказе расположен на перекрестке улиц Коста Хетагурова и Ватутина, в сквере недалеко от республиканского стадиона Спартак. Ранее на месте этого сквера находилась территория старого кладбища. Скульптура, сидящего Аксо Колиева в папахе, сложившего на коленях руки, расположена на невысоком широком постаменте. Скульптура и постамент – черного цвета. За скульптурой расположена каменная арка-портал светлого цвета. Подобные порталы нередко являются частью архитектуры христианских храмов. Ими обычно оформляется вход в церковь. К памятнику Аксо Колиеву ведут несколько ступеней. Территория в сквере вокруг памятника вымощена плиткой. В сквере у памятника установлены скамейки.

Аксо Колиев (Алексий Бесаевич Колиев) – осетинский поэт, священник и просветитель. Родился в 1823 году. Окончил духовную семинарию в Тифлисе. Был священником православной церкви с титулом протоиерея. Занимался переводом на осетинский язык религиозных книг. Организовал школу для девочек. Официально считается первым издаваемым поэтом, пишущим на осетинском языке. Поэзия Аксо Колиева также имеет религиозное содержание. Является почитаемой фигурой в Осетии. Во Владикавказе его именем названы улица и православная гимназия.



Заключение


Проект предполагал сбор и систематизацию информации об истории города, местных достопримечательностях через литературные источники, летописи, беседы со старожилами, работу в научной библиотеке, Государственном архиве РСО-Алания, составление экскурсионного маршрута и выпуска карты.

Эти памятники культуры мы отобрали для экскурсии. Они стали объектами нашей исследовательской работы, потому что одна из основных задач современного общества - знать культурно-историческое наследие своего края, города. Все перечисленные памятники являются объектами культурного наследия и представляют собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства. Являются символом в истории нашего народа, нашего города.

Мы намерены поделиться своим знаниями, опытом со всеми школами города Владикавказа. Реализация данного проекта позволит учащимся школ, жителям и гостям не только изучить историю своего города, но и передавать полученные знания из поколения в поколение. У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие. Причём не только книжное. В своём проекте я представила рассказы далеко не о всех, но о самых интересных, на мой взгляд, литературных местах России.

Каждое литературное место овеяно образом того писателя, который там жил и творил, каждое такое место – наше общее достояние, наша национальная святыня. В наш век стремительного технического прогресса мы всё реже вспоминаем о наших духовных истоках, о национальных традициях, о культурном наследии своего народа. А ведь только тот, кто хорошо знает историю своей страны, гордится выдающимися людьми и местами, связанными с их деятельностью, станет настоящим патриотом, радеющим о сохранении и приумножении духовно-культурного наследия своего народа.

В ходе работы над проектом я поняла, как важно для человека иметь Родину, как важно быть частью этого огромного культурного пространства, которое облагораживает и одухотворяет человека.



































Список литературы:

  1. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. - Репр. воспроизв. изд. 1912-1914. - М. : Цитадель, 1998 год.

  2. Тамерлан Техов «Путеводители к истокам» (ж-л «Дарьял», 2018, №1-6).

  3. Генрий Измайлович Кусов. Малоизвестные страницы кавказского путешествия А.С. Пушкина. 1983 год.

  4. Александрова, Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы [Текст] / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2013. – №10. – С.22-24.

  5. Калоев Б.А. Осетины. – М., 1971.

  6. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. – Орджоникидзе, 1968.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.panotours.ru / Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия.

2. http://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332 / Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы.

  1. Куставинова, З.Т. Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности [Электронный ресурс] / З.Т. Куставинова // Социальная сеть работников. – 2014. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/09/ekskursiya-odna-iz-form-vneurochnoy-formy (дата обращения: 11.06. 2018). 16.

  2. Никитина, Н.А. Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве [Электронный ресурс] / Н.А. Никитина // Инфоурок. – 2014. – 28 сентября. Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=186808 (дата обращения: 13.06. 2018). 17.

  3. Устюжанина, Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения [Электронный ресурс] / Н.В. Устюжанина // Инфоурок. – 2016. – 9 декабря. Режим доступа: https://infourok.ru/virtualnaya-ekskursiya-kakinnovacionnaya-forma-obucheniya-1428454.html (дата обращения: 11.06. 2018).

















Приложение









29