УДК 796. 3 (021) Волейбол
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА НАДЁЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Гречкин Иван Михайлович
учитель физической культуры МОУ Катуаровской СОШ
141865, Российская Федерация, Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский.
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы влияния уровня тревожности у детей в возрасте 15-18 лет, занимающихся волейболом в течении 5 лет на надёжность выполнения технических элементов в волейболе. Рассмотрены основные технические действия в волейболе, виды тревожностей, возникающие у детей в этом возрасте. Определено понятие тревожности. Проанализированы уровни тревожности у ребят, которые в течение пяти лет занимаются в секции по волейболу при общеобразовательной школе. Проведен эксперимент на выявление влияния уровня тревожности на надёжность технических действий в игре, в ходе которого выявлено, что высокий уровень тревожности отрицательно влияет на надёжность технический действий волейболистов, а низкий уровень тревожности, положительно влияет на выполнение технических приёмов.
Ключевые слова: волейбол, тревожность, техническая подготовка, психологическая подготовка, тренировочный процесс.
INFLUENCE OF THE ALERT LEVEL ON THE RELIABILITY OF TECHNICAL ACTIONS OF YOUNG VOLLEIBOLISTS
Grechkin Ivan Mikhailovich
the teacher of physical culture MOU of the Katuorovo SOSH
141865, Russian Federation, Moscow region, Dmitrovsky district, pos. Nekrasovsky.
Annotation. This article is devoted to the study of the problem of the influence of the level of anxiety in children aged 15-18 years who are engaged in volleyball for 5 years for the reliability of performing technical elements in volleyball. The main technical actions in volleyball, kinds of anxiety, arising at children at this age are considered. The concept of anxiety is defined. The levels of anxiety in children who have been engaged in volleyball section at the secondary school for five years are analyzed. An experiment was conducted to determine the effect of anxiety level on the reliability of technical actions in the game, during which it was revealed that a high level of anxiety adversely affects the reliability of technical actions of volleyball players, and a low level of anxiety positively affects the performance of technical techniques.
Key words: volleyball, anxiety, technical training, psychological preparation, training process.
Проблема повышения результативности и надежности соревновательной деятельности привлекает все большее внимание специалистов. В связи с обострением спортивной конкуренции и обусловленным этим повышением требований к уровню выступлений спортсменов, роль психологического фактора в этой сфере деятельности становится все более ощутимой. Поэтому, на современном этапе развития спорта проблема повышения эффективности самой системы психологической подготовки спортсменов занимает одно из первых мест. Она непосредственно связана с управлением тренировочным и соревновательным процессами. Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор тревожности и эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов.
Проблема тревожности является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения.
Анализ литературы показал, в спортивной психологии влияние тревожности на надёжность технических действий в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам, и недостаточное внимание уделялось исследованиям процесса подготовке юных спортсменов, что позволяет признать настоящее исследование актуальным.
Объектом нашего исследования является учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Предметом нашего исследования является уровень тревожности волейболистов и его влияние на надёжность технических действий.
Для того, чтобы определить влияние тревожности на надёжность технических действий волейболистов мы провели экспериментальное исследование с детьми, занимающимися в секции по волейболу в МОУ Катуаровская СОШ.
На первом этапе нами была проанализирована литература и выбраны тесты.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [3]. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2]. Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [4].
По определению С. С. Степанова «тревожность- переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [5].
Технические действия в волейболе - это передвижения, исходные положения, передачи мяча, прием подачи, передачи, подачи, атакующие удары и блокирование [1].
Для оценки уровня тревожности используем тест ситуативной и личностной тревожности Ч.Спилбергера (состоит из 40 вопросов).
Для оценки надёжности технических действий волейболистов нами были использованы следующие тесты: 1) подачи мяча по зонам; 2) приемы мяча после подачи; передачи мяча; 3) атакующие действия в цель; 4) выполнение блокирующих действий).
На втором этапе были проведены тесты на определение уровня тревожности и распределение волейболистов на «тревожных» и «спокойных».
Результаты проведения данных тестов указаны в следующих таблицах.
Таблица. №1 результаты тестов на тревожность
Испытуемый | Тест на ситуативную тревожность (баллы) | Тест на личностную тревожность (баллы) |
n1 | 36 | 40 |
n2 | 45 | 50 |
n3 | 38 | 36 |
n4 | 36 | 38 |
n5 | 36 | 39 |
n6 | 41 | 50 |
n7 | 35 | 36 |
n8 | 44 | 48 |
n9 | 38 | 40 |
n10 | 46 | 50 |
n11 | 37 | 40 |
n12 | 38 | 38 |
n13 | 42 | 48 |
n14 | 44 | 50 |
n15 | 41 | 50 |
n16 | 48 | 52 |
n17 | 45 | 52 |
n18 | 46 | 50 |
n19 | 40 | 46 |
n20 | 44 | 52 |
По итогам проведения данных тестов нами были сформированы две группы испытуемых, условно разделенные на «тревожных» и «спокойных».
На третьем этапе нами использовались тесты оценки надёжности технических действий волейболистов.
1) Волейболисты выполняли подачи по номерам площадки (1-6 номера, кроме номера 3) поочерёдно. Необходимо попасть в нужный номер. Подсчитывается сколько подач выполнено успешно. Успешная попытка – 1 балл.
2) Волейболисты выполняли приём мяча после подачи. Три верхних и три нижних приёма поочерёдно. Подсчитывается количество успешных приёмов. Учитывается техника приёма, необходимо довести мяч до связующего. Успешная попытка – 1 балл.
3) Волейболисты выполняли передачу мяча для нападающего удара. Передачи во второй, третий и четвёртый номер площадки. Учитывается техника выполнения передачи. Подсчитывается количество успешных передач. Успешная попытка – 1 балл.
4) Волейболисты поочерёдно выполняли нападающий удар со второго, третьего и четвёртого номера площадки. Необходимо успешно нанести удар и попасть в цель. Успешная попытка – 1 балл.
Нанося удар со второго номера необходимо попасть в пятый, с третьего в 6 и с четвёртого в пятый номер площадки. Подсчитывается количество успешных ударов. Успешная попытка – 1 балл.
5) Волейболисты выполняли блокирование со второго, третьего и четвёртого номера площадки.
Необходимо заблокировать нападающий удар, чтобы мяч попал в часть площадки соперника, если мяч ушёл в аут, блокирование не засчитывается. Подсчитывается количество успешных блокирований. Успешная попытка – 1 балл.
Результаты проведения данных тестов указаны в следующих таблицах.
Таблица. №2 Результаты тестов на надёжность технических действий в волейболе у «тревожных»
Испытуемый | Тест на подачу сверху (баллы) | Тест на приём мяча после передачи (баллы) | Тест на передачу мяча (баллы) | Тест на нападающий удар в цель (баллы) | Тест на блок (баллы) |
n15 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 |
n2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 |
n8 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 |
n13 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 |
n10 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
n14 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 |
n19 | 3 | 4 | 1 | 3 | 1 |
n18. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 |
n16 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
n17 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 |
n20 | 3 | 2 | 3 | 2 | 0 |
Таб. №3 Результаты тестов на надёжность технических действий в волейболе у «спокойных»
Испытуемый | Тест на подачу сверху (баллы) | Тест на приём мяча после передачи (баллы) | Тест на передачу мяча (баллы) | Тест на нападающий удар в цель (баллы) | Тест на блок (баллы) |
n1 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 |
n4 | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 |
n5 | 5 | 6 | 2 | 3 | 3 |
n6 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
n11 | 4 | 5 | 2 | 3 | 2 |
n1 | 5 | 5 | 5 | 4 | 2 |
n7 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 |
n9 | 5 | 6 | 3 | 2 | 1 |
n3 | 5 | 6 | 3 | 3 | 2 |
На четвёртом этапе мы проанализировали кто качественнее выполнил технические действия в волейболе и сравнили эти данные с уровнем тревожности.
По результатам проведённых тестов мы выявили, что результаты у «спокойных» волейболистов заметно лучше, чем у «тревожных». Следовательно, можно сделать вывод: тревожность отрицательно влияет на надёжность технических действий волейболистов. Волейболисты с высоким уровнем тревожности справились с тестами по волейболу хуже, чем волейболисты с низким уровнем тревожности.
Литература
Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин // Теория и практика физ. культуры. — 2004. — № 4. — С. 30—33.
Немов, Р. С. Психология [Текст]. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 2003, 4-е изд. — 688 с.
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков [Текст] : псих. природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М. : Моск. псих.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2000. — 304 с.
Савина, Е. А. Введение в психологию [Текст] : курс лекций / Е. А. Савина ; гл. ред. А. П. Олейникова. — М. : Прометей, 1998. — 252 с.
Степанов, С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст] / С. С. Степанов. — М. : Деловая кн.,1999. — 80 с.