Мастер-класс
Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию.
Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально.
Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Для формирования учебно-познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Информационная компетенция – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.
Считаю, что для формирования учебно-познавательных и информационных компетенций наиболее результативными являются следующие формы и методы визуализации: лента времени, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика, облако слов, интерактивный плакат, кроссенс, кластеры.
Лента времени позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Ленту времени на уроке информатике я использую при изучении темы «История развития компьютерной техники». Также возможно домашнее задание - создание ленты времени по теме «Устройство хранения информаций», «Компьютерные сети».
Кластер (кисть, гроздь) - графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс. Данный метод я использую не только на уроке, но и для самостоятельной работы дома. Например, создание кластера по теме «Виды информации». 5 класс.
Облако слов - эта форма визуализации данных, представляющая собой набор ключевых слов и словосочетаний. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Таким образом, с помощью сервисов, позволяющих создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития пространственного и критического мышления, аналитических способностей учащихся. Совершенствуются навыки структурирования, классификации и моделирования, умение выделять главное; развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.
Кроссенс - это головоломка нового поколения, позволяющая проводить ассоциации между изображениями. Использование приема кроссенс на уроках способствует формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся.
Кроссенс на уроке я применяю:
при определении темы и цели урока;
при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
при подведении итога работы на уроке в качестве рефлексии.
Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, содержащий интерактивные элементы, осуществляющие навигацию, которая позволяет отобразить необходимую графическую, звуковую, видеоинформацию и статический текст.
Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, легкость восприятия и образность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Использование инфографики помогает мне повысить эффективность подготовки учащихся к ОГЭ по информатике.
Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации.
Результативность представленного педагогического опыта
Применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.
Считаю, что применение технологии визуализации не только помогает лучшему усвоению содержания материала, но и вносит творческое начало в процесс обучения.
Одним из наиболее объективных критериев успешности работы над опытом является повышение качества знаний обучающихся по предмету.
Достоинством моего опыта является его технологичность: учитель любого предмета может использовать представленные формы и приемы визуализации на своих уроках.
Визуализация – формирование зрительного наглядного или мысленного образа.
Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современности.
Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающуюв себя:
- визуальные элементы,
- тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.
Основная цель инфографики – информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации – её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Существует три типа инфографики:
статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Принципы создания инфографики:
- актуальность и востребованность темы;
- простота и краткость;
- креативность;
- образность;
- точность и организованность информации;
- эстетическая привлекательность.
Технология создания инфографики:
1-й шаг – определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно – мнения и комментарии.
2-й шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.
3-й шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.
Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у обучающихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся.
Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:
создания проблемных ситуаций;
организации эффективной поисковой деятельности;
развития критического мышления;
развития открытой познавательной позиции
создания мотивации к изучению новой темы и др.
Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации.
Задание 1. Инфографика к уроку/учебному проекту.
Выберите любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета.
Подумайте, какой может быть идея инфографики.
Сформулируйте для себя проблему, которая будет отражена в инфографике.
Сформулируйте цель и задачи инфографики.
Разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты.
Подберите образы, картинки.
Подберите текст, который будет сопровождать инфографику.
Сразу оговорюсь, речь пойдет не о блок-схемах, интеллект-картах, диаграммах и презентациях. Я предлагаю взглянуть на возможности визуализации немного шире и обсудить, как она может помочь в поиске нестандартных решений, продвижении идей и, как бы избито это ни звучало, в том, чтобы научить ребенка самостоятельно познавать новое.
Ещё в университете я слышала о конусе Эдгара Дейла и, как и многие, довольно умело визуализировала для себя информацию в виде схем, рисунков и майнд-карт. Но все эти практики скорее помогали запомнить информацию, а не найти к ней новый подход.
Затем в моей жизни случился преподавательский опыт — я с радостью принялась использовать визуализацию, ведь она должна бы сделать новую для детей информацию наглядной, интересной и доступной. Я рисовала схемы, делала карточки со словами, в ход пошли и популярные сейчас интерактивные тетради. Но меня не отпускали два вопроса:
Как научить детей самим осмыслять информацию и подарить им вкус к самостоятельным исследованиям?
Как сделать визуализацию исходящей не от учителя, а от самого ребенка?
1. Метод вопросительного знака
Начну с простого метода, который замечательно отражает саму суть стратегий визуального мышления: вопросительный знак, раздёленный на пять секторов. Этот метод отлично работает при чтении текстов с целью поиска ключевой информации. Например, я использовала его на уроках, посвящённым традициям и праздникам разных стран. Заполнив такую схему, дети без труда могли своими словами рассказать о любом праздновании.
2. Метод ИНФОРМАЦИОННОГО КРУГА
3.
Задачи работы над темой
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Стимулирование самостоятельной творческой деятельности
Создание банка эффективных методов визуального мышления
Концептуальные положения
Концептуальной основой моей педагогической деятельности по теме являются общепедагогические технологии развития критического и визуального мышления, школа творчества Игоря Павловича Волкова, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генриха Сауловича Альтшуллера.
По определению известного психолога В. П. Зинченко «Визуальное мышление- это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих знание видимым».
Каждый учитель использует на уроках наглядный материал - формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы, модели и образцы. Первая цель учителя состоит в том, чтобы ученик смотрел на предъявляемые ему зрительные образцы. Этой цели достичь легко. Вторая цель состоит в том, чтобы ученик смотрел и видел то, что заложено в этих образах.
Для того чтобы сделать «живое созерцание» действенным, ученик должен научиться анализу визуальной информации. Прежде всего, должно произойти осознание общей структуры предложенного изображения (это может быть формула, чертёж, график, схема). При этом ученик стремиться распознать некоторую эталонную, стандартную ситуацию, мысленно ответить на вопрос «на что», т. е. на применение каких знаний, какого правила нацелена поставленная перед ним задача.
Работу организовала по трем этапам
Подготовительный этап – разработка основных направлений деятельности участников (учителя, родителей, педагогов дополнительного образования, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.
Основной (деятельностный)- организация учебного материала на основе визуального мышления
Создание учебных предметных моделей (переход от реалистичного изображения к абстрактных схемам, рисункам)
Разработка творческих проектов
Участие в творческих конкурсах и олимпиадах
Создание базы творческих работ учащихся.
Заключительный – сравнительный качественный анализ развития умений и навыков младшего школьника, создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии визуального мышления, оценивание результатов творчества.
Для того чтобы выявить уровни развития различных сфер своих учеников, на подготовительном этапе я провела исследование способностей детей на основе авторской методики Д.Р. Ганчуковой, педагога дополнительного образования Новосибирской области. Все задания были направлены на исследования уровня развития графомоторных навыков детей, пространственного восприятия и эмоциональной отзывчивости детей.
Как ребенок проявляет творческую инициативу, оригинальность, выразительность, готовность к принятию ответственности, настойчивость и изобретательность в достижении цели;
На основании полученных данных я сделала вывод о развитии тех или иных изобразительных умений ребенка, его склонности к изобразительной деятельности в целом.
Модель развития визуального мышления школьников на уроках
Визуальное мышление |
Визуально-действенное | Визуально-образное |
|
Содержательный компонент | Деятельностный компонент | Мотивационный компонент |
к р и т е р и и |
Оптимальный объем знаний теории по предметам;знание основных приемов деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся | Зрительно-моторная координация | Основные мыслительные операции | Воображение и фантазия | Управление мотивацией проектной деятельности; проектирование и создание визуальных образов учебных моделей, способствующих положительному эмоциональному настрою школьников, внутренней рефлексии |
Организация визуализации материала (схемы, графики, модели, рисунки, таблицы) | Рассмотреть, воспринять и мысленно преобразовать визуальный образ | Добавить элементы, придать необычные свойства, придумать свое решение |
|
п о к а з а т е л и |
Знать основные понятия по предметам; знать приемы работы с различными источниками и материалами | -зрительная память; - восприятие и воспроизведение по памяти; - координация движений | - концентрирование, переключение и распределение внимания; - анализ и синтез; - построение логический связей; - наблюдательность, свобода ориентации | Активность и раскованность мышления; Свобода оперирования образами | -положительная мотивация; - положительный эмоциональный настрой; - активность деятельности; - внутренняя рефлексия |
|
Организация учебного материала на основе методов визуального мышления |