Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Северо-Кавказское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
ДОКЛАД
«Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование сплоченности коллектива суворовцев»
Подготовила:
З.Р. Ногаева
г. Владикавказ 2017 г.
Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование сплоченности коллектива суворовцев
На современном этапе развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляются повышенные требования не только к офицерам из руководящего состава, но и ко всем военнослужащим. Для военного важны все качества: профессиональные, боевые, морально-деловые… Но всегда во все времена ценились качества личности самого человека. И не случайно офицерство считалось одной из наиболее образованных и культурных слоев общества, отождествляемое с дворянством.
Военная присяга, воинские уставы, приказы, постановления и распоряжения… Все это определяло правила военного воспитания и внутреннего устройства и порядка в частях и подразделениях. Но особое внимание уделялось умственному, физическому и (немало важно) духовно-нравственному развитию. Ведь еще А.В. Суворов говорил: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву».
На сегодняшний день в суворовском училище внедрена система воспитательной работы, направленная на развитие личности, на самоопределение и социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Духовно-нравственному развитию суворовцев, их морально-нравственному облику уделяется особое внимание. Поскольку суворовцы живут одной семьей, то оценивают свое поведение с точки зрения морали и нравственности не только они сами и окружающие их офицеры, преподаватели, но и сверстники, одобряя или не одобряя, а иногда и порицая. Конечно же, все это регулируется с помощью определенных законов, требований, принятых в роте и в училище, а также общественных требований к суворовцу как к гражданину своей страны.
Суворовца охватывает многообразие отношений окружающего мира. Все разнообразные мероприятия, в которых суворовец задействован, так или иначе направлены на духовно-нравственное воспитание, на формирование моральных отношений к идеологии и политике нашего государства, на отношение к Родине, воинской службе, труду, к общественному достоянию, к другим людям и к себе. Все это включает в целый ряд норм, правил и требований. Именно они составляют фундамент жизни личности и ее поведения. Очень важно организовать такую воспитательную деятельность, чтобы взгляды, убеждения, потребности, побуждения, привычки суворовцев стали их внутренней моральной нормой, правилами и убеждениями.
Поскольку воспитательные воздействия всегда преломляются в индивидуальном восприятии каждого воспитанника, то в конечном итоге может отмечаться разная степень полноты и сформированности отдельных черт и качеств у разных людей, даже находящихся в примерно одинаковых условиях и подвергающихся одинаковым воспитательным воздействиям.
Стремясь к достижению главных конечных результатов, воспитатель ставит перед собой ряд воспитательных целей и задач, выполнение каждой из которых необходимо проверить и также оценить достигнутый уровень их реализации, степень сформированности того или иного качества, требуемой нормы поведения и т.п. Для этого чрезвычайно важно осуществление повседневного контроля воспитательного процесса, контроля за развитием отдельных черт и качеств у каждого воспитанника на всех этапах формирования его личности. За суворовцами 4 взвода я наблюдаю с момента их поступления в СК СВУ. Работа была начата с изучения личности суворовца. Уровень духовно – нравственного воспитания всех суворовцев необходимо было поднимать, т.к. между правилами поведения в школе и правилами поведения в условиях суворовского военного училища существуют различия. Во время работы я столкнулась с определенными трудностями, т.к. у суворовцев шла адаптация к учебе в 5 классе после начальной школы и к условиям суворовского военного училища. У следующих суворовцев: Квелашвили Г.З., Качмазов Э.С., Пагаев Э.А. уровень воспитанности был ниже в сравнении с уровнем воспитанности других суворовцев, поэтому их адаптация к жизни в суворовском военном училище и к коллективу имела более затяжной характер. Суворовец Харламов И.Е. ввиду своей чрезмерной эмоциональности был очень неорганизован и, как следствие, наблюдали сниженный уровень воспитанности. Суворовец Хамикоев Т.Р. имел слабо развитые навыки самостоятельной работы, обидчивый нрав, немного завышенную самооценку, из-за чего возникали проблемы во всех областях жизнедеятельности. У обучающегося Оченева И.С. были слабо развиты коммуникативные способности, неумение правильно самостоятельно организовать самоподготовку. Лучше всего организованы были суворовцы Цахилов Б.С. и Цораев И.Б., благодаря чему быстрее и успешнее прошла адаптация у этих суворовцев и, соответственно, работа над формированием необходимых для личности суворовца качеств началась раньше. Проведя первый этап наблюдений, я составила план дальнейших воспитательных действий относительно каждого суворовца и взвода в целом, затем наметила план работы по сплочению коллектива суворовцев.
Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться новых успехов и оказывать значительное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому в системе коллективного воспитания взвода суворовцев большое значение имеет формирование перспективных целей обучающихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся задач и увлекательных перспектив.
Методика создания и воспитания коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех обучающихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла их в дружный коллектив.
Отсюда следуют два существенных вывода:
а) в качестве важнейших средств воспитания коллектива суворовцев выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурная деятельность обучающихся;
б) в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.
Педагогическую основу этой методика составляют:
- умелое предъявление требований к суворовцам;
- воспитание коллектива взвода;
- организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно - эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности;
- формирование здорового общественного мнения;
- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Раскрывая методические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность протекания в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода. Вот почему создание коллектива нужно начитать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам.
Начинать воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. С этой целью суворовцы изучают нормы и правила поведения в СК СВУ.
Соблюдению установленных в СК СВУ норм и правил.
Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к суворовцам. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для обучающихся.
В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроения в коллективе и общественное мнение суворовцев. Только создавая условия для стимулирования учебной работы и активного участия суворовцев во внеклассных мероприятиях, можно постепенно усложнить требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельности.
Работа над становлением коллектива суворовцев 4 взвода (ранее 2) началась с момента их поступления в СК СВУ. Для реализации этой цели использовались различные педагогические технологии, представляющие комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживающийся человеческими и материальными ресурсами, направленными на формирование у воспитанника определенных качеств, типа поведения. Так как все обучающиеся с претензией на лидерство, то для лучшего результата необходимо было использовать различные методы и приемы: беседы, игры, интерактивные классные часы, дискуссии, чаепития, круглые столы, поощрения, взыскания, коллективные творческие дела, а так же активное участие в мероприятиях, проводимых в СК СВУ. Вся воспитательная работа велась и сейчас ведется в тесном сотрудничестве с родителями, которые не просто всегда в курсе успехов и неудач своих детей, но и мотивируют и помогают во всех проводимых мероприятиях.
В вопросах формирования коллектива используется так же индивидуальный подход к каждому суворовцу. Основополагающим в решении этого вопроса является технология коллективного воспитания, формирующая гармонично вписывающегося в систему общественных отношений человека. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства товарищества, дружбы, взаимопонимания, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности. Например, заместителем командира взвода был назначен суворовец Пагаев Э.А., который стремился исполнять свои обязанности добросовестно. Но не всегда это получалось, так как некоторые суворовцы к его назначению относились ревностно, имея желание самим быть на его месте. Сам же суворовец мог неправильно себя повести иногда из-за чувства товарищества, которые сами же и подводили его. Но проводя работу над становлением его личности и формированием лидерских качеств, мы добились правильного понимания поставленных перед суворовцем задач в должности заместителя командира взвода. И эта работа ведется по сегодняшний день. В целом, можно сказать коллектив сформировался, но есть предпочтения по интересам у некоторых суворовцев (Цораев И.Б., Цахилов Б.С.- учеба, Квелашвили Г.З., Качмазов Э.С. – личные качества). Особое внимание в 5 классе уделялось суворовцу Оченеву И.С., который вследствие личностных качеств и менталитета старался обосабливаться, но при этом был активен и отзывчив. Под особым контролем нужно держать суворовца Квелашвили Г.З. и сейчас тоже, т.к. в противном случае учеба и дисциплина ухудшаются. Тревожность долгое время сохранялась у следующих суворовцев: Хамикоева Т.Р., т.к. для поддержания успеваемости на должном уровне ему необходимо работать на пределе своих возможностей. А у суворовца Качмазова Э.С. причиной тревожности была переоценка своих способностей и его амбициозность, но она же и помогала ему успевать на «хорошо» и «отлично». Усиленного контроля требует суворовец Дзусов М.М. вследствие своей гиперактивности. Тревожность сохраняется у следующих суворовцев: Сатабаева Т.Р.., т.к. для поддержания успеваемости на должном уровне ему необходимо работать на пределе своих возможностей. Особое внимание следует уделить суворовцу Биджелову Т., который вследствие личностных качеств старается обосабливаться. А у суворовца Качмазова Э.С. причиной тревожности является переоценка своих способностей и его амбициозность.
В целях уменьшения во взводе конфликтов и оказания помощи для ускорения адаптации проводятся: личные беседы, коллективные обсуждения конфликтных ситуаций, диалоги в группах, подбор классных часов и т.д.
Психологический климат в классе – хороший. Все суворовцы отзывчивы, активны, принимают участие активное в проводимых мероприятиях, к порученным заданиям относятся ответственно. Но необходимо продолжать дальше работать над сплочением коллектива.
Работа продолжается и дальше в этом направлении. Но суворовцы взрослеют и поэтому меняются, соответственно, подходы и методы работы с ними. Для достижения поставленных целей в вопросах сплочения взвода суворовцев используются основы возрастной педагогики и психологии, которые способствуют поиску лучших путей помощи детям.