Вклад педагогов в разработку проблем трудового воспитания дошкольников. Становление и развитие трудовой деятельности
Коробова О.В.
Детский сад №3 «Солнышко»
Василий Александрович Сухомлинский считал, что…труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире...
Что же такое труд?
Труд-это основа воспитания личности и обязанность каждого человека.
Воспитание трудом, как один из важнейших аспектов развития личности, начинается не в школе (детском саду), а с того момента, когда маленький любопытный человечек начинает наблюдать за деятельностью родителей, и стремится имитировать ее.
Выдающиеся педагоги, такие как А.С. Макаренко, Н.К. Крупская и В.А. Сухомлинский, придавали огромное значение трудовому воспитанию в дошкольном образовании.
На протяжении всей истории развития дошкольного образования проблеме трудового воспитания уделялось пристальное внимание.
В процессе труда дети овладевают многочисленными навыками и умениями, необходимыми для повседневной жизни, такими как самообслуживание и хозяйственно-бытовая деятельность. Совершенствование этих навыков не ограничивается лишь тем, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются такие качества, как самостоятельность, способность преодолевать трудности и волевые усилия. Это приносит ему радость и стимулирует желание овладеть новыми умениями и навыками.
Проблема трудового воспитания
Приобщение человека к трудовой деятельности начинается в дошкольном возрасте, для того, чтобы дети осознали важность и необходимость своей работы для окружающих людей, им нужно раскрыть ее значение.
Значение трудового воспитания в ДОУ заключается в следующем:
Всестороннее развитие личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка. Движения становятся увереннее и точнее.
Формирование нравственно-волевых качеств. В процессе трудовой деятельности начинается формирование ответственности, трудолюбия, исполнительности, самостоятельности, целеустремлённости и чувства долга.
Социализация личности. Трудовая деятельность даёт ребёнку приобщение к миру взрослых людей в реальном плане.
Развитие базовых и творческих способностей. Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Понимание пользы и необходимости труда. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу труда для себя и для коллектива.
Для того, чтобы ребёнок захотел трудиться, получать результат, приносить пользу себе и другим необходим кропотливый процесс. От первого подражания взрослому до осознанного (пусть и детского) труда пройдет немало времени.
История
Формирование системы трудового воспитания началось в 1919 году. Именно на Первом съезде по дошкольному воспитанию, а затем на Втором съезде в 1921 году были впервые сформулированы принципы включения труда в содержание дошкольного образования, определены требования к нему и поставлен вопрос о методиках трудового воспитания детей.
На протяжении всего времени развития педагогической науки вопросы трудового воспитания оставались актуальными для педагогов и психологов. Исторический опыт является одним из важнейших источников, из которого педагогическая наука черпает материал для решения ключевых проблем воспитания и заимствует ценные практики для применения в образовательной деятельности.
В отечественной дошкольной педагогике проблема трудового воспитания волновала педагогов с момента возникновения первых детских садов в России. В 20-егоды ХХ века был организован детский сад по методу Тихеевой, который стал своеобразной лабораторией, где отрабатывалась методика трудового воспитания.
Советский педагог Елизавета Ивановна Тихеева считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения.
Елизавета Ивановна разработала педагогическую систему «игры – труда» и практиковала в детском саду. Тихеева доказала, что игра и труд, широкое ознакомление с трудом взрослых являются важными средствами развития дошкольников. Елизавета Ивановна обогатила педагогический процесс оригинальными дидактическими пособиями (дидактическая кукла, рабочий швейный ящик и пр.), выдвинула идею организации трудовых уголков (уголок прачки, портнихи, кухонный уголок и др.). Большое место в практике ее детского сада нашли труд в природе, хозяйственно-бытовой и ручной труд.
Составной частью педагогического процесса по методу Елизаветы Ивановны Тихеевой были разнообразные трудовые поручения, как средство воспитания самостоятельности, трудолюбия и других личностных качеств.
Надежда Константиновна Крупская сыграла большую роль в определении цели, задач, путей трудового воспитания детей дошкольного возраста, своеобразия их труда, содержания и форм его организации. Во всех работах Крупской красной нитью проходит мысль о необходимости и возможности вовлечения детей в трудовую деятельность с самых ранних лет.
Труд в детском саду Надежда Константиновна рассматривала с воспитательной точки зрения. Она подчеркивала, что воспитательным средством труд будет только при определенных условиях:
1) Труд должен интересовать ребенка, только в этом случае труд будет свободным;
2) Труд следует организовать так, чтобы ребенок в его процессе применял приобретенные знания и умения;
3) Ребенку в каждом отдельном случае должен быть виден и понятен результат его труда;
4) Детский труд должен применяться не только в стенах школы, но и за её пределами, так как это позволяет открывать возможности для всестороннего взаимодействия с различными людьми, наблюдать жизнь, учиться жить, чувствовать себя уже с детства, с самых ранних лет полезным членом общества.
5) Обеспечивать участие каждого ребенка в изготовлении поделок вне занятия – в самостоятельной деятельности. Каждая изготовляемая поделка должна быть интересной детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.
6) В трудовом процессе предусматривается усложнение предлагаемой детям работы (по сравнению с предложенной на занятии ) в зависимости от усвоения ими программного материала.
Крупская подчеркивала, что трудовое воспитание должно занять важное место в работе детского сада, школы,
а также в семье с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
Труд детей как главное средство трудового воспитания должен рассматриваться не как самоцель, а как мощное средство всестороннего воспитания и развития детей.
Надежда Константиновна указывала, что труд развивает детей эстетически и физически, начиная с дошкольного возраста. Однако она обращала особое внимание на необходимость дозировать трудовые нагрузки и подчеркивала, что доступность труда для детей должна определяться с учетом их физических и психических особенностей. Для дошкольников это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд. Она предостерегала от недооценки этих видов труда для детей всех возрастов, справедливо считая их основой самостоятельности, равноправия в быту и правильных взаимоотношений между мужчинами и женщинами . Вместе с тем она неоднократно напоминала о необходимости тесно связывать труд детей в детском саду с организацией их быта, их играми.
Как и Крупская, педагог Антон Семёнович Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
Антон Семёнович разработал рекомендации по организации детского труда. В рекомендациях уточнено содержание труда, даётся постепенное усложнение, требования к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых поручений, обязанности в семье, отмечается роль участия в общих проблемах и заботах.
Антон Макаренко стал автором метода производственного и коллективного воспитания. Он считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость.
Василий Александрович Сухомлинский - Советский педагог-новатор считал, что одним из самых важных воспитательных методов является труд. Мысли Василия Александровича о трудовом воспитании не потеряли актуальности и сегодня.
Именно в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого поколения, формируется личность. Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах.
Великий педагог считал следующее:
- «Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспитание каждого школьника»;
- «Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы»;
- «В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
В своей книге «Сердце отдаю детям» Василий Александрович Сухомлинский рассказывает о том, как шестилетки с увлечением выращивают цветы и 8 Марта дарят их мамам, бабушкам, воспитательницам. Это и самим приносит радость и вселяет веру в то, что и они способны радовать других.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. Целью трудового воспитания Василий Александрович Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда.
Становление и развитие трудовой деятельности.
И так трудовая деятельность – это широкое понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из разных трудовых процессов.
Трудовой процесс – своеобразная единица трудовой деятельности, в структуре которой отчетливо представлены все компоненты трудовой деятельности: цель труда, трудовые действия, достигнутый результат, мотивы.
Овладеть трудовой деятельностью – это, прежде всего, овладеть трудовым процессом, его компонентами в единстве, связях.
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольный возраст характеризуется подражательным развитием ребенка, то есть он познает мир через повторение действий за взрослыми. Этот фактор обуславливает следующие особенности становления трудовой деятельности младших дошкольников:
1.Трудовая деятельность основана на подражании: ребенок становится соучастником трудового процесса, в котором он выполняет все те действия, которые выполняет взрослый, постепенно развивая и расширяя свои трудовые навыки.
2. Игра делает трудовую деятельность интересной и увлекательной для ребенка, мотивируя его к выполнению разнообразных трудовых операций
3. Трудовая деятельность младших дошкольников не имеет для них социальной ценности и значимости.
4. Результат труда не имеет значения для ребенка. Ему важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие, был увлекательным.
5. Слабо развитые немногочисленные трудовые навыки дают возможность выполнения только элементарных трудовых операций.
6. Отсутствие навыков планирования своей деятельности.
7. Минимальная самостоятельность при выполнении ребенком трудовых операций.
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовой деятельности и усложняется его понимание, это приводит к следующим чертам:
1.Отделение трудовой деятельности от игры.
2.Развитие интереса к результатам трудовой деятельности.
3.Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
4.Ребёнок способен сам полноценно выполнять трудовые задания.
Дошкольники 3-4 лет не замечают своих ошибок в работе, считают ее хорошей, независимо от итога деятельности. К результатам труда сверстников склонны относится критически.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит полноценное развитие психических процессов организма и мыслительной деятельности. Ребенок начинает осознанно воспринимать все процессы окружающего мира и понимать их значение. Этот фактор определяет следующие особенности развития трудовой деятельности этого периода:
Развитие осознанного понимания общественной значимости труда и его пользы для себя и окружающих
Трудовая деятельность носит ценностный характер: ребенок понимает ее значение для своего развития и функционирования окружающего мира, осознает значение итогов трудовой деятельности.
Развитие ответственного и уважительного отношения к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность приобретает направленный характер.
Расширение и углубление трудовых навыков. Дети выполняют широкий спектр трудовых задач, отличающихся по видам, содержанию, целям и степени сложности.
Самостоятельный характер трудовой деятельности.
Осознание дошкольником себя, как полноправного участника трудового процесса. Это развивает трудолюбие ребенка, укрепляет веру в свои силы, стремление к достижению, поставленной трудовой цели.
Критерием оценки труда ребенка должно быть не только достижение какого-либо результата, но прежде всего его качество. Вспомним слова Антона Семёновича Макаренко: «Качество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ребенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».
Именно результат труда, качество труда выражает отношение дошкольника к другим людям. Взрослый стремится, чтобы у ребенка формировалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если дошкольник понимает, как сложно помыть пол или посуду, каких усилия для этого нужны, то будет стараться не пачкать пол, будет аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество труда становится главным критерием в оценке своих трудовых действий и труда сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.
Таким образом, дошкольный возраст характеризуется становлением основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Познание ценности труда для детей, радости от коллективной работы превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств дошкольника. Поэтому формирование трудолюбия в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
4