СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыкотерапии для детей с ментальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыкотерапии для детей с ментальными нарушениями»

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Семейный центр «Дмитровский»



















КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ»





















Музыкальный руководитель

Гурченко О.А.





Яхрома,2023

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни социальных учреждений. Она способствует коррекции психофизического здоровья воспитанников в процессе их жизнедеятельности.

Слушание особой музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет воспитанников, снимает напряжение и раздражительность, способствует нормализации давления.

Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию.

Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений.

Во втором – достигается катарсис (очищение).

В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слушание.

Групповая музыкотерапия

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

Влияние музыкальных инструментов и пения на организм.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Так, духовые инструменты влияют на формирование эмоционально-волевой сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Коррекции ментальных нарушений соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не зря звучание рояля называют «самой̆ математической̆ музыкой̆», а пианистов относят к музыкальной̆ элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей̆ памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипка, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания, лечат душу.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Выражение «чарующий̆ голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей̆ своей̆ воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого человека, кому необходима коммуникабельность.

Музыкотерапия: показания. Для социальных учреждений, где проживают дети с разными формами нарушений - зрительные патологии, различной степени ЗПР (задержка психического развития, ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС), нарушения психо-эмоциональной̆ сферы, ментальные нарушения, психосоматические заболевания влияние музыкальной терапии трудно переоценить.

Как воздействует музыкотерапия?

Психосоматическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется лечебное воздействие на различные функции организма.

Психотерапевтическое, в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция психоэмоционального состояния, отклонений в личностном развитии психоэмоционального состояния

Воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной̆ работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

У воспитанников с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.

Трудности певческой деятельности детей с ЗПР и ментальными нарушениями связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её.

Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения.

Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей.

Две основные формы музыкотерапии: активная и пассивная (рецептивная). Активная музыкотерапия представляет собой активную музыкальную деятельность, заключающуюся в воспроизведении музыкального материала с помощью собственного голоса или каких-либо музыкальных инструментов, двигательные импровизации под соответствующий̆ характеру музыки словесный̆ комментарий.

Пассивная – предполагает процесс восприятия (слушания) музыки с психотерапевтической̆ целью, прослушивание стимулирующей̆, успокаивающей̆ или стабилизирующей̆ музыки.

Музыкотерапия как условие развития коммуникативных, творческих способностей детей в процессе музыкальных занятий. Целью занятий по предлагаемой методике является коррекция нарушений в сфере общения детей с помощью музыки.

Основные принципы методики:

- принцип ориентации на целостность восприятия образа человека. Он предполагает признание равной значимости речевых и невербальных манифестаций личности ребенка;

- принцип «фольклорной игры», опираясь на народные методы развития способностей, предполагает участие в занятиях детей различной музыкальной одаренности.

Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровые построения занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливают высокий уровень эмоциональной отдачи.

Принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии. Он служит средством активизации социального поведения ребенка. Работа по этому принципу ведет к развитию индивидуального творческого самовыражения, так как наряду с коллективным исполнительством, предоставляет каждому воспитаннику определенную роль.

Принцип является средством поддержания интереса к музыкальным занятиям, так как отвечает физическим (разрядка энергии), социальным (осмысленное коллективное обучение), интеллектуальным (индивидуальная творческая самореализация) запросам дошкольников. - принцип множественного и концентрированного воздействия.

Данный принцип предполагает осознание многомерности воздействия всей системы занятий на коммуникативную сферу личности, то есть каждое упражнение наряду с решением определенной цели одновременно косвенно решает и иные задачи по развитию коммуникативных способностей. - принцип «педагогического доверия» основан на вере педагога в возможности каждого ученика. Результатами работы по принципу является всесторонне раскрытие личности ребенка, поверившего в свои собственные возможности. Творческий процесс на музыкальных занятиях один из наиболее интересных и любимых детьми.

Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес, а также учит детей взаимодействовать друг с другом.

Таким образом мы видим, что музыкотерапия, оказывает положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей, развитие музыкального слуха, творческих способностей, вызывает эмоциональный отклик; развивает внимание и память.

Утренняя музыка

Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной̆ в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной̆ музыки, воспитанникам будет легче переходить из состояния полного покоя к активной̆ деятельности. .

Музыка перед дневным сном.

Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной̆ сон я предлагаю воспитателям воспользоваться благотворным влиянием мелодичной̆ классической̆ или современной̆ релаксирующей̆ музыки, наполненной̆ звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Музыка для прослушивания на музыкальных занятиях. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психоэмоционального расслабления.

Музыкальные произведения, воздействующее на эмоциональное состояние ребенка:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. Инструментальная музыка Диего Модена

3. Композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

6. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.

7. «Времена года» П. И. Чайковского.

8. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

9. Ф. Шуберт «Аве Мария».

10. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

11. Samudra Ocean «Голоса океана».

12. Инструментальная музыка: Сергей Сиротин, Д. Ливингстон.

13. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

14. Музыка для здоровья: Edward Simon, Karunesh, Ocarina Blue.

15. Бах «Органные прелюдии и фуги»

16. А. Вивальди «Времена года».

17. «Голоса природы».

18.«Аве Мария» Ф. Шуберт.

19. «К радости» Л. Бетховена.

20. «Мелодия» Глюк.

21. «Праздничная увертюра» Д. Б. Шостакович.

22. «Чардаш» В. Монти.

23. «Финал венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Лист.

24. «Баркарола» «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковский. 25. Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопен.

Структура музыкотерапевтического занятия.

Установление контакта (формирование атмосферы, налаживание контакта, подготовка к прослушиванию.

Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное динамичное, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку).

Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя). Оно обычно релаксирующее, или энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма.

Каждый̆ из этапов включает в себя музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения.

Соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.

По показу взрослого выполняют различные музыкально-ритмические движения, реагируют на двухчастную форму, характер, темп музыки, в танцевальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, притопывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается моторная неловкость, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.

В настоящее время, в век компьютеризации, возрастает роль музыки в формировании ребенка с проблемами, знакомство с музыкальными инструментами, отражающими национальные фольклорные традиции народа, приобретает еще большее значение.

С помощью музыкально-дидактических игр и обучения музицированию на детских музыкальных инструментах у воспитанников с проблемами формируются все компоненты музыкального слуха (тембровый, динамический, ритмический, мелодический).

Воспитанники знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, клавишные, струнные), овладевают звукоизвлечением.

Обучение игре на детских инструментах проходит несколько этапов: сначала это извлечение одного звука и передача простого ритмического рисунка на ударном инструменте (барабане, бубне, ложках, палочках, треугольнике)

Методы, используемые в работе с детьми с ОВЗ:

  • наглядные методы (исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и др.);

  • словесные методы (рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.);

  • практические методы упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности.

Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств — слух, зрение и др. Так, в обучении музыке широко применяются наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, смены частей, некоторых изобразительных моментах и т. д.). В музыкальном обучении детей эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: дидактических пособий, карточек, рисунков, фотографий композиторов, книжных иллюстраций, репродукций с картин художников, музыкальных инструментов, игрушек, театральных кукол, различных атрибутов (лент, мячей, флажков, элементов народного костюма и др.).

В работе с детьми с ментальными нарушениями следует для активизации познавательной деятельности использовать, например, показ разнообразного дидактического материала.

Для наглядности в музыкальном воспитании очень широко используется в практике дидактическое пособие «музыкальная лесенка». Ориентируясь на высоту ступеней лесенки, ребенок учится соотносить звуки по высоте, овладевая понятием «высота звука». С помощью наглядно-предметных моделей дети гораздо быстрее осваивают также такие понятия, как «метро-ритм», «длительность», «направление движения мелодии».

Словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка. Среди словесных методов используются методы сообщения и закрепления знаний о музыке, о ее специфических особенностях, о средствах музыкальной выразительности, например о том, что музыка может звучать в разном темпе (быстро, медленно, очень быстро, очень медленно), в разных регистрах (высоком, среднем, низком) и т. д. С этой целью применяются беседа о музыке, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы и др.

Рассказ, беседа должны по возможности сочетаться с наглядностью — показом иллюстраций, слайдов, звучанием музыкальных фрагментов и т. д. Это значительно повышает эффективность усвоения музыкального материала, делает его более понятным, «зримым».

У детей с задержкой психического развития, с нарушениями интеллектуальной деятельности наблюдается замедленность темпа восприятия. Поэтому организация восприятия музыки с такими детьми требует использования коррекционно-направленных приемов, подготавливающих их к данному процессу. Это может быть рассказ педагога, беседа о музыке и другие словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, фотографий и др.).

Практические методы обучения эффективны в случае освоения детьми способов музыкальных действий, например навыков пения, движения под музыку, приемов игры на музыкальных инструментах и др.

Упражнения являются основным методом закрепления полученных знаний и выработки определенных умений и навыков, связанных с различными видами музыкальной деятельности. Они очень разнообразны и могут решать самые разные задачи. Так, упражнения для развития слуха и голоса, используемые при обучении детей пению, представлены в таком замечательном учебном пособии, как «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной.

В музыкальном обучении детей с проблемами в развитии огромную роль играют ритмические упражнения, благодаря которым формируются двигательный самоконтроль и произвольность внимания.

Это достигается в таких музыкально-ритмических композициях, как, например, «Игра с водой», «Собираем камешки», «Игра с мячом» и др., в которых не только совершенствуется координация движений, но и закладываются основы для творческих проявлений детей.

Полезны для детей упражнения по воспроизведению несложных ритмических рисунков на музыкальных инструментах. Это может быть воспроизведение ритмического рисунка простых знакомых детям песен, попевок или звукоподражаний, ритмически организованных, например, имитация крика кукушки (ку-ку, ку-ку), пения петушка (ку-ка-ре-ку), стука дождевых капель по крыше дома (кап-кап-кап), пропевание своего имени с одновременной игрой на инструменте (На-та-ша, Са-ша, Ка-тень-ка) и др.

При обучении детей с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельности также возможна композиция наглядных, словесных и практических методов. Так, детям можно предложить отгадать «музыкальные загадки»: во время восприятия музыкальных произведений определить по характеру звучания музыки, кто в ней представлен (например, скачущий зайчик, играющая кошка, танцующий медведь и др.). При этом педагог загадывает словесные загадки об этих животных до начала восприятия музыки и для лучшей ориентации детей может предложить им картинки с соответствующими изображениями. После восприятия каждой из музыкальных пьес, изображающих животных, дети называют их или показывают соответствующие картинки. Затем им можно предложить показать характерными образными движениями под музыку то или иное животное по выбору.

К методам стимулирования и мотивации можно отнести дидактические игры, занимательные упражнения, создание ситуаций эмоциональных переживаний, метод поощрения, метод создания ситуации успеха, метод предъявления требований и др.

Игра является методом стимулирования музыкальной деятельности и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Этот метод используется в процессе работы с детьми с такими нарушениями в развитии, как нарушение слуха, зрения, задержка психического развития, умственная отсталость.

Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при усвоении любого программного музыкального материала в разнообразных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности детей. Она позволяет обеспечить ребенку с проблемами в развитии необходимое количество повторения определенных действий, операций на различном музыкальном и другом художественном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к выполняемым заданиям. Используя дидактические игры «Узнай инструмент», «Сложи ритмический рисунок», «Качели» и др., можно формировать у таких детей представления о свойствах звука (тембре, ритме, высоте).

Ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

Рекомендации по проведению музыкотерапевтических сеансов:

Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой̆, громкой̆ и диссонансной̆. В противном случае в организме происходит выброс адреналина, что приведет к противоположному эффекту.

Аудиозапись музыки должна быть качественной̆, без посторонних помех и шумов.

При прослушивании музыки рекомендуется представлять, что она звучит только для слушающего.

Сеансы музыкотерапии - не раньше,чем через 2-3 часа после плотного приема пищи. В любом случае – не меньше, чем за 4-5 часов до ночного сна.

Сеансы музыкотерапии лучше воспринимать с закрытыми глазами (“выключение” зрительного анализатора значительно усиливает, обостряет слуховое восприятие).

Музыкотерапевтические упражнения, которые рекомендуется

выполнять с детьми ОВЗ

«Снеговик» - психогимнастика, направленная на расслабление, снятие напряжения. Ведущий̆ и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу. Педагог говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).

«В лесу» Музыкальное моделирование.

1 Переживание своего эмоционального состояния: «Мы в дремучем лесу, темно, воют волки, мы продираемся через колючие кустарники, бежим (звучит музыка Петра Ильича Чайковского - оркестровая фантазии «Франческа да Римини» на тему «Ада», ребенок двигается в соответствии с сюжетом) ».

2 Формирования состояния покоя, защищенности: «Мы выбежали на поляну. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет пробраться сюда. Здесь очень красиво: маленький̆ водопад стекает в прозрачное озеро, на земле нежная зеленая трава и удивительные прекрасные цветы (звучит ноктюрн Ф. Шопена, ребенок лежит или сидит на коврике)».

3 Становление конечного эмоционального состояния: «Водопад так радостно звенит своими капельками! Нам становится так легко, так весело! Мы тоже хотим петь вместе с водопадом! (звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, ребенок подыгрывает на металлофоне или танцует)».

«Дождь в лесу» релаксация, развитие чувства эмпатии.

Дети становятся в круг, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу. Педагог читает текст, дети выполняют действия: «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый̆ листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный̆ ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам друзей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Таким образом, внедрение в нашем учреждении таких сеансов музыкотерапии для детей с множественными нарушениями развития можно считать положительным опытом.

Список используемой литературы:

Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании» (методические рекомендации), серия «Инклюзивное образование», Москва 2014 г.

«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Под редакцией Е. А. Медведевой, Москва ACADEMIA 2002 г.

Чистякова, М.И. «Психогимнастика» - М., «Просвещение», «Владос», 1995 г.

Волкова Г.А., «Логопедическая ритмика» Москва, «Просвещение», 1985 г.

Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - Детство–Пресс, Санкт – Петербург, 1999 г.

Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие), «Творческий центр», Москва, 2005 г.

Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, изд. «Учитель», 2011 г.

Брусиловский Л. С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000 г.

Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.

Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия - М., 1999 г

Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольника. (Старшая и подготовительная группы) - Академия развития детей, 2008г.

Фирилеева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» - ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2010.